Спектакль по пьесе Метерлинка «Смерть Тентажиля» (доведен до генеральной репетиции)

Напоминал странный жутковатый сон: актёры двигались замедленно, застывали в выразительных позах, произносили текст потусторонними голосами, в паузах выражали свои эмоции с помощью взглядов и пластики.     

Оформили спектакль замечательные художники Сапунов и Судейкин из общества «Мир искусства»: зеленовато-голубое пространство, в котором растут фантастические цветы. На актёрах — цветные туники и парики.

В 1906 г. Мейерхольд по приглашению В.Ф Комиссаржевской становится режиссером в её театре.

Гедда Габлер» Ибсена

О роковой женщине, мечтавшей о красоте и обреченной на обыденность. Был создан прекрасный мир – воплощение мечты Гедды Габлер, жилище её духа. Героиня напоминала колдунью пластикой, костюмом, голосом.

Сестра Беатриса»

Стилизация средневековья: свечи, витражи, аскетизм в костюмах, звуки органа. Атмосфера готического собора. Комиссаржевская передавала драму монахини, бросившей монастырь из-за страстной любви и вернувшейся туда поле её потери. Барельефные группы монахинь – внутренние переживания героини.

Балаганчик»

Самый известный. Манифест условного театра: маленький театрик на сцене, персонажи в масках (Пьеро, Арлекин, Коломбина), манера игры актёров как у марионеток, Мейерхольд в роли Пьеро создавал образ страдающей куклы, живые интонации прорывались в драматические моменты роли. В финале спектакля весь маленький театрик взмывал вверх, и оставался только сломанный Пьеро. Жизнь – трагический балаган, в котором люди вынуждены играть определённые роли, а поэт (Пьеро) обречен на одиночество и непонимание.

Жизнь человека»

Трагизм жизни любого человека, обречённого когда-нибудь умереть; луч света, выхватывающий из серой мглы отдельные лица и контуры предметов, ощущение ирреальности всего происходящего.

В 1908 г. Комиссаржевская разорвала с Мейерхольдом контракт, и он оказался выброшенным на улицу. Но вскоре он стал одним из ведущих режиссёров в Александринском театре (приглашён туда Теляковским).

Дон Жуан»

Стилизация под эпоху Людовика XIV, вскрытие трагического подтекста этой комедии. В образе Дон Жуана (Юрьев) воплощен светский повеса, сам Мольер, задыхавшийся в атмосфере роскошного, но лицемерного французского двора. Слуга Сганарель (Варламов) вносил в спектакль стихию балаганного комизма, импровизации. Он практически весь спектакль сидел, по краям сцены были посажены суфлёры с книгами, подсказывающие текст. Вокруг слуги на самом деле носился Дон Жуан, но было ощущение, что Сганарель носится вокруг своего хозяина. Арапчата были и слугами сцены, и вносили элемент жутковатого мистицизма. Роскошные декорации делал художник Головин («Мир искусства»)

Маскарад» (1917 г.)

Реквием по царской России. Неизвестный (Барабанов) в жуткой маске (баута) постоянно был на сцене и воплощал рок, тёмные силы, демоническое начало, социальное зло, доведшее до гибели самого Лермонтова. Головин сделал 5 занавесов для каждого действия. Коваленская играла Нину.

На порталах сцены — зеркала, отражавшие зал, зрители видели своё отражение на сцене. Движущиеся ширмы позволяли быстро менять пространство. Огромная массовка в маскарадных костюмах – метафора всего человечества. Юрьев играл Арбенина как трагическую жертву рока и общественного лицемерия. Маскарад – метафора жизни царской России перед революцией. Панихидное пение и черный тюль в финале спектакля создавали предчувствие катастрофы, в день премьеры, 25.02.1917, пуля убила одного зрителя.

Параллельно с работой на императорской сцене Мейерхольд ставит на разных небольших площадках экспериментальные спектакли под псевдонимом «Доктор Дапертутто» (везде, повсюду). Успешными спектаклями были: 

Поклонение кресту» (башенный театр Вячеслава Иванова)

Незнакомка» (Тенишевское училище (ныне учебный театр на Моховой)

Мейерхольд открывает и студию на Бородинской. Он изучает с молодыми артистами пантомиму, приемы итальянского, японского, восточного, китайского, испанского театра масок, пробует ставить комедии Дель арте. Мейерхольда привлекает наивный, почти детский театр с использованием интерактива.

Теория гротеска в театре

Это смешение разных жанров, приёмов в одном спектакле; умение всё время переключать зрителя из одного эмоционального состояния в другое, будить его фантазию. «В условном театре зритель активен, живёт, а в психологическом – пассивен, умирает»

 

Вопрос 23

Творчество А.Я.Таирова до революции.

Александр Яковлевич Таиров (1885 – 1950)

Отец – еврей, был учителем, принял православие, женившись на русской женщине.

Таиров ездил по городам, участвовал во многих спектаклях. Приехав в Москву, он поступил в «Свободный театр» К. Марджанова, ученика Станиславского и поставил там пантомиму «Шарф Коломбины». По финансовым причинам театр через год закрылся. Таиров, подхватив идеи Марджанова (о синтетическом театре и др.),  в 1914 г. открыл свой «Камерный театр».

Система Таирова.

1)    На сцене должны быть представлены все жанры зрелищных искусств от пантомимы до высокой трагедии.

2)    Освобождение от диктата литературы (Станиславский) и живописи (Мейерхольд)

3)    Театр – царство актёра, умеющего делать всё. Зритель должен наслаждался прекрасным мастерством актёров.

4)    4 стена

5)    Никакого жизнеподобия (всё должно быть укрупнено). Сцена создаёт иную реальность, далёкую от действительности.

6)    Партитура голосоведения для каждого актёра

7)    Бодиарт

8)    Эмоциональный жест, а не жизнеподобный. Таиров называл свой театр «театром эмоционально насыщенных форм». Пластика актёров была как в балете, у них был великолепный вокал, очень красивые тембры голосов.

Таиров увлекался античным театром так же, как и поэты-символисты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: