Старшая сестра» (1961)

Дульсинея Тобосская»

Две стрелы»

Александр Валентинович Вампилов (

Прощание в июне», «Старший сын» (1967)

Свет, вера в доброе начало в человеке, главные герои делают внутренний выбор, показывающий их человечность: один рвёт диплом ради любимой девушки и находит силы признаться ей в своем временном предательстве, другой считает себя ответственным за привязавшихся к нему людей, с которыми его случайно свела судьба.

Утиная охота» (1969)

     Отражен переход к эпохе застоя, крах романтических иллюзий шестидесятников (вампиловские мужчины). Зилов – типичный лишний человек, герой своего времени типа Печорина. Пьеса построена как болезненный поток сознания героя, цепочка его воспоминаний и ассоциаций. Зилов конфликтует со всеми вокруг и с самим собой, не верит, что можно что-то изменить, не желает лицемерить, изображать подлого советского труженика, халтурить на работе. Отсюда его загулы, пьянки, мечта уехать в отпуск на лоно природы, где можно быть с самим собой. Остальных персонажей, сотрудников Зилова, все устраивает.

Прошлым летом в Чулимске» (1970)

     Герой Шаманов чем-то напоминает Зилова: он опустошен, апатичен, ни во что не верит. Юная Валентина является для него «лучом света», вдохновляет его на новую попытку бороться, добиваться правды. Постоянные починки палисадника Валентиной – символ: она надеется, что люди научатся ценить и беречь красоту. Несмотря ни на что героиня хочет оставаться самой собой.

Вампилова очень многое роднит с Чеховым: неоднозначность персонажей, у каждого из которых своя драма; подтекст; глубокий психологизм; образы-символы.

Провинциальные анекдоты»

Вопрос 34.

Театр «Современник» и деятельность О.Н.Ефремова

Олег Николаевич Ефремов закончил школу-студию МХАТ в 1949 г. (курс В.О.Топоркова). После выпуска начал преподавать в школе-студии МХАТ (продолжал на протяжении полувека) и был принят в труппу Центрального детского театра, на сцене которого дебютировал в роли Володи Чернышева в спектакле пьесе Розова «Её друзья». Уже тогда Розов стал его любимым драматургом. Служил в ЦДТ до 1957 г., сыграл более 20 ролей.

В 1956 г. вместе со своими учениками: Волчек, Козаковым, Квашой, Табаковым, Покровской, Мизери и другими – Ефремов организовывает «Студию молодых актеров», которая открывается 15 апреля спектаклем «Вечно живые» по пьесе Розова. 

Исповедническая манера игры актеров; отсутствие театральности; малейшего нажима; текст говорится как в обычной жизни, некоторые критики называют это «шептальным реализмом»; минимум декораций, полное ощущение правды на сцене; каждый зритель задавался вопросом, какой выбор он сделал бы: как Борис (Ефремов) или как Марк (Казаков). Покровская и Мизери по очереди играли Покровскую, Волчек играла Нюрку-хлеборезку. ставшую

1960 г. — спектакль по сказке Шварца «Голый король»

Острая сатира на советское правительство; Евстигнеев в главной роли; дух студийности, творческого поиска. На спектакль приходили опальные члены правительства; обсуждениях присутствовали Солженицын, Галич, Окуджава, Аксёнов; все вопросы решались сообща, содержалась. Ефремову удалось возродить

В 1964 г. студия становится самостоятельным театром «Современник». Розов и Володин — любимые драматурги всего театра, Ефремов ставит все новые и новые их пьесы.

 Конец 60-х — спектакль Галины Волчек «Обыкновенная история» (инсценировка Розова)

Спектакль символичен: эпоха «оттепели» переходит в эпоху застоя. Розовские мальчики переходят во вражеский лагерь сытых и сильных (показано превращение романтичного юноши в сытого борова). Главную роль играл Олег Табаков, получивший в 1967 г. Государственную премию СССР за это. Козаков в роли дяди     

Г. — спектакль по пьесе «Чайка»

Последний спектакль Ефремова в «Современнике».

Очень жесткая интерпретация: никто не вызывает сочувствия, интеллигентные люди только болтают, склочничают, копают в клумбе червей для рыбалки. Подлинного таланта нет ни у Треплева (Никулин), ни у Нины (Вертинская).

В том же году Ефремова назначает главным режиссером МХАТ СССР им. Горького, в котором он всегда мечтал работать.

ОН надеется обновить театр, реформировать его. Коллеги из «Современника» обвиняют Ефремова в предательстве, театр возглавляет Волчек, туда приходят Неёлова, Даль, Мягков и др. актеры, Табаков становится директором театра.

Придя во МХАТ, Ефремов сталкивается с непониманием старых актеров. Тогда он собирает свою команду: Смоктуновский, Калягин, Доронина, Вертинская, Невинный.

Ефремов ставит «Дульсинею Тобосскую» (1971), «Утиную охоту» (1978), «Валентина и Валентину», «Кабалу Святош», «Дядю Ваню» (1985) и другие пьесы.

В 1987 г. МХАТ СССР разделяется на два театра из-за творческих конфликтов: Доронина обвиняет Ефремова в том, что он не занимает многих актеров в спектаклях.

ОН со своей труппой переезжает в новое помещение (МХАТ им.Чехова, Камергерский переулок), а Доронина остается на историческом месте (МХАТ им.Горького).

Ефремов ставит «Вишнёвый сад» (1989), «Горе от ума» (1992), «Бориса Годунова» (1994), «Трёх сестер» (1997)

Скончался Олег Ефремов 24 мая 2000 года в Москве

Вопрос 35.

Вопрос 36.

Режиссёрская деятельность А.В.Эфроса

Анатолий Васильевич Эфрос окончил режиссёрский факультет ГИТИСа в 1950 году (мастерская Н. В.Петрова и М.О.Кнебель). Начинал с оттепельных пьес, потом тяготел к классике.

В 1954 — 1963 гг. руководил ЦДТ

Поставил почти все пьесы Виктора Розова, написанные в эти годы

В 1963 — 1967 гг. руководил московским «Ленкомом»

Поставил «Чайку» (1966), «Мольера» Булгакова (1966)

В 1967 — 1984 гг. руководил театром на Малой Бронной

Поставил «Трёх сестер» (1967, 1982), «Ромео и Джульетту» (1970), «Женитьбу» (1975), «Отелло» (1976)

В 1984 — 1987 гг. руководил театром на Таганке

Поставил «Вишневый сад» (1975, 1985)

Эфрос ставил и телеспектакли: «Борис Годунов» (1970), «Всего несколько слов в защиту господина де Мольера» (1973), «Таня» (1974), «Страницы журнала Печорина» (1975)

Режиссер-интуитивист. Стремился раскрыть философские глубины произведения, всегда искал новые пути решения спектакля, очень любил репетировать (репетиция – культ), поощрал интуицию.

Он обожал джаз, в спектаклях Эфроса часто фоном были джазовые мелодии, и актеры существовали в джазовой манере: импровизировали, не закрепляли мизансцены («Броуново движение»).

Любимые актеры, с которыми Эфрос переходил из театра в театр: Ольга Яковлева, Лев Дуров, Николай Волков, Михаил Ширвинт.

Вопрос 37.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: