На 01.01.2006 г. | На 01.01.2007 г. | На 01.01.2008 г. | |
Россия | 5158 | 6083 | 6725 |
США* | 25 600 | 26 400 | 26 900 |
Великобритания | 639 | 770 | 1231 |
Еврозона | 10 368 | 11 349 | 12114 |
В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, то есть установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев. ФРС регулярно публикует целевые ориентиры, темпы прироста денежных средств.
В настоящее время во всем мире число стран, продолжающих придерживаться денежного таргетирования, включая Россию, не превышает тридцати. В качестве эталона денежного таргетирования считается политика, проводимая немецким Бундесбанком. Начиная с 1975 г. после распада Бреттон-Вудской системы Бундесбанк придерживается политики денежного таргетирования. До 1988 г. в качестве целевого ориентира служила денежная база, а после - агрегат МЗ. Только в 54% случаев центральный банк сумел достичь поставленных целей. В среднем доля успешных случаев достижения целевого ориентира в странах, придерживающихся инфляционного таргетирования более десяти лет, составляет 88%.. [14]
|
|
К числу наиболее неблагоприятных факторов, препятствовавших успешному проведению денежного таргетирования в Германии, следует отнести дисторсии на кредитном рынке, изменение валютного курса и корректировки налогового законодательства. Характерно, что систематические неудачи стали преследовать Бундеебанк с середины 1980-х гг., когда финансовая система страны начала интенсивно развиваться. С 1999 г. Немецкий федеральный банк прекратил публично объявлять целевые ориентиры прироста МЗ, поскольку ответственность за проведение денежно-кредитной политики перешла к Европейскому центральному банку. Он, в свою очередь, является сторонником политики двойного таргетирования. В настоящее время Бундеебанк придерживается позиций так называемого прагматичного монетаризма, в его денежно-кредитный анализ вклдрмется оценка консолидированного баланса банковского сектора. По сути дела, можно говорить о том, что Немецкий федеральный банк перешел от таргетирования денежных агрегатов к таргетированию кредитных агрегатов банковского сектора. Тенденцию отхода от канонического денежного таргетирования можно отметить и в других странах.[13]
|
|
Столкнувшись с проблемой низкой эффективности денежного таргетирования, Банк Франции в 1994 г. объявил о смене целевого ориентира с М2 на МЗ. Кроме того, Банк Франции значительно увеличил число целевых ориентиров, к которым стал относиться даже совокупный внутренний долг. Для усиления денежно-кредитного анализа были разработаны новые классификации макроэкономических агрегатов. Структура денежных агрегатов была пересмотрена и дополнена агрегатом М4 (МЗ + казначейские векселя, коммерческие векселя и среднесрочные ноты, эмитируемые Нефинансовыми корпорациями). Кроме того, была разработана классификация инвестиционных агрегатов, дополняющих классические денежные агрегаты. Обе разновидности агрегатов покрывают весь возможный спектр инструментов» которые могут выступить субститутами традиционных денег. Банк Франции рассматривает их в качестве индикаторов мониторинга, которые дополняют классический целевой ориентир.
Таким образом, можно констатировать отказ от денежного таргетирования в экономически развитых странах. Большинство центральных банков стран сменило денежное таргетирование на таргетирование инфляции. Остальные центральные банки, к которым относятся немецкий Бундесбанк и Банк Франции, расширили таргетирование денежных агрегатов. Вместо целевых ориентиров денежной массы они назначают ориентиры денежных субститутов. Фактически можно говорить о возникновении нового явления в денежно-кредитной политике - инвестиционно-кредитном таргетировании.
В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.
Таким образом, характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:
а) отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото; б) переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги; в) выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги); г) преобладание в денежном обращении безналичного оборота; д) усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ СО СТРАНАМИ
МИРА