Стиль уличного митинга. Актеры без грима, в шинелях, в ораторской манере докладывают свои роли, создавая своеобразный хор как в античной трагедии (передача духа коллективизма); декорации отсутствуют; обнажена задняя кирпичная стена сцены; свет прожекторов.
В 1922 г. Мейерхольд открывает ГВЫРМ (Государственные высшие режиссерские мастерские). Их оканчивают режиссёры Эйзенштей, Юдкевич; актеры Бабанова, Ильинский, Зайчиков.
На ГВЫРМе Мейерхольд обучает биомеханике – жесткому тренингу, благодаря которому актер обучаетсяв совершенстве владеть своим телом, как циркач. Мейерхольд вывел формулу:
N(актер) = A1 (конструктор)+ A2 (тело)
Биомеханика отражала эстетику конструктивизма: функциональность, целесообразность, отрицание красоты, обожествление машины, города.
Г. — фарсовый спектакль «Великодушный рогоносец» по пьесе Кроммелинка «Великолепный рогоносец» на основе биомеханики.
Премьера – 25.04.1922 в театре Актера.
Жанр клоунады, прямое общение со зрителем (интерактив); ни занавеса, ни кулис, никакой красивости старого театра; Декорация – конструкция, сделанная сценографом Любовью Поповой (дом Брюно): большой станок, на котором актеры-инженеры, одетые в прозодежду (комбинезоны), демонстрируют свое тренированное тело; Текст произносится звонкими, радостными голосами; актеры с молодым задором расправляются со старым театром, основанном на эмоциях, красоте. В спектакле играли актеры, которые впоследствии стали известной троицей: Ильинский (Брюно), Бабанова (Стелла), Зайчиков.
1922 г. — спектакль «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина.
Несколько станков, с которыми взаимодействуют актеры, центральный напоминает мясорубку (метафора полицейского режима); полосатые костюмы, как у арестантов.
В 1923 г. Мейерхольду присваивают звание «Народного артиста Республики»; 04.03.23 – открытие Театра имени Мейерхольда спектаклем «Земля дыбом» по пьесе С. М. Третьякова (переложением пьесы Марселя Мартине «Ночь»); Мейерхольд встречает свою будущую жену Зинаиду Райх.
Г. — спектакли «Доходное место», «Лес» по пьесам Островского.
Элементы кино: 33 эпизода, их названия, экран, титры, отсылки к образу Чарли Чаплина (Счастливцев в исполнении Ильинского); принципы: «социальной маски» (осовременнивание героя: Гурмыжская (Тяпкина) олицетворяет жестокую помещицу, НЭПманшу, привязанную к вещам, комфорту; Восмибратов – кулака-кровососа; Милонов – служителя культа; Аксюша – комсомолку 20-х годов), актер говорит свои телом, а не голосом то, что хочет сказать на самом деле; Сцена поделена на 2 пространства – свободы и несвободы: первое – слева в виде навесного моста, уходящего вглубь сцены и вверх (символ дороги), второе – справа в виде запертой голубятни (символ низины, мещанского мира Гурмыжской и Восмибратова); в финале Несчастливцев освобождал птиц и разбрасывал стулья (мир свободы побеждает мир мещанства); cзади стоят качели, гигантские шаги, — символ свободного мира (желание взлететь и познать свободу), на них проходят лирические сцены; Несчастливцев и Счастливцев – вечные образы мирового искусства: романтик и смешной неудачник, Дон Кихот и Санчо Панса, трагик и комик, идеалист и материалист.
Спектакль прошел 1328 раз.
1925 г. — спектакле по пьесе «Мандат»
Техническая новинка – движущуюся ленту (транспортер), на которой персонажи, прикрепленные к своему имуществу, выезжали на сцену. Эраст Гарин в главной роли. Он сумел передать комизм Гулячкина, выписавшего себе Мандат, и трогательность этого «маленького человека».
В середине 20-х гг. Мейерхольд обогащает свой метод работы с актерами, создавая теорию предигры: мысль — движение, расшифровывающий реплику —эмоция — сама реплика.
1926 г. — спектакль по пьесе «Ревизор»
Художник – Шестаков, композитор – Гнесин
Хлестаков (Гарин) — демоническая фигура, человек-оборотень, все время меняющий обличия; чиновники напоминают насекомых; множество дверей на сцене создают образ коммунального мира; В немой сцене живых актеров заменяли манекенами; спектакль получился мистический, жуткий. Райх играла жену Городничего, Бабанова – дочку (после этого спектакля она ушла из театра).
Великими спектаклями Мейерхольда были «Горе от ума», «Клоп», «Баня» и другие.
В 30-е гг. ужесточается политическая линия в сфере искусства. Единственный правильный метод – соцреализм. Мейерхольд не укладывается в эти рамки и начинает терять свои позиции в театральном процессе.
Он создает на сцене более жизненную обстановку: стремление к красоте, лиризм, человеческая теплота, крупные планы героев (укрупненные исповеди, монологи), против которой раньше воевал.
Cпектакль по пьесе Дюма сына «Дама с камелиями».
В главных ролях – Царев и Райх; красивые декорации; как будто прощение со своей молодостью,
В 1938 г. ТИМ расформирован, в 1939 г. Мейерхольд арестован (формализм, троцкистский заговор). В феврале 1940 г. после пыток Мейерхольд был расстрелян.
Вопрос 30.