Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых
ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
- обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
- гарантия возвращения мигрантов на родину;
- обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
- содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
- ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
- совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
- предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.
Российские власти используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без
гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве.