Творчество Е.Б.Вахтангова после революции

Вахтангов ведёт очень активную административную, педагогическую, режиссёрскую работу, предчувствуя, что жить ему уже не много. Во всех шести студиях МХАТа он ставит спектакли.

«Театрально и современно»; «надо взметнуть» (поразить зрителя, вывести его из уравновешенного состояния, чем-то зацепив); «ритм, пластика, гротеск» – главное в театре. Вахтангов говорил, что самый смелый гротеск должен быть пережит актером. Только тогда он будет убедительным; «режиссура активного воздействия и фантастический реализм»

Вахтангов требовал от актеров выхода за пределы своей личности. Тема всех спектаклей – жизнь и смерть.

1918 г. — водевиль Чехова «Свадьба» в 1-ой студии МХАТа.

Ничего смешного; передача вечной сущности через рты актеров и лица, превращенные в рыла с помощью грима. Они то оживали, то орали, то злобно и синхронно сжимались; жалость вызывает свадебный генерал, отличающийся от остальных.

1921 г. — открытие 3-ей студии МХАТа (Театр имени Вахтангова) спектаклем по пьесе Метерлинка «Чудо святого Антония»

Родственники умершей старухи напоминали стаю стервятников, делящих наследство; святой Антоний (Завадский) напоминает средневековую статую святого, как будто излучающего свет. В конце спектакля, после того, как Антония уводила полиция, этот свет гас.

  1921 г. — спектакль по пьесе Стриндберга «Эрик XIV»

Об обреченности царской власти. Жуткая атмосфера краха, разложения: асимметрия в декорациях и гримах актеров; трещинки на стенах замка, платьях и плащах; болотная мгла; лабиринт, из коридоров которого появляются придворные, напоминающие крыс и плетущие интриги вокруг короля; Михаил Чехов создает образ противоречивого, творчески одарённого, слабого, любящего и страдающего, не способного и не желающего нести на себе бремя власти человека. Корона съезжает на бок, тшедушная фигурка в нелепых латах, нароминающая странное насекомое.

Очевидные переклички с современностью и судьбой Николая II.

Г. — спектакль по мистической драме Анского «Гадибук» в Еврейской студии МХАТа

История о еврейских Ромео и Джульетте. Дух погибшего юноши вселяется в девушку. Исполнив предсмертный танец на свадьбе с нелюбимым человеком, она падает замертво.

Толпа нищих, придуманная под влиянием фантастических картин Босха, Гойи. “Копошащаяся груда человеческих обломков”; Гости на пиру напоминают автоматы, и только Лея кажется светлым лучом на этом фоне. Спектакль был эмоционально заразителен, он жил 50 лет.

Зима 1922 г. — спектакль по сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот».

Символ театра Вахтангова, шёл 50 лет. Он помог зрителям полностью отрешиться от своих проблем, от разлуки; это был спектакль-праздник, на котором на глазах зрителя возникала магия театра.

С помощью обычных предметов актёры перевоплощаются в персонажей пьесы, по ходу спектакля часто выходят из образов, напрямую контактируя со зрителем; много импровизации: смешные министры отпускают шутки на злобу дня; «эффект отчуждения», открытый за несколько лет до Брехта (между актёром и ролью есть зазор); декорации напоминают постройки из детского конструктора

Завадский — Калафа, Мансурова – принцесса Турандот, Щукин – Тирталий, Симонов – Труффальдино. 

Через месяц после премьеры спектакля Вахтангов умер. В экранизации спектакля играли Лановой, Борисова, Ульянов, Яковлев.

Вопрос 31.

Режиссура А.Я.Таирова после революции.

Таиров занимается только искусством. Его интересует театр обобщенных страстей (мистерия) или раскрепощенных страстей (Арлекинада). Сразу после революции Таиров обращается к зарубежной классике.

Г. — спектакль по мелодраме Скриба «Адриенна Лекуврер»

Стилизованное рококо (художник Фердинандов). Трагедия любви, в центре – Алиса Коонен.

Г. — спектакль по пьесе Расина «Федра»

Включение текста из пьесы Эврепида «Федра». Трагедия любви, в центре – Алиса Коонен. Костюмы, стилизованные под античность (котурны, шлемы, плащи (красный – у Федры, он напоминал кровавый след, пластика напоминала раненое животное)); гримы, напоминающие маски; модерн танец; почти что пение текста и др.; декорация – накрененная палуба корабля (метафора внутреннего мира Федры; художник Веснин). В начале 20-х гг. Таиров повез спектакль на гастроли. Он имел огромный успех особенно среди парижской публики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: