Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Основным вопросом античной философии, указывающим на переход от мифологического мышления к философскому мышлению, был вопрос:

а) о смысле жизни;

б) о первоначале бытия;

в) о существовании Бога;

г) о соотношении души и тела. [4. С.60]

2. Первым западноевропейским философом единодушно признан:

а) Пифагор;

б) Цицерон;

в) Фалес;

г) Гельвеций. [4. С.60]

3. К представителям античного атомизма относят:

а) Зенона;

б) Демокрита;

в) Плотина;

г) Левкиппа

д) Эпикура. [4. С.63,72; 1. С.93]

4. Согласно воззрениям стоиков:

а) истина абсолютна;

б) истина относительна;

в) истина интуитивна;

г) истина иррациональна. [4. С.64-65]

5. Истинное бытие по Платону есть мир:

а) эйдосов;

б) чувственных вещей;

в) материи;

г) демиурга. [1. С.98-99]

6. Основоположником античной диалектики считают:

а) Вольтера;

б) Сократа;

в) Платона;

г) Кузанского. [4. С.65]

7. Соотнесите высказывание «Человек есть мера всех вещей…» с автором:

а) Марк Аврелий;

б) Порфирий;

в) Протагор;

г) Абеляр. [4. С.64]

8. Высказывание «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит:

а) Плотину;

б) Юму;

в) Пармениду;

г) Гегелю. [4. С.62]

9. Установите соответствие между понятиями и философскими школами:

а) атараксия                                              стоицизм;

б) апатия                                            неоплатонизм;

в) эманация                                            эпикуреизм. [4. С.73,75]

10. Цель человеческой жизни – счастье, понимаемое как удовольствие, считают:

а) элейцы;

б) атомисты;

в) эпикурейцы;

г) марксисты. [2. С.56]

11. Соотнесите автора и суждение:

а) Эпикур – «Я знаю, что ничего не знаю»;

б) Гераклит – «Назад, в милую общину»;

в) Сократ – «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»;

г) Плотин – «…когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». [4. С.62,73,75]

12. I-VII вв. средневековой европейской философии называются этапом:

а) софистики;

б) апологетики;

в) патристики;

г) схоластики. [4. С.84]

13. Согласно провиденциализму историей управляет:

а) Божественный промысел;

б) рок;

в) народ;

г) выдающиеся личности. [2. С.68]

14. Сотворение мира Богом из Ничего, актом своей воли называется:

а) эсхатологизмом;

б) прагматизмом;

в) эволюционизмом;

г) креационизмом. [2. С.59]

15. Августин Блаженный был автором книг:

а) «Критика чистого разума»;

б) «Исповедь»;

в) «Новый Органон»;

г) «О граде Божием». [2. С.67; 4. С.84]

16. Спор об «универсалиях», т.е. общих понятиях, разделил средневековых философов на:

а) материалистов и идеалистов;

б) эмпириков и рационалистов;

в) реалистов и номиналистов;

г) рационалистов и иррационалистов. [4. С.88]

17. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в:

а) Италии;

б) России;

в) Франции;

г) Германии.     [1. С.123]

18. Родоначальником гуманизма считается:

а) У. Оккам;

б) Фр. Вольтер;

в) Фр. Петрарка;

г) Я. Бёме. [4. С.97]

19. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является:

а) пантеизм;

б) монизм;

в) атеизм;

г) плюрализм. [2. С.74]

20. Выделите философов Возрождения:

а) Ориген;

б) Авиценна;

в) П. делла Мирандола,

г) Ф. Аквинат;

д) Н. Кузанский;

е) К. Маркс. [4. С.97-110]

21. Основная заслуга Н. Макиавелли в философии политики в том, что он отделил политику от:

а) эстетики;

б) науки;

в) морали;

г) философии. [4. С.104]

22. Сторонниками эмпиризма являются:

а) Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс;

б) Г. Гегель, И. Кант, Фр. Шеллинг:

в) К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун;

г) А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. [4. С.112-126]

23. Соотнесите автора и суждение:

а) Декарт – «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»;

б) Бэкон – «Мыслю, следовательно, существую»;

в) Локк – «Знание – сила»;

г) Спиноза – «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». [2. С.79,82,87,89]

24. Центральным понятием рационалистической метафизики является:

а) субстанция;

б) интенция;

в) верификация;

г) рефлексия. [2. С.84]

25. Самостоятельно существующие субстанции Г. Лейбниц назвал:

а) атомами;

б) формами;

в) идеями;

г) монадами. [2. С.87]

26. Соотнесите автора и произведение:

а) Декарт – «Великое восстановление наук»;

б) Спиноза – «Рассуждение о методе»;

в) Гоббс – «Этика»;

г) Бэкон – «Левиафан». [4. С.112,116,117,127]

27. Фр. Бэкон – родоначальник эмпиризма, разработал метод познания:

а) дедуктивный;

б) экспериментальный;

в) гипотетический;

г) индуктивный. [4. С.112-114]

28. Соотнесите автора и понятие:

а) Спиноза – плюрализм;

б) Декарт – монизм;

в) Лейбниц – дуализм. [4. С.116-121]

29. Родоначальником либерализма был:

а) Б. Паскаль;

б) Дж. Беркли;

в) Дж. Локк;

г) П. Лафарг. [4. С.121]

30. По мнению Т. Гоббса, нормальным состоянием первобытного человека является:

а) война против всех;

б) всеобщее благоденствие;

в) мир со всеми;

г) мир с сильными. [4. С.127]

а) не имеет частей. [4. С.120]

31. Высказывание: душа, разум – это «чистый лист бумаги» принадлежит:

а) Марку Аврелию;

б) П. Абеляру;

в) Дж. Локку;

г) Д. Юму. [4. С.122]

32. Мысль о том, что человек по своей природе добр, принадлежит:

а) Ж.Ж. Руссо;

б) Л. Фейербаху;

в) О. Конту;

г) Г. Лейбницу. [4. С.140]

33. Согласно Канту, высшей ступенью интеллектуальной деятельности человека является:

а) интуитивная способность суждения;

б) рассудок;

в) интуиция;

г) разум. [4. С.150]

34. Объективным принципом нравственности по Канту является:

а) долг;

б) закон;

в) право;

г) категорический императив. [4. С.154]

35. Философия Фейербаха есть:

а) субъективный идеализм;

б) антропологический материализм;

в) вульгарный материализм;

г) объективный идеализм. [4. С.171]

36. Соотнесите автора и произведение:

а) Гегель – «Сущность христианства»;

б) Фейербах – «Феноменология духа»;

в) Маркс – «Диалектика природы»;

г) Энгельс – «Тезисы о Фейербахе». [2. С.105-107,114]

37. Высшей ступенью развития абсолютного духа по Гегелю является:

а) искусство;

б) философия;

в) религия;

г) право. [4. С.169]

38. Источником содержания сознания для материалистов выступает:

а) Бог;

б) ощущения;

в) объективный мир;

г) разум. [4. С.189]

39. Критерием истины в марксизме выступает:

а) практика;

б) польза;

в) непротиворечивость мышления;

г) условное соглашение. [4. С.178,191]

40. Высказывание «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» принадлежит:

а) Н. Макиавелли;

б) Вл. Ленину;

в) К. Марксу;

г) Фр. Энгельсу. [4. С.182].

 

Семинар 3. Основные направления и особенности развития неклассической западноевропейской философии (от А. Шопенгауэра до XX века)

 

Учебная цель: обосновать преемственность современной западной философии с предшествовавшей ей европейской культурой, раскрыть её плюралистический характер.

Воспитательная цель: показать, что человек русской культуры без понимания смысла западной культуры не может считать себя полноправным участником мировой цивилизации.

 

Вопросы для обсуждения

1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра – провозвестника новой философской парадигмы и его развитие в иррационализме Фр. Ницше [у-1,123-128; у-2,25-31,180-187; у-3,879-900].

2. От философии жизни (Фр. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель и др.) к биофилософии (Э. Уилсон, Б. Ренш, М. Рьюз, Д. Халл и др.) [у-1,329-336; у-2,180-196].

3. Позитивизм:

· философская парадигма индустриального общества («первый» позитивизм) [у-1,116-120; у-2,46-65];

· теория познания в роли научной философии (эмпириокритицизм или «второй позитивизм») [у-1,120-123; у-2,80-100];

· критерий научности в неопозитивизме (аналитической философии, логическом позитивизме) – принцип верификации [у-1,227-239; у-2,197-276; у-3,953-961];

· философия науки (постпозитивизм) – принцип фальсификации К. Поппера, концепция парадигм и научных революций Т. Куна [у-1,240-254].

4. Психоаналитическая традиция понимания и исследования человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.) [у-1,205-208; у-2,276-301].

5. От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике:

· феноменология Э. Гуссерля [у-1,213-217; у-2,301-395];

· экзистенциальная концепция человеческого бытия (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, К. Ясперс и др.) [у-1,217-220; у-2,396-686];

· герменевтика как искусство понимания (В. Дильтей, Э. Бетти, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер и др.) [у-1,220-223].

6. Творческая личность как высшая ценность культуры в персонализме (Э Мунье, П. Рикёр, К. Войтыла и др.) [у-1,211-213].

7. Структурализм: западная философия на пути к постмодернизму:

· первые шаги структурализма. Структурная лингвистика [у-1,223-226; у-2,587-593];

· К. Леви-Стросс и структурная антропология [у-2,593-619];

· М Фуко и его «онтология дискурса» [у-2,619-655];

· Ж. Делез и философский облик постмодерна [у-2,655-674].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: