Тема: «Неорганическая химия в жизни человека»

Цели курса: формирование знаний о свойствах веществ и химических процессах, которые широко используются в промышленности и быту.

Задачи: сформировать понятия о роли и значении химии и химического производства в жизни современного человека, дать знания по безопасному и грамотному использованию химических веществ и материалов.

Курс рассчитан на учащихся 9 класса, продолжительность 20 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу  во внеурочное время.

1 занятие тема: «Водород» (Физические и химические свойства, способы получения, применение.) Демонстрационные опыты: мыльные пузыри, наполненные водородом; летающая банка (опыты 1,2 в нашем DVD- пособии); получение водорода в аппарате Киппа; восстановление водородом оксида меди;

2 занятие тема: «Вода. Пероксид водорода»   (Физико-химические свойства воды, роль воды в жизни человека, загрязнение воды, жесткость воды, методы очистки; физико-химические свойства перекиси водорода, использование перекиси водорода в медицине) Демонстрационные опыты: физические свойства воды и льда; свойства жесткой воды; способы умягчения воды; регенерация бытовых фильтров; каталитическое разложение перекиси водорода; отбеливающие свойства перекиси водорода;

3   занятие тема: «Кислород» (Физические и химические свойства, роль кислорода в биологических процессах, способы получения, применение в промышленности и медицине) Демонстрационные опыты: Получение кислорода разложением перманганата калия; горение различных веществ в кислороде:Fe,S,P,C. (опыт 5 в нашем DVD-пособии); получение высокотемпературного пламени (кислородное дутье) и плавление им железной проволоки.

4 занятие тема: «Сера» (Физические и химические свойства, сера в природе и ее добыча, применение в промышленности, медицине, быту) Демонстрационные опыты: Получение пластической серы; горение серы на воздухе и в кислороде (опыт 5 в нашем DVD-пособии); взаимодействие железа с серой, взаимодействие серы с медью (горение меди в парах серы)

5 занятие тема: «Оксиды серы. Серная кислота» (Физические и химические свойства SO2 и SO3, способы получения, применение, физические и химические свойства серной кислоты, производство серной кислоты, применение в промышленности и быту.) Демонстрационные опыты: Получение сернистого газа из меди и концентрированной серной кислоты и его отбеливающие свойства; получение сернистой кислоты; получение серного ангидрида каталитическим окислением сернистого газа; свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты (взаимодействие с Zn,Fe,Cu), обугливание сахара концентрированной серной кислотой.

6 занятие тема: «Хлор» (Физические и химические свойства, способы получения, применение, использование хлорных отбеливателей и хлорной извести в быту) Демонстрационные опыты: (опыты проводятся только при наличии вытяжного шкафа, лучше использовать видеозапись опытов) получение хлора действием соляной кислоты на перманганат калия; горение меди и фосфора в хлоре; получение хлорной воды и ее отбеливающие свойства; вытеснение хлором йода и брома из растворов KI и KBr;

7 занятие тема: «Хлороводород и соляная кислота. Хлориды» (Физические и химические свойства хлороводорода, способы получения, соляная кислота - физические и химические свойства, способы получения, применение в промышленности и медицине; Хлориды-свойства и применение (на примере хлоридов Na,K,Ca),роль NaCI и KCI в организме человека. Демонстрационные опыты: получение хлороводорода и растворение его в воде; взаимодействие соляной кислоты с металлами (Mg,Zn,Fe,Cu); качественная реакция на хлориды.

8 занятие тема: «Азот. Оксиды азота» (Физические и химические свойства азота, способы получения, применение; физические и химические свойства NO, NO2, N2O; способы получения, применение) Демонстрационные опыты: разложение дихромата аммония «вулкан»; получение NO и его окисление на воздухе; получение NO2;получение N2O и горение в нем угля и серы.

9 занятие тема: «Аммиак. Соли аммония»  (Физические и химические свойства аммиака, способы получения, применение; нашатырный спирт и его применение в медицине и в быту; соли аммония- свойства, применение удобрений на основе солей аммония.) Демонстрационные опыты: получение аммиака и его растворение в воде; горение аммиака в кислороде; возгонка хлорида аммония.

10 занятие тема «Азотная кислота. Соли азотной кислоты»  (Физические и химические свойства азотной кислоты, способы получения, производство азотной кислоты, применение;Соли азотной кислоты- свойства, применение, нитратные удобрения и здоровье человека.) Демонстрационные опыты: (опыты проводятся только при наличии вытяжного шкафа, лучше использовать видеозапись опытов) получение дымящей азотной кислоты (взаимодействием KNO3 с серной кислотой) и опыты с ней - пассивирование железа, воспламенение скипидара, горение угля в азотной кислоте; взаимодействие металлов (Zn,Fe,Cu) с разбавленной и концентрированной азотной кислотой; разложение нитратов при нагревании (KNO3,Cu(NO3)2);горение черного пороха.

11 занятие тема: «Минеральные удобрения» (классификация минеральных удобрений, их свойства, роль в жизни растений и агротехнике, производство, использование в быту) Демонстрационные опыты: демонстрация образцов удобрений; качественный анализ различных удобрений - в лаборатории и дома)

12 занятие тема: «Фосфор» (Физические и химические свойства фосфора, аллотропия, способы получения, применение фосфора и его соединений) Демонстрационные опыты: (Ввиду опасности работы с белым фосфором и его ядовитости демонстрация опытов с ним в школе запрещена! Однако опыты с ним крайне интересны и следует использовать показ видеозаписи) Горение фосфора в кислороде и взаимодействие оксида фосфора с водой (опыт 5 в нашем DVD-пособии); физические свойства белого фосфора и его самовозгорание на воздухе (опыт 7 в нашем DVD-пособии); переход красного фосфора в белый; получение фосфина (взаимодействием белого фосфора с раствором щелочи) и его самовозгорание на воздухе (опыт 6 в нашем DVD-пособии); свечение белого фосфора в темноте; взрыв красного фосфора с бертолетовой солью.

13 занятие тема: «Углерод. Оксиды углерода. Карбонаты» (Углерод -физические и химические свойства, аллотропия, добыча и переработка каменного угля; активированный уголь – применение, свойства; CO и CO2-свойства, получение, применение; свойства Na2CO3, NaHCO3, CaCO3 и их применение в быту) Демонстрационные опыты: Горение угля в кислороде (опыт 5 в нашем DVD-пособии); адсорбция чернил активированным углем; получение CO и его горение; получение CO2 и опыты с ним - растворение в воде, тушение свечи и горение магния в углекислом газе; гидролиз карбоната и гидрокарбоната натрия.

14 занятие тема: «Кремний и его соединения»  (Кремний - физические и химические свойства, получение; стекла, цемент и керамика- получение, свойства,  и их применение в быту и в технике) Демонстрационные опыты: получение аморфного кремния и его взаимодействие с растворами щелочей, гидролиз силиката натрия, получение геля кремниевой кислоты, демонстрация образцов стекла и керамики; свойства кварцевого и обычного стекла.

15 занятие тема: «Общие свойства металлов. Металлы и сплавы в технике» (Удобно использовать демонстрацию видеозаписей) (Положение металлов в периодической системе элементов, физические и химические свойства металлов, металлы и сплавы в технике) Демонстрационные опыты: демонстрация образцов металлов и их сплавов; плавление сплава Вуда в горячей воде, отпуск и закалка стали, взаимодействие натрия, кальция, магния с водой, взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей; горение железа в кислороде, пирофорные свойства мелкодисперсных металлов (Fe или Pb)- (опыты 4-5 в нашем DVD-пособии); ряд активности металлов.

16 занятие тема: «Натрий и калий. Щелочи. Соли натрия и калия» (Натрий и калий - физические и химические свойства, получение, применение; едкие щелочи - физические и химические свойства, получение, применение; соли натрия и калия на примере хлоридов, сульфатов, карбонатов - свойства, применение.) Демонстрационные опыты: (использование калия в школе запрещено – возможен показ видеозаписи) взаимодействие натрия и калия с водой; плавление натрия и его горение на воздухе (в вытяжном шкафу); свойства щелочей (индикаторы, нейтрализация кислотой в присутствии индикатора, взаимодействие с раствором сульфата меди); окраска пламени солями натрия и калия.

17 занятие тема: «Кальций. Оксид и гидроксид кальция. Соли кальция» (Кальций - физические и химические свойства, получение, применение;оксид и гидроксид кальция - свойства, получение, применение; соли кальция на примере хлорида, сульфата, карбоната - свойства, применение.) Демонстрационные опыты: взаимодействие кальция с водой, окраска пламени солями кальция, получение оксида кальция обжиганием мела, взаимодействие оксида кальция с водой, свойства известковой воды;

18 занятие тема: «Алюминий и его сплавы»  (Алюминий - физические и химические свойства, получение, сплавы алюминия, применение алюминия и его сплавов) Демонстрационные опыты: горение алюминиевой пыли на воздухе взаимодействие алюминия с водой (в присутствии NaF); раствором соляной кислоты и щелочи; амфотерность гидроксида алюминия, демонстрация образцов сплавов алюминия.

19 занятие тема: «Железо и его сплавы»  (Железо - физические и химические свойства, доменный процесс, выплавка стали; применение железа и его сплавов) Демонстрационные опыты: горение железа в кислороде (опыты 5 в нашем DVD-пособии); взаимодействие железа с водой; серой; растворами серной и соляной кислот, сульфата меди; демонстрация образцов железных руд, сталей и чугуна; показ видеофильма о доменном процессе и выплавке стали; закалка и отпуск стали.

20 занятие (внеклассное мероприятие) тема: «Химический КВН» (викторина или КВН с заданиями на химические или смежные темы, соревнование между 2 командами и их капитанами; в конце мероприятия подведение итогов конкурсов и награждение участвующих команд) Демонстрационные опыты: (занимательные опыты различной тематики) Простейшие из них: «летающая банка» (опыт 2 в нашем DVD-пособии); «несгораемый платок», «костер без спичек», «дым без огня», «огонь - художник», «золотой дождь», кристаллизация из пересыщенного раствора (ацетата или тиосульфата натрия), «норсульфазоловая змея», «вулкан» и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: