Законодательное регулирование деятельности организаций связи

Анализ деловой и рыночной деятельности предприятия (на примере ЗАО «ТК – Урал»)

 



Содержание

Введение

1. Теоретические основы оценки экономико-правового положения организации связи

1.1 Сущность услуг связи и их роль в национальной экономике

1.2 Законодательное регулирование деятельности организаций связи

2. Анализ экономической деятельности ЗАО «ТК – Урал»

2.1 История развития и общая характеристика деятельности ЗАО «Телефонная компания – Урал»

2.2 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности ЗАО «Телефонная компания – Урал»

2.3 Оценка экономического положения ЗАО «ТК – Урал»

3. Анализ финансового состояния ЗАО «ТК – Урал»

Заключение

Список использованных источников

 



Введение

Современное развитие передовых национальных экономик во многом обусловлено формированием сферы услуг и по основным социально-экономическим параметрам выгодно отличается от предшествующего индустриального этапа. Услуги связи и информационных технологий, призванные удовлетворять общественные и личные потребности в передаче различного рода информации и коммуникациях, следует рассматривать как элемент производственной инфраструктуры общества.

Предоставляя услуги по сбору, обработке, передаче и доставке информации, связь обладает всеми признаками сектора производственной инфраструктуры. Так, здесь создаются стоимость и потребительская стоимость. Потребительская стоимость представляет собой конечный полезный эффект передачи сообщений. Создаваемая в отрасли стоимость, равная денежному выражению произведенных (оказанных) услуг, включается в валовой внутренний продукт.

В условиях информатизации общества, на постиндустриальном этапе его развития, резко возрастает роль и значение услуг связи и информационных технологий, что определяется необходимостью формирования единого информационного пространства страны и включения его в мировые информационные потоки, разработки эффективных стратегий развития глобальных компьютерных сетей. Высокие темпы развития рынка услуг связи, опережающие рост валового внутреннего продукта, основываются на использовании высоких технологий и перспективных технических средств связи.

Являясь транспортной системой информационного пространства, система телекоммуникаций должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям высококачественной и бесперебойной передачи информации и коммуникациях. Следует учитывать, что развитие рыночных структур, создание в стране большого числа совместных организаций, зон свободного предпринимательства, приток иностранного капитала повышают потребность в средствах и услугах связи, имеющих повышенные требования клиентов. Органы управления и регулирования связи строят техническую и экономическую политику в области развития телекоммуникаций России с учетом этих требований.

Актуальность экономико-правового развития акционерных обществ обусловлена тем, что в мире происходят процессы глобализации рынков, и, как следствие, укрупнение организаций и организаций, образование корпоративных структур: холдингов, финансово-промышленных групп, концернов, трестов, консорциумов.

В качестве объекта исследования был выбран оператор местного и зонового рынков услуг связи и информационных технологий (ЗАО «ТК – Урал»), являющийся самостоятельной организационной структурой, обособленной экономически и юридически в составе группы компаний «Синтерра».

 



Теоретические основы оценки экономико-правового положения организации связи

Сущность услуг связи и их роль в национальной экономике

 

Современное социально-экономическое и промышленное развитие тесным образом связано с понятием информации и его производными. Данное обстоятельство обусловлено множеством факторов, наиболее значимым из которых является многократное усложнение социальных, экономических, производственных и других процессов, происходящих в обществе. В связи с этим на первый план выдвигаются вопросы организации и управления, основанные на процессах передачи и преобразования информации.

Связи и информатизации как сектору экономики принадлежит особая роль в народном хозяйстве, так как ее важнейшей функцией является обеспечение потребностей общества в передаче информации и коммуникациях.

В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года. Появляются и успешно развиваются новые сектора информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный и человеческий потенциал. Начало XXI века рассматривается как эра информационного и сетевого общества, а также общества знаний, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом.

Исходя из макроэкономических показателей развития РФ, определенных в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, рынок телекоммуникационных услуг к 2010 году характеризуется следующим образом (таблица 1).

 

Таблица 1 – Показатели развития телекоммуникаций России на период до 2010 года

Показатели 2000 год 2005 год 2010 год
Количество телефонов, млн. 33,3 36,9 47,7
Телефонная плотность на 100 жителей, процентов 22,9 25,3 32,7
Количество сотовых телефонов, млн. 2,9 31,4 50,2
Плотность сотовых телефонов на 100 жителей, процентов 2,0 20,9 33,5
Количество пользователей Интернет, млн. 2,5 26,0 38,9
Плотность пользователей Интернет на 100 жителей, процентов 1,7 17,7 28,5

 

Объем капитальных затрат составит за 10 лет около 33 млрд. долларов США. Для стран с развитой экономикой развитие телекоммуникаций уже в настоящий момент характеризуется следующими показателями: телефонная плотность – 40-60 %; плотность мобильной связи – 25-40 %; плотность пользователей Интернета – 30-40 %.

Важнейшей составляющей информатизации общества являются процессы коммуникации. На современном этапе развития, когда роль информации определяется своевременностью и качеством ее доставки, особого внимания заслуживают современные технологические и технические средства передачи, обработки и ее распределения. Весь этот комплекс средств, обеспечивающих реализацию этих функций, называется электросвязью. Ее роль в условиях ускорения темпов научно-технического прогресса возрастает ежегодно и даже приобретает особое значение в подъеме экономики государства.

Наиболее существенной и значимой составляющей электросвязи является сфера телекоммуникаций. Устоявшегося общепризнанного определения данного понятия нет и по этой причине, в современной литературе, имеется тенденция замены термина «электросвязь» на термин «телекоммуникации». Под телекоммуникациями следует понимать комплекс технологических и технических средств, обеспечивающих процессы двусторонней передачи, обработки и распределения информации.

В зависимости от вида связи, характера передаваемой информации, средств и способов ее передачи, применяемой техники и технологий, профессионального состава кадров отрасль связи делится на две подотрасли основной деятельности: почтовую и электрическую, включая телерадиокомплекс, объединяющий радиосвязь, радиовещание, телевидение и космическую связь. Структура сферы телекоммуникаций, являющейся составной частью отрасли связи, представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Структура отрасли связи

С точки зрения производителей услуг рынок телекоммуникаций крайне неоднороден и недостаточно развит, что обусловлено историческими предпосылками. До начала 90-х годов ХХ-го столетия отрасль связи целиком находилась под контролем государства, в ведении Министерства Связи СССР. Общая перестройка экономики России естественным образом затронула и отрасль связи, как составную свою часть.

На современном этапе, телекоммуникации являются одной из самых успешных и стабильных сфер деятельности в РФ. Темпы роста превышают показатели роста российской экономики в целом. За 2008 год, по данным Федеральной службы государственной статистики, доходы сектора телекоммуникаций выросли более чем на 20% (рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика доходов сферы телекоммуникаций за 2005-2008 гг.

Данные за 2008 год свидетельствуют о сохранении темпов роста доходов, который обусловлен двумя факторами: увеличением потребностей в электросвязи и внедрением новых видов телекоммуникационных услуг.

Растущие потребности в информатизации общества и всех сфер его деятельности предъявляют повышенные требования к развитию телекоммуникаций, как связующему звену в информационном обществе. Современный рост экономики, ее глобализация предъявляет растущий спрос на новейшие услуги – передачу данных и мультимедийной информации. Этому способствует:

– развитие информационной инфраструктуры бизнеса;

– улучшение макроэкономических показателей (увеличение доходов на душу населения и росту потребления);

– строительный бум.

Помимо указанных причин развитию сферы телекоммуникаций будет способствовать увеличение доходов на душу населения, так как связь в целом и телекоммуникации в частности находятся в прямой зависимости от потребительского спроса.

Регулирование инвестиционной деятельности реализуется государством посредством методов, представляющих собой официальные способы воздействия субъекта управления (государственных органов) на объекты управления (организации и организации сектора телекоммуникаций). Существующие методы государственного регулирования достаточно разнообразны. При этом анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить о том, что на основе сложившегося стандартного набора методов государственного регулирования инвестиционной деятельности формируются национальные модели.

Законодательное регулирование деятельности организаций связи

 

Российское законодательство по применению услуг связи, формировавшееся во время наиболее динамичного их развития, характеризуется большим количеством нормативно-правовых актов разного уровня.

Для описания законодательной базы, относящейся к сфере оказания услуг связи, выделяют следующие типы нормативно-правовых актов:

– Конституция РФ;

– системообразующие законы, регулирующие базовые отношения в сфере электросвязи;

– законодательные акты общего характера (в том числе кодексы), содержащие нормативные правила по отдельным аспектам применения электросвязи;

– подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и иные акты Правительства РФ, акты иных органов государственной власти), относящиеся к сфере применения электросвязи;

– законодательство субъектов РФ в информационной сфере;

– международные соглашения (включая двусторонние) в области разработки и применения электросвязи, участником которых является РФ.

Конституция РФ является фундаментом для развития законодательства в области разработки и применения электросвязи. Она устанавливает основные права и обязанности участников информационных правоотношений, базирующиеся на свободе личности и свободе экономической деятельности, к которым относятся:

– право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23 ч.1);

– право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 ч.2.);

– недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст.24);

– свобода мысли и слова (ст.29 ч.1);

– право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29 ч.4);

– свобода массовой информации и запрещение цензуры (ст.29 ч.5);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; охрана интеллектуальной собственности законом (ст.44);

– право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42).

К системообразующим (базовым) законам в области разработки и применения электросвязи, в частности, относятся:

– Федеральный закон «О связи»

– Федеральный закон «О государственной тайне»;

– Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»;

– Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

– Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене».

Главным законом отрасли выступает закон «О связи», который устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории РФ и находящихся под юрисдикцией РФ территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Своими основными статьями закон определяет:

– сферу действия настоящего Федерального закона;

– основы деятельности в области связи;

– сети связи, порядок их присоединения и взаимодействие;

– цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика;

– государственное регулирование деятельности;

– лицензирование деятельности;

– оказание услуг связи и их оплату;

– защиту прав пользователей услугами связи;

– управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях;

– ответственность за нарушение законодательства РФ в области связи;

– международное сотрудничество РФ в области связи.

Отраслевое законодательство в сфере электросвязи, равно как и законодательство общего (кодифицирующего) характера включает на федеральном уровне также значительное число законодательных актов, принятых за последние годы и в которые периодически вносятся изменения. Региональное законодательство в сфере применения электросвязи представлено несколькими законами субъектов РФ, большей частью воспроизводящими положения федеральных законов.

В целях реализаций требований пунктов статей Федерального закона «О связи», Правительством РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ и Федеральным агентством связи РФ разработаны ряд подзаконных актов, в частности, определяющих:

– правила присоединения сетей электросвязи (постановление № 161);

правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (постановление № 310);

– правила ввода в эксплуатацию сооружений связи (приказ № 113);

– российскую систему плана нумерации (приказ № 142);

– правила технической эксплуатации цифровых международных и междугородних станций (приказ № 198);

– требования к построению сети общего пользования (приказ № 97);

– требования к порядку пропуска трафика (приказ № 98).

Существенная часть активности государственных органов как в законотворческой работе, так и в принятии собственных подзаконных актов направляется на реализацию различных форм предварительного и последующего контроля за деятельностью в сфере применения электросвязи.

Действующим законодательством устанавливается обязательное лицензирование в отношении всех видов деятельности, связанной с применением электросвязи; приема-передачи информации; в области разработки, производства и эксплуатации средств защиты информации. Более того, часть лицензируемых видов деятельности выведена из общего правового режима, установленного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: