Глава 2. Твердость камня от Священного Писания Нового Завета

 

1. Евангелие от Матфея, глава 18. Христос говорит: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). Следовательно, еретики, отка­зывающиеся быть сынами Святой Церкви, могут быть преданы мирскому суду.

2. Евангелие от Иоанна, 2. Бичем, сделанным из веревок, Господь изгоняет из хра­ма продающих и покупающих. Если купцы были изгнаны из Церкви, то тем более долж­но изгонять еретиков и строго их наказывать.

3. Евангелие от Матфея, глава 7. Христос сравнивает еретиков с хищными вол­ками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутрь суть волки хищные (Мф. 7:15). Нечто подобное говорит и Павел в Деяниях Апостолов: я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; (Деян. 20:29). Поскольку убивать волков достойно и праведно, ибо жизнь овец дороже смерти волков, ясно, что убивать еретиков достойно и праведно.

4. Евангелие от Иоанна, глава 10: кто не дверью входит (...), но прелазит инуде, тот вор и разбойник (Ин. 10:1). По толкованию святого Златоуста и других ворами и разбой­никами здесь названы еретики. Но что совершает праведный суд по отношению к ворам и разбойникам? Не убивает ли он их? Так должно поступать и по отношению к еретикам.

5. Послание к Римлянам, глава 13. Мирская власть не напрасно имеет меч. Всякий начальник, особенно христианский, Божий слуга, должен дать отпор злодеям и мятеж­никам, нарушителям тишины.

6. Деяния Апостолов, глава 5. Апостол Петр поразил смертью Ананию и Сапфиру за ложь Святому Духу. Не солгали ли и еретики Святому Духу, поверив Святой Церкви, а потом отскочив от нее?

7. Деяния Апостолов, глава 13. Апостол Павел поразил слепотой ложного проро­ка Елима волхва, который пытался отвратить Анфипата от веры.

8. Первое Послание к Коринфянам, глава 5. Апостол Павел предал сатане того, кто имел жену отца.

9. Первое Послание к Тимофею, глава г, стих 20. Апостол Павел предал сатане Именея и Александра, чтобы наказать их за хулу. Разве есть большее наказание, чем пре­дать кого‑либо сатане? Это больше, чем умертвить тело. Если делается первое. То тем более должно быть второе.

10. Второе Послание к Тимофею, глава 16. Апостол Павел уподобляет ересь ган­грене. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться (2 Тим. 16:16‑17). Но поскольку гангрена, или рак (неисцелимая рана, поедающая тело, распространяясь на здоровые чле­ны), лечится только отсечением, то так должно поступать и с еретиками.

 

 

Глава 3. Твердость камня от свидетельств Святых Отцов

 

Святой священномученик Киприан в книге «Об укреплении в мученическом подвиге», в главе 5, упоминает о том, что в Священном Писании, во Второзаконии, в гла­ве 13. написано об убиении ложных пророков. И он добавляет: «Если так часто бывало в Ветхом завете, то тем более должно быть в Новом».

Иероним, славный толкователь Священного Писания, рассуждает о словах Пав­ла на Послание к Галатам, главу 5, Малая закваска заквашивает все тесто (Гал. 5, 9) «Когда появляется искра, ее тотчас должно гасить, и удалять закваску от рядом находя­щегося теста. Должно отсекать гнилой член, овцу, покрытую струпьями, должно изгнать со двора. Арий был всего лишь одной искрой, но ее сразу не погасили, и от нее зажегся весь мир». Краткости ради мы не будем здесь подробно говорить о других святых Отцах, которые рассуждают на эту тему подобным же образом.

 

 

Глава 4. Твердость камня от законов благочестивых царей

 

Великий Константин по просьбе Никейского Собора отправил в изгнание ерети­ка Ария вместе с его сообщниками. Смотрите Созомена, книгу 1, главу 2.

Благочестивые цари Феодосий, Валентиан, Маркиан и другие ревнители благо­честия установили законы о еретиках, согласно которым еретики наказывались или вы­купом из большого количества талантов золота, или отнятием всего имущества, или из­гнанием, или нещадным избиением, а иногда и смертью. Один только Юлиан Отступник принял сторону еретиков.

Царь Иустиниан установил закон, по которому всех еретиков должно изгнать за пределы царства, прежде дав время для покаяния и обращения в течение трех месяцев. Смотрите историю диакона Павла в книге 16.

Царь Михаил поступил так же и одних еретиков наказал изгнанием, других смер­тью. Смотрите историю диакона Павла в книге 24.

Благочестивый царь Алексей Комнин повелел сжечь некоего еретика Василия, главы ереси богомилов. Смотрите Зонара о жизни Алексея.

Православный царь Максим повелел умертвить Прискилиана. Написал об этом Иероним в книге о выдающихся людях.

Оптат в книге третьей, против Пармениана, упоминает об убитых еретиках донатистах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: