Актерское искусство на рубеже XIX –XX вв

I. Петербург

Владимир Николаевич Давыдов (1849 – 1925)

Из обедневшей дворянской семьи, закончил Московский университет. Давыдов продолжал развивать сценический реализм, он отдал театру 60 лет.

Вначале брал уроки у актёра Малого театра Самарина, потом c 1867 по 1880 гг. работал в провинции.

В 1880 г. состоялся дебют Давыдова на сцене Александринского театра. Он окунается в поток «крыловщины». Переиграв множество простеньких комедийных ролей и став ведущим актёром Александринки, стал писать в контрактах, что хочет играть серьёзные роли первого плана.

В 1924 г. Давыдов переходит в Малый театр, в котором завершает свой творческий путь.

Яркие роли: Фамусов, Сквозник-Дмухановский; Подколесин, Мошкин, Кузовкин, Аким, Сорин, Чебутыкин, Фирс, Муромский, Расплюев и др.

Константин Александрович Варламов (1849 – 1915)

Сын известного композитора, начинал в любительском кружке, потом прошел школу русской театральной провинции. Дебют состоялся на сцене Александринского театра, в котором он работал 40 лет.

Его техника отличалась от техники Давыдова: во всех ролях он оставался собой, ибо был тучным и никак не мог эту тучность спрятать. Варламов был ярким актером импровизатором: выходил из образа, неся отсебятину и вступая в разговор со зрителем.

Основной частью репертуара были пьесы однодневки; он переиграл множество ролей отцов-самодуров в пьесах Островского. «Дядя Костя» был питерским брендом.

Яркие роли: Осип, Яичница, Муромский, Варравин, Курослепов, Юсов, Любим Торцов, Пищик и др.

Мария Гавриловна Савина (1854 – 1915)

Дочь провинциального актера. Дебют – в 1869 г. в Минске.

В 1874 г. состоялся дебют на сцене Александринского театра, она быстро становится его ведущей актрисой и «директором в юбке». 

Савина отдала служению театру 40 лет. Умело использовала художественные детали.

Сначала она играла скромных девушек в ситцевых платьях, в конце 80-х перешла на новое амплуа: стала исполнять роли уставших, надломленных, внутренне опустошнных, обреченных героинь, несущих смерть и обеду всему, что попадает во внимание.

Яркие роли: Маша («Холостяк»), Верочка и Наталья Петровна в «Месяце в деревне», Марья Антоновна, Анна Андреевна, Агафья Тихоновна, Евлалия и др.

Очень много сделала до русского тетра. Она имела непосредственное отношение созданию Союза театральных деятелей, Дома ветеранов сцены.

I.    Москва

Мария Николаевна Ермолова (1853 – 1928)

Ведущая трагическая актриса Малого театра. Ещё её предки были актёрами Малого театра, дед заведовал гардеробом, отец был суфлером.

Дебют на сцене Малого театра состоялся в 1870 г. Она экспромтом заменила Г.Н.Федотову, исполнявшую главную роль в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». Обладала безупречной сценической речью.

Яркие роли: Негина, Кручинина, Олена, Катерина, Лариса, Иоанна д’Арк, Мария Стюарт

Ольга Осиповна Садовская (1850 – 1919)

Жена М.П.Садовского, происходившая из семьи пианиста. Случайно пришла аккомпанировать в артистический кружок. Однажды она заменила подругу на сцене и после успеха стала играть во всех спектаклях студии.Сначала успешно играла молодых героинь, потом перешла на амплуа комической старухи. Садовская никогда не гримировалась (лишь один раз актриса изменила форму носа для роли Кабанихи), виртуозно использовала платок, умела завязывать его пятьюстами разными способами.

Яркие роли: Домна Пантелеевна, Анфуса Тихоновна, Кабаниха

Александр Иванович Южин-Сумбатов (1857 – 1927)

Историк театра, драматург, учился в Петербургском университете.

Творческий путь начал в театре Бренко. В труппу Малого театра поступил в 1882 г, служил там до 1926 г. Был некоронованным королём Малого театра

Дебютной ролью была роль Чацкого. Амплуа героя-любовника в романтическом репертуаре. Яркие роли: Ричард III, Фигаро, Карл V, Репетилов, Фамусов

 4) Гликерия Николаевна Федотова (1846 – 1925)

Училась в театральной школе при московских императорских театрах у Самарина, актера Малого театра.

  Дебютная роль была исполнена очень ярко, Федотову похвалил сам Щепкин. С 1863 г. в московской казенной труппе

Выдающаяся актриса Шекспировских (Клеопатра, Бетариче, Катарина) и Островских ролей (Катерина, Мурзавецкая)

Александр Павлович Ленский (1847 – 1908)

Незаконно рожденный сын князя Гагарина. С 1865 по 1875 гг. работал в русской провинции, был ведущим актёром, играл в театре политехнической выставки.

В 1876 г. Состоялся дебют на сцене Малого театра. Играл роли «первых любовников», потом перешел на возрастные роли (Фамусов, Городничего и др.)

Яркие роли: Муромский, Бенедикт, Кругосветлов,

Прославился и как педагог: с 1888 г. он преподавал в училище при Малом театре, пытался утвердить на сцене принцип режиссерского театра: работал с массовкой, подолгу репетировал каждую пьесу и др.

Вопрос 20.

Организация и деятельность МХТ до 1917 г.

Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) (1863 – 1938)

Из семьи купцов и промышленников. Отец золотодобыватель.

С детства имел тягу к подмосткам. В семье все увлекались театром, в доме был целый зал, где ставились любительские постановки, в которых участвовал Станиславский и Алексеевский кружок. Каждый вечер Станиславского проходил в театре, там выступали актёры Малого театра. Кумиры Станиславского — Федотова, Ермолова, Ленский; итальянские гастролёры (Росси, Сальвини). Станиславский наблюдал за ними, и его поражала правдивость их существования на сцене.

В 1886 становится членом дирекции русского музыкально-театрального общества, на свои деньги организует общество искусства и литературы (там были Лилина, будущая жена Станиславского, Андреева, Роксанова).

Огромное впечатление на Станиславского производят гастроли немецких актёров – менингенцев: достоверное историческое оформление, мизансцены, умение режиссёра работать со статистами (людьми, изображающими фон).

Станиславский начинает ставить спектакли, использует в них многое из своих наблюдений: подлинные исторические предметы, экспериментирует со светом, звуком, ритмом и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: