Егор Былычов и другие» (1932)

Действие — в 1917 году накануне февральской революции. Егор Булычов, богатый русский промышленник, тяжело болеет раком печени, он на грани смерти. Вернувшись из госпиталя, Булычов в ужасе от того, сколько людей пострадало от ненужной войны. Он размышляет об этих страшных событиях и о своей жизни, предвидя свою скорую смерть и крушение старого общества богачей. Никто из знакомых и близких не желает слушать об этой угрозе.

Жена Ксения жалеет, что скоро останется одна. Она обвиняет мужа в прошлых изменах; в том, что у него есть внебрачная дочь; в том, что он не смог найти хорошего жениха для родной дочери (она вышла замуж неудачно). Ксении жалеет денег на лечение мужу, не разрешая его оперировать, и боится, что ее обберут после его смерти.

Приехавший из Москвы Достигаев докладывает о том, что революция уже скоро произойдёт. Александра, внебрачная дочь, поддерживает революционное движение и старается разъяснить отцу, что происходит среди простого народа.

Приезжает сестра Егора Меланья, которая говорит брату, что он заболел из-за грехов. Она пытается убедить его покаяться в своих грехах и подумать о вечной жизни после смерти. Булычов подозревает, что Меланья приехала лишь из-за наследства, и поэтому грубо ведёт себя с ней. В итоге герои ссорятся.

В финале Егор умирает в мучениях, что прожил жизнь не так, как хотел. Он считает, что 30 лет его окружали чужие люди. Булычов понимает несправедливость идущей войны, при которой богатые ещё больше богатеют, а простые люди — беднеют. Героя волнует крах буржуазного общества. Ужас охватывает Булычова от того, что хозяйством и страной будут управлять рабочие. Он думает, что и бедняки смогут создать справедливое общество, но все же оставляет рабочим шанс.

Васса Железнова» (2 вариант, 1935)

Достигаев и другие»

Вопрос 28.

Деятельность МХАТ после 1917 г.

Станиславский и Немирович-Данченко не хотят ставить фальшивую драматургию. Начинается кризис из-за поиска нового репертуара.

Режиссёры предпочитают ставить старые спектакли, и новые (только классика): «Каин», «Горячее сердце», «Женитьба Фигаро».

Наконец, режиссеры находят достойного современного автора – Булгакова. 

15.10.1926 – премьера спектакля по пьесе «Дни Турбиных». Спектакль пройдёт 108 раз за год. Это «боевое крещение» (премьера) для молодого поколения МХАТовских актеров: Хмелёв (Алексей), Яншин (Лариосик), Соколова (Елена), Прудкин (Шервинский). Спектакль покорял зрителей, погружая их в давно утерянную атмосферу домашнего уюта, душевности, человеческой теплоты; напоминал о дореволюционной России. Сталину спектакль понравился, и он разрешил играть его только во МХАТе.

Пьесу многие критиковали, называя её «контрреволюционной».

Затем Станиславский по принуждению ставит пьесу Иванова «Бронепоезд 14-69» о революции и гражданской войне в нужном освещении. Благодаря великолепной игре Хмелёва (Пеклеванов) и Качалова (Вершинина), прекрасным декорациям Симова, замечательной массовке, спектакль имел огромный успех.

В конце 20-х гг. МХАТу хотят запретить показывать пьесы Чехова и др. классику. Станиславский пишет письмо Сталину, и он разрешает оставить Чехова и классику. От переживаний у Станиславского в 1928 г. случился сердечный приступ, и он перестал выходить на сцену как актёр.

КС занимался только режиссёрской и педагогической деятельностью. Последние спектакли, поставленные Станиславским – «Мёртвые души» в инсценировке Булгакова, «Школа злословия» Шеридана.

В 1938 г. Станиславский умирает, руководство театром берёт на себя Немирович-Данченко.

В 1930 г. Н-Д ставит спектакль по роману Толстого «Воскресение».

Ввод персонажа – автора, комментирующего происходящее и являющегося внутренним голосом главного героя (Качалов). Спектакль об унижении человеческой личности в бездушном государстве. Катюшу Маслову играла Еланская.

В 1940 г. Н-Д ставит спектакль по роману «Анна Каренина».

Роскошные декорации, изящные костюмы. Светский Петербург воплощала Бетси Тверская (Соколова) – женщина-змея, коварная, лицемерная, завидующая Анне (Тарасова; ничего аристократического, искусственного, искусственного, это женщина простых и сильных страстей) и настраивающая против неё весь свет. Каренина (Хмелёв) показал драму обманутого мужа, его превращение из человека-автомата в живого страдающего человека.

В 30-е гг. Н-Д также ставит «Три сестры» и пьесы Горького. Театр получает имя Горького.

Вопрос 29.

Творчество В.Э.Мейерхольда после революции

Мейерхольд начал одеваться как военный комиссар (голифе, кожаная тужурка, револьвер). После революции, которую он на ура принял, Мейерхольд возглавляет театральный отдел наркомпроса.

1918 г. — спектакль по пьесе Маяковского «Мистерия-буфф» (первая редакция)

Художник – Малевич, несколько актеров-любителей.

Во второй редакции спектакля Мейерхольд многое изменяет: приемы цирка, балагана, комедий Дель-Арте; нет декораций в привычном смысле слова; обыгрывается все сценическое пространство, включая зрительный зал; много лесенок, разноуровневых площадок, мостиков, трапеций наверху; из люка под сценой вылезали черти в манишках. Главного черта играл известный акробат Левандовский, делавший кульбиты под потолком театра.

Чистые – карикатура на Буржуазию (маски, парики, накладные животы), нечистые – рабочие (пролетариат) были в одинаковых синих комбинезонах. Актёр Ильинский играл роль Меньшевика (накладная бородка, пенсне, зонтик). Это была пародия на мягкотелого, нерешительного интеллигента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: