Из дворянской семьи. Отец - офицер.
За пьесу «Цена жизни» он стал номинантом премии Грибоедова (высшая премия в области драматургии), однако он от нее отказался, считая, что Чехов с «Чайкой» достойнее.
Руководил училищем при Московском филармоническом обществе (ныне ГИТИС), Мечтал о переменах в театре, у него были талантливые ученики: В.Э.Мейерхольд, Москвин, Книппер и другие.
В 1897 г. Станиславский и Немирович-Данченко встретились в ресторане «Славянский базар» и за восемнадцать часов составили план и концепцию будущего театра.
1) Цель – постановка только лучших современных пьес в наилучшей актёрской и режиссёрской трактовке.
2) Отбор лучших учеников и Станиславского, и Немировича-Данченко.
Г. в помещении тетра «Эрмитаж» спектаклем по пьесе «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский художественный театр.
Царя Фёдора играл Москвин. Он создал трагический и трогательный образ доброго мягкого, очень простого в обращении царя. Зрителей поразила историческая достоверность (художник Симов), изобретательные мизансцены (возникало ощущение, что перед ним реальная толпа; для каждого статиста был придуман образ), своды царских корон создавали ощущение духоты, гнёта, так как власть тяжела для Фёдора Иоанновича. Книппер в образе царицы Ирины была словно матерью своему мужу.
|
|
Потом была поездка по старым русским городам, чтобы проникаться атмосферой средневековой Руси, собирать и покупать предметы быта.
В репертуаре театра были:
Историко-бытовая линия
Линия интуиции и чувства
В основном пьесы Чехова. Спектакли по ним были открытием театра. Станиславскому удалось раскрыть внутреннее действие этих пьес, многогранность каждого персонажа; создать определённое настроение и атмосферу в каждой сцене.
Линия фантастики
«Жизнь человека», «Синяя птица», «Гамлет» в постановке Гордона Крега и др.
Линия общественного движения
В основном пьесы Горького. Во время постановки «На дне», актёры посещал настоящие ночлежки и переносили многое из увиденного на сцену.
Вопрос 21.
Студийное движение: дореволюционный период деятельности Первой студии МХАТ,
Становление режиссуры Е.Б.Вахтангова.
К.С.Станиславский глубоко изучил психологию, теорию рефлексов, йогу, внимательно наблюдал за игрой талантливых артистов других театров. К 1910 г. он сформировал свою систему, благодаря которой каждый актёр получал возможность правдиво существовать на сцене и так воздействовать на зрителя, как могли в прежние времена только самые талантливые актёры в моменты вдохновения.
Основные понятия системы:
|
|
Предлагаемые обстоятельства, зерно роли, здесь и сейчас, внутреннее саморазвитие актёра (творческое и человеческое взаимодействие с партнёром) четвёртая стена.
Не все в МХТ приняли систему. Немирович-Данченко предпочитал сразу ставить спектакли, не тратя кучу времени на этюды и тонкости.
1913 г. — открытие первой студии МХТ
1) Станиславский начинает пробовать свою систему на молодых неопытных актёрах.
Учителем и главным режиссёром — Леопольд Сулержицкий
Для него система Станиславского была своеобразной религией, он верил, что театр может спасти мир, улучшить людей. В этом ключе Сулержицкий воспитывал юных студийцев.
Каменный тип театра
4) Молодые актеры не надрывали свои окрепшие силы, а учились предвидеть все нюансы и оттенки чувств, глядя зрителю в глаза.
5) Студийцы сами делали декорации и костюмы, часто из подручных средств. С помощью минимального реквизита и деталей оформления удавалось создать нужную атмосферу в спектаклях.
Большим успехом пользовались спектакли «Гибель Надежды», «Сверчок на печи», «Потоп» и другие. Проявились таланты Михаила Чехова, Евгения Вахтангова и других.
Евгений Багратионович Вахтангов (1883 – 1922)
Начинал как актёр в Первой студии, потом стал пробовать себя, как режиссер.
Вахтангову не нравился бытоподобный театр, копирующий жизнь. Он считал, что театр должен заострять, где-то преувеличивать жизненные явления, затрагивать в актёре и зрителе подсознательные, порой болезненные струны.
Актёров Вахтангова порой упрекали в истеричности существования на сцене.
В 1913 г. Вахтангов поставил в 1-ой студии спектакль по пьесе Гауптмана «Праздник мира»
Вопрос 22
Деятельность В.Э.Мейерхольда до 1917 г.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940)
Отец – обрусевший немец, винозаводчик. По происхождению немец Карл Теодор Казимир Майерголд
Мейерхольд учился в Московском музыкально-драматическое училище у Немировича-Данченко.
В 21 год женился на русской православной женщине Ольге Мунт, принял православие и изменил своё имя (любимый писатель – Всеволод Гаршин)
4 года Мейерхольд играл в МХТ. Яркие роли: Василий Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович»), Царь Иоанн («Смерть Иоанна Грозного»), Треплев («Чайка»), Тузенбах («Три сестры»).
В 1902 г. Мейерхольд уходит из МХТ, ибо хочет стать режиссёром. Три года он ездит по провинциальным городам России. Сначала Мейерхольд копировал спектакли МХТ, ставя по 2-3 новых пьесы неделю, но потом начал искать свою драматургию и свои режиссёрские приемы. Мейерхольду были близки символисты Метерлинк, Ибсен, Гауптман.
Спектакль «Акробаты»
Роль старого страдающего клоуна Мандовского, потерявшего любовь зрителя (символ человека, обречённого скрывать свои муки за маской). Цирк – метафора жизни.
Мейерхольд считал, что пластика в театре важнее слова («Слово – лишь узор на конве движений»). Он интересовался движенческими дисциплинами (пантомимой и др.)
С 1905 г. Мейерхольд руководит по приглашению Станиславского экспериментальной театр-студией на Поварской, которая так и не открывается из-за революции 1905 г.