Рекомендации к семинарским занятиям

Ф И Л О С О Ф И Я

 

 

Методические рекомендации для студентов

гуманитарных специальностей

(II – III курсы дневного отделения)

 

 

Владивосток 2010

 

УДК: 1(077)

Ф 51

 

 

Философия: метод. рекомендации / сост.: Н.Р. Кожемяченко. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. – 60 с.

 

 

Даны требования к освоению дисциплины, тематический план курса, библиографический список, планы проведения семинарских занятий, вопросы и литература для подготовки к семинарам, тесты для контроля, список тем рефератов, перечень типовых экзаменационных вопросов, перечень основных философских категорий.

Методические указания могут быть использованы студентами гуманитарных специальностей дневного отделения II-III курсов.

 

УДК: 1(077)

 

Печатается по решению научно-методического совета ДВГТУ

 

                                                 Ó Кожемяченко Н.Р., составление, 2010

Ó ДВГТУ, изд-во ДВГТУ, 2010

При разработке методических рекомендаций использован государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы ГСЭ.Ф.Ю. Философия.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ВВЕДЕНИЕ

Философия, являясь фундаментальной учебной дисциплиной в системе вузовского образования, призвана способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте в нём человека; стимулировать потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; расширять эрудицию будущих специалистов и обогащать их духовный мир; помогать формированию личной ответственности и самостоятельности; развивать интерес к фундаментальным знаниям.

Цель изучения дисциплины:

· способствовать формированию логического мышления студентов, умению аргументировано излагать и отстаивать собственное понимание рассматриваемых проблем;

· развивать навыки непредвзятой оценки философских и научных концепций, направлений и школ;

· овладевать приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога;

· ознакомиться с исторической эволюцией интеллектуальной культуры европейской цивилизации, что позволит будущим специалистам глубже понимать культурные истоки и социальное значение их профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

· дать представление об основных этапах и направлениях в истории философии;

· систематизировать философские проблемы с учётом историко-философского контекста и современного состояния философии;

· выявить гуманитарное, научное и социально-культурное значение философии;

· овладеть принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества;

· ознакомиться с основными философскими категориями, законами, методами;

· раскрыть смысл идей основных представителей философии и показать их актуальность для современной культуры мышления;

· сформировать понимание философии как культуры осмысленного отношения к миру, основы индивидуального мировоззрения.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

· этапы развития мировой и отечественной философской мысли;

· видных представителей философии и их идеи;

· основные проблемы философии;

· категории философии и диалектики;

· анализировать философский текст.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

п/п Темы и учебные вопросы Кол. час.
  Раздел I. Природа философского познания 4
1 Лекция 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества 2
2 Семинар 1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества 2
  Раздел II. История философии 28
3 Лекция 2,3. Античная философия: космоцентризм 4
4 Лекция 4. Философия Средневековья: теоцентризм 2
5 Лекция 5. Философия Возрождения: антропоцентризм 1
6 Лекции 5.6. Европейская философия XVII-XVIII вв. (Нового времени и эпохи Просвещения): наукоцентризм Ч. 1. Философия Нового времени Ч. 2. Философия эпохи Просвещения 3
7 Лекция 7.Немецкая классическая философия: наукоцентризм 4
8 Лекция 8. Марксизм и его исторические судьбы 1
9 Лекция 9,10. Современная западная философия (к. XIX-XX вв.) 4
10 Лекции 11. Русская философия XIX-XX вв. Ч.1. Русская философия XIX века. Ч.2. Русская философия XX века 3
11 Семинар 2. Основные направления и особенности развития классической западноевропейской философии 2
12 Семинар 3. Основные направления и особенности развития неклассической западноевропейской философии 2
13 Семинар 4. Философский опыт русской культуры 2
  РАЗДЕЛ III.Основные проблемы философии 18
14 Лекция 12. Философия бытия (онтология) 2
15 Лекция 13. Философия познания (гносеология) 2
16 Лекция 14. Человек как центральная тема современной философии 2
17 Лекция 15.Философия науки 1
18 Лекция 16. Философия культуры и общества 2
19 Лекция 17. Глобальные проблемы современности  1
20 Семинар 5. Философия бытия (онтология) 2
21 Семинар 6. Философия познания (гносеология) 2
22 Семинар 7.Основы социальной философии и философии истории 2
23 Семинар 8. Человек как предмет философии 2

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1. Студент должен изучить все вопросы семинара, предлагаемые по данной теме, но ответить развернуто может по одному из вопросов, наиболее интересному на его взгляд. Работа над докладом прививает навыки исследовательской деятельности, способствует опыту работы с аудиторией на более высоком методическом и научном уровне.

2. Студент может приготовить информационный или проблемный доклад. Первый связан с анализом статьи, книги, знакомством с конкретным философским течением и т.п. Докладчик должен доходчиво и внятно передать информацию, которой он овладел, раскрывая значение неизвестных студентам понятий и категорий, встреченных при изучении определённого вопроса. Такой доклад является аналитическим, в нём должна прослеживаться позиция выступающего, его видение темы. Второй тип доклада – проблемный, носит поисковый характер, в нём анализируются разнообразные подходы к проблеме, докладчик должен сделать свой выбор и обосновать его.

3. Студент должен свободно ориентироваться в проблеме, которая лежит в основе его доклада, для этого необходимо тщательно ознакомиться с литературой, предлагаемой к данному семинару, отобрать нужную для раскрытия исследуемого вопроса, внимательно изучить и проанализировать её. Рекомендуется, перед тем как излагать доклад в аудитории пересказать текст и определить время его изложения, не более 10-15 минут.

4. Нужно помнить, что непрерывное чтение ослабляет внимание слушателей, ведет к потере контакта с ними, поэтому к написанному тексту лучше обращаться только для отдельных справок, воспроизведения цитат, выводов и т.п. Выступление значительно выигрывает, если оно сопровождается наглядными материалами: репродукциями, схемами и т.д. В конце доклада нужно быть готовым не только к ответам на вопросы слушателей, но и уметь задавать вопросы аудитории с целью проверки её понимания поставленной проблемы.

5. На семинарских занятиях студент должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты первоисточников к изучаемой теме, по выбору из списка «персоналии для конспектирования».

6. Для самоконтроля студентов после каждого семинара предлагаются тесты. Вопросы тестов предполагают однозначные ответы: нужно указать пункт с правильным ответом. При этом следует учитывать, что правильных ответов может быть не один, а несколько.

7. С каждым семинарским вопросом соотносится определённый учебный материал, на который даны ссылки в скобках. Буква «у» означает учебник из рекомендованного списка к семинару, «д» – литературу из дополнительного списка, рекомендованного к семинару, первая цифра – порядковый номер книги из списка рекомендуемой литературы, а последующие – номера страниц этой книги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: