Основные философские категории

Неклассическая философия, «философия жизни», интуитивизм, «воля к власти», «воля к жизни», жизненный порыв, плюрализм, толерантность, позитивизм, «первый» позитивизм, «второй» позитивизм (махизм или эмпириокритицизм), «комплекс ощущений», «третий» позитивизм (логический позитивизм, аналитическая философия), принцип верификации, физикализм, постпозитивизм, принцип фальсификации, историцизм, открытое общество, закрытое общество, парадигма, научная революция, неокантианство, иррационализм, герменевтика, понимание, «герменевтический круг» прагматизм, экзистенциализм, феноменология, редукция, эпохе, эйдос, интенция психоанализ, фрейдизм, неофрейдизм, сублимация, либидо, сознание, предсознание, бессознательное, Оно, Я, Свех-Я, персонализм, бытие личности, структурализм, «онтология дискурса», постмодернизм, «логика смысла», деконструкция, неотомизм, неопротестанство, философские концепции кризиса.

 

Учебники

1. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М., 2005.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.

3. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001.

 

Дополнительная литература

1.  Витгенштейн в контексте культуры XX века // Вопросы философии. – 1998. – №5.

2. З.Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур (материалы российско-австрийской конференции) // Вопросы философии. – 2000. ‑ №10.

3. Ларман О.В. Ницше и европейский нигилизм XX столетия // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. – 2003. – №6.

 

Проведите самоконтроль и подготовьтесь к письменному опросу

1. Сциентизм утверждает, что наивысшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять своё содержание все другие формы духовного освоения бытия является:

а) наука;

б) паранаука;

в) псевдонаука;

г) альтернативная наука. [1. С.167]

2. Переход от классической западной философии к неклассической связывают с нижеследующими философами:

а) Боэций, Эриугена, Абеляр;

б) Декарт, Гоббс, Паскаль;

в) Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше;

г) Фрейд, Юнг, Фромм. [4. С.195]

3. Критерием научности знания в неопозитивизме является принцип:

а) дедукции;с

б) системности;

в) инвариантности;

г) верификации. [4. С.198]

4. Всех неопозитивистов объединяют следующие положения:

а) отрицательное отношение к метафизике;

б) культ науки;

в) утверждение рационального метода обоснования знания;

г) поиск смысла жизни. [4. С.197-198]

5. Укажите представителей постпозитивизма:

а) Сократ, Платон, Аристотель;

б) Руссо, Вольтер, Гольбах;

в) Пирс, Джемс, Дьюи;

г) Поппер, Лакатос, Кун. [4. С.199]

6. Критерием научности знания в постпозитивизме является принцип:

а) фальсификации;

б) трансдисциплинарности;

в) дополнительности;

г) верификации. [4. С.200]

7. Социально-философскую концепцию открытых и закрытых обществ разработал:

а) У. Оккам;

б) Фр. Шеллинг;

в) К. Поппер;

г) Х. Ортега-и-Гассет. [4. С.201]

8. В научный оборот понятие «парадигма» ввёл:

а) Г. Коген;

б) Т. Кун;

в) К. Ясперс;

г) А. Адлер. [4. С.202]

9. Соотнесите автора и произведение:

а) Э. Мунье – «Воля к власти»;

б) Фр. Ницше – «Метаморфозы и символы либидо»;

в) К. Юнг – «Мир как воля и представление»;

г) А. Шопенгауэр – «Персонализм». [2,125,127,207,212]

10. К антисциентизму относят:

а) феноменологию;

б) постпозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) персонализм. [1. С.190]

11. Направление современной западной философии, которое ставит одной из своих задач истолкование текста, называется:

а) прагматизм;

б) постструктурализм;

в) герменевтика;

г) схоластика. [1. С.190]

12. Высказывание «Истина – это кредитный билет, который имеет силу только в определённых условиях» принадлежит:

а) М. Экхарту;

б) Дж. Локку;

в) У. Джеймсу;

г) А. Камю. [2. С.199]

13. За радикальный пересмотр всех ценностей общества и человека выступал:

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) С. Кьеркегор;

в) Ж.-П. Сартр;

г) Фр. Ницше. [4. С.208]

14. Основатель психоанализа, в результате своих исследований пришедший к выводу, что психика человека включает в себя сознание, предсознание и бессознательно:

а) З. Фрейд;

б) И. Фихте;

в) У. Куайн;

г) Х.-Г. Гадамер. [4. С.211]

15. Направление в современной западной философии, усматривающее смысл жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства, называется:

а) неокантианством;

б) прагматизмом;

в) патристикой;

г) неопротестантизмом. [2. С.199]

16. Вся человеческая культура, есть процесс сублимации, считал:

а) З. Фрейд;

б) М. Бубер;

в) Э. Кассирер;

г) О. Конт. [4. С.211]

17. Соотнесите автора и произведение:

а) М. Хайдеггер – «Иметь или быть»;

б) Ж.-П. Сартр – «Бытие и время»;

в) К. Ясперс – «Философия»;

г) Э. Фромм – «Бытие и ничто». [4. С.213]

18. «Понимание» – центральная категория:

а) психоанализа;

б) позитивизма;

в) герменевтики;

г) экзистенциализма. [4. С.218]

19. Субъективно-идеалистическое направление современной западной философии, центральным понятием которого является понятие «интенциональность» сознания есть:

а) неокантианство;

б) неотомизм;

в) феноменология;

г) апологетика. [2. С.214]

20. Автором книги «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» является:

а) Л. Фейербах;

б) Г. Спенсер;

в) Ч. Пирс;

г) Э. Гуссерль. [2. С.214]

21. Философское учение, которое понятие личности делает основанием систематического учения о бытии, называется:

а) персонализмом;

б) антропологией;

в) патристикой;

г) экзистенциализмом. [2. С.211]

22. Высказывание «История любой жизни, какой бы она ни была, есть история поражения» принадлежит:

а) М. Хайдеггеру;

б) Р. Авенариусу;

в) К. Барту;

г) А. Швейцеру. [4. С.215]

23. Философское направление, согласно которому, человек обретен на одиночество и бессмысленность существования есть:

а) экзистенциализм;

б) герменевтика;

в) марксизм;

г) фрейдизм. [4. С.213-214]

24. Конфликт лежит в основании отношений людей считает:

а) К. Маркс;

б) Р. Гвардини;

в) П. Тиллих;

г) Ж.-П. Сартр. [4. С.217-218]

25. Способ прочтения и осмысления текстов назвал деконструкцией:

а) М. Монтень;

б) П. Фейерабенд;

в) А. Вебер;

г) Ж. Деррида. [4. С.222-223]

Семинар 4. Философский опыт русской культуры

Учебная цель: показать, что русская философия развивалась в контексте западноевропейской философии, подчеркнув специфику российского способа философствования.

Воспитательная цель: сосредоточить внимание на том факте, что русская философия к. XIX-н.XX вв. имеет всемирное значение, осознание этого позволяет формировать чувство патриотизма у студентов.

Вопросы для обсуждения

1. Основные этапы и особенности развития русской философии. Характерные черты русской философии [у-2,17-28; д-3; у-4,233-235].

2. Философия П.Я. Чаадаева как начало самостоятельного философского творчества в России [у-3,50-55; у-1,101-102; у-2,152-172].

3. Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского [у-2,313-327; у-4,257-259].

4. Проблема «Восток-Запад-Россия» в работах славянофилов, западников и евразийцев [у-3,10-65; д-13; у-4,246-255,302-303; у-1,154-161].

5. Философские идеи в русской литературе: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой (на примере работ русских философов: В. Розанов «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского; Н. Бердяев «Миросозерцание Достоевского; Л. Шестов «Достоевский и Ницше (философия трагедии)», С. Булгаков «Иван Карамазов как философский тип» и др.).

6. Основные философские идеи «русского духовного Ренессанса»:

· идея «всеединства» (от В.С. Соловьёва к П.А. Флоренскому) [у-4,284-290; д-2];

· русская идея и её творцы (Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, И. Ильин, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин и др.) [д-6,12]

· идея свободы и творчества (Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский и др.) [у-4,295-298; д-2].

7. Зарождение философии русского космизма: от «Философии общего дела» Н. Фёдорова к концепции ноосферы В. Вернадского [у-1,172-179; у-4,275-294; д-12].

8. Философско-религиозная антропология духовно-академической философии (В. Несмелов, М. Тареев, Ф. Голубинский, П. Юркевич, А. Бухарев и др.) [у-2,291-310].

9. Философия любви в России (анализ работ):

· философско-платоническое направление (Вл. Соловьёв «Смысл любви», Н. Бердяев «Метафизика пола и любви», «Самопознание», гл. «Размышление об Эросе», «Смысл творчества»; Л. Карсавин «Noctes Petropolitance» (Петербурские ночи); Б. Вышеславцев «Этика преображенного Эроса» и др.);

· ортодоксально-богословское направление: (П. Флоренский «Столп и утверждение истины», п.1 и п.11; С. Булгаков «Свет невечерний»; Н. Лосский «Условия абсолютного добра»; И. Ильин «Путь духовного обновления» и др.);

· В. Розанов и его понимание любви («Уединенное», «Опавшие листья», «Семейный вопрос в России»).

10. Русский национальный характер – миф или реальность? [д-1,5,10,14,15]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: