БДТ и деятельность Г.А. Товстоногова

Георгий Александрович Товстоногов закончил ГИТИС в 1938 г. Начинал в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова

С 1956 по 1987 гг. руководил БДТ. Товстоногова называли Гогой, Барином, Крестным отцом. Он был диктатором в своем театре

Как только он пришел в БДТ, уволил 30 актеров. Любимчиками Товстоногова впоследствии стали: Смоктуновский, Юрский, Доронина, Евгений Лебедев, Кирилл Лавров, Басилашвили, Павел Луспекаев, Ефим Копелян, Зинаида Шарко.

Он умел договариваться с властями, ставил «датские спектакли», приуроченные к каким-либо датам. Выезжал за границу, учитывал опыт Питера Брука, Бертольта Брехта, Беркмана.

С 1958 г. преподавал в ЛГИТМИКе на кафежре режиссуры. На его курсе вторым педагогом был Кацман. Если на курсе Товстоногова были талантливые режиссеры, то после выпуска он отсылал их куда подальше (не терпел конкурентов, хотел быть лидером).

Товстоногов предпочитал слову «концепция» слово «разгадка»: автор пьесы – святое. У него не было ярких режиссёрских приемов, за любой пьесой ГА видел огромный исторический период жизни нашего народа.

Лучшие спектакли:

Идиот» (1957)

Тема Христа, необходимость возвращения к религии

Пять вечеров» (1959)

Историческое дыхание

Варвары» (1959)

Горе от ума» (1962)

Юрский, игравший Чацкого, произносил стихи как прозу, наполнял их обжигающим современным смыслом (Чацкий – современный бунтарь-шестидесятник); Софья (Доронина) переживала крах иллюзий, веры в любовь.

Мещане» (1966)

Ханума» (1972)

История лошади» (1975)

Вопрос 38.

Театр 80-х – 90-х годов

Для театра характерен распад прежней системы репертуара, руководства. Распадается союз писателей, нет идеологического давления, цензуры, полная свобода.

Театры касаются запретных прежде тем: цинизм, наркомания, секс, «голубой театр». В 90-е – острый кризис: нет денег на декорации, костюмы. Но при этом появляются первые антрепризы – частные театры.

В драматургии появляется новое направление – «поствампиловская» драматургия, или новая волна. Лидер – Л.С.Петрушевская.

В пьесах Петрушевской («Три девушки в голубом», «Уроки музыки», «Чинзано», «Московский хор» и др.) изображена убогая современность с её бытовыми проблемами, скандалами, пьянством.

Трагизм повседневности: одиночество и разобщенность обычных людей, задавленных бытом. В языке героев присутствуют жаргонизмы, неправильные обороты речи, молодёжный сленг.

В русле драматургии Петрушевской работали Л.Н.Разумовская («Дорогая Елена Сергеевна»), Славкин («Взрослая дочь молодого человека»).

Появляется фантастическое направление драматургии. В таком жанре работала Нина Садур.

Смесь яви и сна, иллюзий и действительности; отсутствие ясного сюжета; герои постоянно меняют свой облик; = элементы сюрреализма, театра абсурда, интеллектуального театра (герои философствуют).

    Известные пьесы – «Эхай», «Чудная баба», «Панночка» (инсценировка «Вия»).

В фантастическом направлении также работали А. Шипенко («Смерть Ван-Халена»), М.Курочкин, братья Пресняковы (сильный элемент постмодернизма, цитирование, в ироническом контексте: «Изображая жертву» (цитаты из Гамлета, тень отца в разных обличиях), «Терроризм»

Вопрос 39.

Режиссёрская деятельность Марка Захарова

Марк Анатольевич Захаров окончил актёрский факультет ГИТИСа (педагоги — И.М. Раевский, Г.Г. Конский, П.В. Лесли) в 1955 году.

Г. спектакль «Доходное место» в театре Сатиры

Андрей Миронов в главной роли

В 1974 г. Захаров возглавляет московский Ленком и собирает прекрасную труппу: Абдулов, Караченцов, Сбруев, Леонов, Чурикова, Пельтцер.

Захаров первым начинает ставить мюзиклы и рок-оперы.

Используются лаконичное оформление; заразительная энергетика актёров, блестяще поющих, танцующих, не уступающих по технике бродвейским артистам; шумовые и световые эффекты.

Г.— спектакль по рок-опере Андрея Вознесенского «Юнона и Авось»

 Николай Караченцов в главной роли

Г. — остросовременный спектакль «Мудрец» по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты».

 Сценограф – Шейнцис, в главной роли Раков.

Г. — спектакль по пьесе Горина «Поминальная молитва»

Вопрос 40.

Режиссерская деятельность Л.А.Додина, А.А.Васильева, П.Н.Фоменко

Лев Абрамович Додин (род. 14.05.1944)

Окончил режиссёрский факультет ЛГИТМИКа в 1966 г. (курс Б.В.Зона)

Начинал у Корогодского в ТЮЗе, потом стал руководить Малым драматическим театром — театром Европы

МДТ открывается спектаклем по тетралогии Ф.А. Абрамова. «Братья и сестры»

Уехали на север перенимать быт, вывозят подлинные вещи 40-х, 50-х гг. Архангельская область Федора Абрамова; Декорации Э. Кочергина - большой деревянный щит; в спектакле 50 человек, коллективный образ русской деревни, вынесший войну, сталинский террор, хранящий фольклор и вековые традиции, обряды; длится 8 часов.

У Додина этический размах, долгие спектакли, этюдный метод, жесткий диктат; ему нравится работать на сцене с водой, землей, огнем.

В середине 80-х Додин обретает мировую известность со спектаклями «Гаудеамус», «Бесы», «Повелитель мух», «Стройбат».

Анатолий Александрович Васильев (род. 06.11.1946)

Окончил Школу-студию МХАТ в 1969 году (курс В. П. Маркова)

«Соло для часов с боем» со стариками МХАТа.

«Взрослая речь молодого человека»

Сцена делится на две части.

«Серсо»

Погружает в атмосферу серебряного века с помощью стихотворений символистов, игры на рояле, старых вещей. Актерам советовал искать образ вне себя.

Использовал упражнения Михаила Чехова. Васильев вышел за пределы сцены коробки: зрители сидели на сцене.

Г. — «6 персонажей в поисках авторов», «Государство» «Плач Иеремии» в школе драматического искусства

Васильев тяготеет к философскому театру, уходит от репертуарного театра. Режиссеры, учившиеся у Васильева, ушли в монастырь. Он и сам чувствовал себя отрешенным. Театр = храм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: