Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Ведущий:

Мы познакомились с образом жар-птицы. А каких еще сказочных птиц вы знаете? Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Послушайте отрывок из сказки, где встречается образ сказочной птицы?

Ведущий зачитывает отрывок из сказки А.С.Пушкина:

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто сон… и т.д.

Ведущий:

Злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой, а превратили в красивую птицу с большими крыльями, точеной шеей, грациозной головкой.

  А теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из этой сказки, где вы увидите, как лебедь превращается в прекрасную царевну.

Демонстрируется фрагмент из мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Ведущий:

Русский композитор Н.А.Римский – Корсаков, прочитав сказку А.С.Пушкина, решил сочинить оперу с таким же названием – одноименную оперу.

- Кто знает, что такое опера?

Как у Пушкина, так и у Римского – Корсакова в опере есть «три чуда». Вспомните, какие это три чуда?

 Давайте послушаем, как композитор Н.А.Римский-Корсаков с помощью музыки передал образ этих чудес.

Дети слушают музыкальный фрагмент и угадывают, о каком чуде рассказывает музыка.

Царевна – Лебедь».

Ведущий:

Русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна – Лебедь». Он жил давно, в прошлом веке, но его прекрасные полотна до сих пор радуют нас, помогают стать благороднее и добрее.

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русских былинах и фольклорных традициях.

Опираясь на миф, легенду, былину, художник создал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты, тревожной таинственности - мир сказочных героев с их земною грустью и человеческими переживаниями.

Дети вместе с педагогами рассматривают слайд с изображением картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь».

Ведущий:

Вы все знаете русского композитора Петра Ильича Чайковского.

 - Какие балеты этого композитора вы помните?

 - Сейчас мы посмотрим фрагмент из балета Пера Ильича Чайковского «Лебединое озеро».

Фрагмент из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

Затем хореограф предлагает детям создать свой танцевальный образ сказочной птицы под музыку из просмотренного фрагмента балета.

Ведущий:

Итак, сегодня вы познакомились с прекрасной сказочной птицей. Вы увидели, как использовали ее образ в музыке, танце и литературе. Сейчас я предлагаю вам самим нарисовать сказочную птицу так, как вы ее себе представляете.

Дети рисуют сказочную птицу (или делают аппликацию) вместе с педагогом по изобразительной деятельности. Из художественных работ детей создаётся выставка «Образ сказочной птицы».

Город мастеров»

Мастер - класс для педагогов по ознакомлению с различными видами декоративно-прикладного искусства.

 

Воспитателям предлагается разделиться на пары, при этом в паре должны быть педагоги, работающие в разных возрастных группах. Каждая пара получает текст об одном из видов декоративно-прикладного искусства, изучает его, подбирает наглядность, затем рассказывает остальным участникам мастер-класса по плану: история промысла, основной материал, основные цвета и элементы росписи, что кажется приемлемым для использования в работе, что сложным.

Предлагается следующий информационный материал:

 

ДЫМКА.

Дымковские игрушки делают в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Сначала эти игрушки изготавливали не для забавы, а как символ богов-покровителей. Самым главным богом был бог Солнца - Ярило. Его изображали в виде коня. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали круг – символ Солнца. Второй важной покровительницей Руси была богиня Роженица. Она хранила дом и семью. Её изображали в виде величественной барыни, сильной, красивой женщины. Около этих фигурок ставили все, что просили у богов: домашний скот, детей и т.д. Потом стали изготавливать и другие фигурки и раскрашивать их как сувениры.

Дымковские игрушки изготавливались из красной глины. Фигурку лепили, просушивали, обжигали в горячей печи. Затем обмакивали в специальную смесь молока и мела, чтобы фигурка стала белой.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический узор, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Часто применяются контрастные сочетания цветов: красного, малинового, голубого, зеленого.

Отличительная особенность дымковской игрушки: обобщенность, декоративность и выразительность

Также воспитателям предлагается альбом «Дымковская игрушка» для изучения элементов росписи.

 

ГЖЕЛЬ.

Гжельской росписью украшается, в основном, посуда. Называется она гжельской, потому что изготавливается на фарфоровом заводе в селе Гжель, Московской области. Именно здесь зародился этот промысел более 400 лет назад. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Иногда изделие украшается фигурками людей или животных.

Узор на всех изделиях выполнен, синей или голубой краской на белом фоне.

Также воспитателям предлагается альбом «Голубая Гжель» для подробного ознакомления с элементами росписи и техникой их выполнения.

 

ХОХЛОМА.

Этот деревянный промысел зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха).

Вырезанную вещь сначала покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка. Сначала оловянного, затем алюминиевого. Изделие им как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, после чего изделие снова пропитывалось олифой и обжигалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился еще с языческих времен. Основной узор – колосья, ягоды, цветы, листья, и, главное, «Травка». «Травка» - черно-красная трава по золотому фону – считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «кудри»).

Воспитателям предлагается для изучения основных элементов узора и техники их выполнения альбом «Золотая Хохлома».

 

ГОРОДЕЦ

Название промысла пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца - доски для прялок, для прядения ниток из волокон кудели. Эти донца украшались резьбой. А потом и росписью.

В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделии покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Постепенно сложилась характерная форма растительного орнамента с Городецкими купавками фантастической раскраски, такими пышными, что кажется, будто они вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони и сказочные птицы. Когда спрос на прялки упал, городецкие мастера стали делать детские стульчики, качалки, разделочные доски, блюда и т.д.

Воспитателям предлагается для изучения альбом «Городец».

 

После изучения предложенных материалов педагоги рассказывают коллегам обо всем, что узнали, показывают оптимальные способы выполнения деталей узоров. В совместном обсуждении мы пытаемся подобрать наиболее интересные формы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством России.

 «Город мастеров»

(интегрированное занятие по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: