Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

Вопросы содержат ссылку (с указанием страниц) на следующие учебные пособия (для всех семинаров):

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е изд. – М., 2004.

2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

3. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

 

1. Философия как самостоятельная духовная область человеческого бытия возникает в:

а) I-II вв. н.э.;

б) VII-VI вв. до н.э.;

в) III-IVвв. до н.э.;

г) V-IVвв. до н.э.     [1. С.52]

2. Эвристическая функция философии связана с _______ знанием философии

а) мировоззренческим;

б) практическим;

в) методологическим;

г) социально-аксиологическим     [1. С.14-20]

3. Наука как социальный институт сформировалась в период с:

а) X-XII вв.;

б) XV-XVII вв.;

в) XVIII-XIX вв.;

г) вт. пол. XX в. [1. С.45]

4. Философия как теоретическая форма мировоззрения зародилась в:

а) Древней Греции;

б) Египте;

в) Индии;

г) Китае.     [4. С.57]

5. Философию сближает с искусством:

а) опора на опытные данные;

б) вера в Абсолют:

в) личностный характер познания;

г) формирование научной картины мира. [1. С.60-64]

6. Этимология слова философия означает:

а) любовь к жизни;

б) любовь к мудрости;

в) любовь к Богу;

г) любовь к трансцендированию.     [1. С.71; 5. С.14]

7. Философское учение о бытии называется:

а) методология;

б) мировоззрение;

в) онтология;

г) майевтика. [4. С.16]

8. Гносеология – это:

а) учение о природе;

б) учение о бытии;

в) учение о познании;

г) учение о ноосфере.     [4. С.16]

9. Мироощущение мировосприятие и миропонимание в своей совокупности образуют:

а) герменевтику;

б) мировоззрение;

в) схоластику;

г) допредметное, символическое сознание. [4. С.17-18; 2. С.9-11]

10.Теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение называется:

а) психологией;

б) философией;

в) антропологией;

г) диалектикой. [4. С.17]

11.Одним из основных вопросов философии является вопрос:

а) познаваем ли Бог?

б) что первично: дух или материя?

в) что такое философия?

г) как достичь светлого будущего? [4. С. 18]

12. К представителям материализма относят:

а) Левкиппа;

б) Н.О Лосского;

в) Г. Гегеля

г) М.В. Ломоносова. [4. С.19-21]

13.Соотнесите понятия «философия» и «мировоззрение»:

а) мировоззрение совпадает с философией;

б) философия шире мировоззрения;

в) мировоззрение включает в себя философию;

г) философия – теоретическая основа мировоззрения. [4. С.17]

14. Формами идеализма являются:

а) объективный идеализм и субъективный идеализм;

б) последовательный идеализм и непоследовательный идеализм;

в) метафизический идеализм и диалектический идеализм;

г) монистический идеализм и плюралистический идеализм. [4. С. 20]

15. Основным философским методом является:

а) номинализм;

б) верификация;

в) диалектика;

г) солипсизм. [4. С.22-25; 3. С.2]

16. Функция философии, которая учит человека сразу не принимать и не отвергать без анализа что-либо называется:

а) критической;

б) ценностной;

в) социальной;

г) герменевтической. [4. С.26]

17. Формирование целостной картины мира и бытия человека в нём выполняет ________ функция философии.

а) формальная;

б) научная;

в) мировоззренческая;

г) коммуникативная. [1. С.4]

18. Проблемы, решаемые философией, имеют:

а) закономерный, поступательный характер;

б) разумный и справедливый характер;

в) описательный характер;

г) всеобщий, предельный характер. [3. С.11]

19. Гносеологическая функция философии заключается в том, что философия:

а) решает вопрос о реальности общих понятий;

б) накапливает, обобщает и транслирует новое знание;

в) отрицает существование Бога и замещает Его неким безличным законом;

г) утверждает, что человек не может объективно познавать мир.  [1. С.14-29]

20. Философское направление, считающее духовное начало основой бытия называется:

а) панморализмом;

б) идеализмом;

в) аксиологией;

г) эгалитаризмом. [4. С.18-21]

21. Представители философии, отождествляющие сознание с материей называются:

а) вульгарными материалистами;

б) позитивистами;

в) реалистами;

г) агностиками. [4. С.19-21]

22. Отметьте правильное суждение: агностицизм

а) отрицает возможность познаваемости мира;

б) утверждает, что в основе мира лежит материальное начало;

в) утверждает, что нет предела развитию знаний;

г) признаёт, что мир есть комплекс ощущений субъекта. [4. С.22]

23. Кого из ниже перечисленных философов можно отнести к объективным идеалистам?

а) Платона, Гегеля;

б) Демокрита, Фалеса;

в) Фохта, Молешотта;

г) Беркли, Маха. [4. С.19-21]

24. Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало есть:

а) сенсуализм;

б) мистицизм;

в) рационализм;

г) монизм. [4. С.21-22]

25. Главной функцией мифа является:

а) акцент на практической деятельности людей;

б) закрепление сложившихся в обществе традиций и норм;

в) сохранение тайного знания для посвящённых;

г) нравственное воспитание человека. [2, 13-14]

 

Семинар 2. Основные направления и особенности развития классической западноевропейской философии (от античности до А. Шопенгауэра)

 

Учебная цель: закрепить знания основных направлений и особенностей развития классической западноевропейской философской мысли.

Воспитательная цель: помочь уяснить историческуюпреемственность основных философских проблем.

 

Вопросы для обсуждения и основные философские категории

1. Античная философия: теория идей Платона (онтология); социальная утопия Платона; учение Аристотеля о бытии (онтология): четыре причины начал бытия; форма и материя; ум-перводвигатель; этика и концепция государства Аристотеля, этические учения скептицизма, эпикуреизма, стоицизма [у-1,131-142,170-188,200-212,269-298,301-371; у-11,327-353,353-363,368-386,438-446,490-538, 566-643].

Натурфилософия, первоначало (архэ), апейрон, логос, гилозоизм, космоцентризм, апория, атом, софисты, релятивизм, этика, этический рационализм, добродетель, диалектический метод, майевтика, виды, идеи (эйдосы), сущности, категории, аналитика, закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, силлогизм, топ, метафизика, субстанция, энтелехия, кинизм, анадейа, аскеза, автаркия, стоицизм, лектон, атараксия, фатализм, эпикуреизм, гедонизм, скептицизм, троп, неоплатонизм, Единое, эманация, пантеизм.

 

2. Средневековая философия: возникновение христианской философии и христианской морали, библия о морали; особенности развития средневековой философии; сходство и различие античной и средневековой философии; социально-философская концепция Августина Блаженного; Фома Аквинский – систематизатор схоластики [у-8,32-50,50-83,338-377; у-6,28-39,40-71,252-281].

Теология, монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, сотериологизм, символизм, экзегетика, герменевтика, патристика, теодицея, историософия, схоластика, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, концепт, неотомизм.

 

3. Философия эпохи Возрождения: основные черты культуры Ренессанса и гуманизма; социально-философская и политическая доктрина Н. Макиавелли; проблема равенства и свободы в утопических проектах Т. Мора и Т. Кампанеллы; пантеистическая трансформация средневекового философствования в творчестве Н. Кузанского [у-7,8-15,71-82,92-100,176-182,41-65; у-3,52-70,144-158,135-140,321-329].

 

Ренессанс, секуляризация, антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, пантеизм, фортуна, вирту, макиавеллизм, утопия.

 

4. Европейская философия XVII-XVIII вв.: индуктивный метод эмпиризма Ф. Бэкона и его последователи; рационалистическое направление в философии Нового Времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В Лейбниц); социально-политические концепции философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк); методология науки и религиозно-мистическая философия человека у Б. Паскаля; просветительский характер философии XVIII века [у-7,215-227,239-269,292-305,424-427,317-329; у-10,132-146; у-9,125-133].

 

Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, «идолы» или «призраки разума», индукция, полная индукция, дедукция, ощущение, рефлексия, первичные и вторичные качества, знание сенситивное, знание демонстративное, знание интуитивное, солипсизм, врождённые идеи, атрибуты, модусы, интуиция, дуализм, монизм, плюрализм, пантеизм, монада, «истины разума», «истины факта», принцип предустановленной гармонии», утилитаризм, естественное состояние общества, гражданское состояние общества, естественный закон, общественный договор, неотчуждаемые естественные права человека, либерализм, антиклерикализм, «естественная религия», деизм, эгалитаризм.

5. Немецкая классическая философия: основные идеи «Критики чистого разума» И. Канта; мир нравственности и категорический императив И. Канта; философская концепция Гегеля; антропологический принцип Л. Фейербаха [у-4,47-70,70-82,233-300,301-332].

 

Теоретическая философия, трансцендентальный субъект, аналитические и синтетические суждения, чувственность, рассудок, разум, априорные формы чувственности: пространство и время, априорные категории рассудка, продуктивное воображение, способность суждения, антиномии чистого разума, феномен, ноумен, практическая философия, автономный характер этики, автономная добрая воля, категорический императив, долг, учение о науке, принципы учения о науке, сознание, самосознание, натурфилософия, тождество субъекта и объекта, идея всеединства, интеллектуальная интуиция, мировой дух, абсолютная идея, панлогизм, противоречие, тезис-антитезис-синтез, субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух, антропологический материализм, религия как процесс отчуждения человеческой сущности.

 

6. Марксистская философия: понимание человека как «ансамбля» общественных отношений в философии К. Маркса; классический марксизм и русский марксизм [у-5,117-123; у-2,107-116; у-10,175-193].

 

Диалектический материализм, материя, единство материи, движения, пространства и времени, отражение, ступени познания: чувственная и рациональная, объективная истина, относительная истина, абсолютная истина, конкретная истина, общественная практика, диалектика, законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания), исторический материализм, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация.

 

Учебники

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2001.

2. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1995.

4. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – СПб, 2005.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 5-е изд. – М., 2005.

6. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2003.

7. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. – М., 2001.

8. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 2003.

9. Философия: учебник / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М., 2008.

10.Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд. – М., 2005.

11.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Ф. Аквинского // Вопросы философии. – 1997, – №9.

2. Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии. – 2001. – №1.

3. Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. – 2000. – №2.

4. Гайденко П.П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Вопросы философии – 2002. – №7.

5. Ситников А.В. Философия Плотина и патристика о происхождении космоса // Вопросы философии. – 2000. – №8.

6. Хомяков М.Б. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики // Вопросы философии. – 2000 – №1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: