Функция производства новых смыслов, норм, ценностей, знаний и духовное творчество

Во всяком человеческом обществе создаются слож­ные многоуровневые системы, специально предназначен­ные для выработки общих и конкретных знаний, пред­ставлений о мире и самом человеке, а также ориентации и целей не только повседневного поведения, но и рас­считанных на отдаленные перспективы.

Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало некото­рые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей об­становке. Хорошо известно, что, вопреки всем поздней­шим изощренным специальным “онаученным” формам выработки и переработки знаний и ориентации, инди­виды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтическим, мистическим и гадательным систе­мам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько-нибудь эффективному анализу соотношения причин-следствий.

Конечно, более развитую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентации создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативно­сти человеческой жизнедеятельности. Но хорошо извест­но, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддержания постоянства поведения и единства обще­ства, что и сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией вы­работку новых знаний и ориентации берет на себя свет­ская культура в ее разнообразных проявлениях: искус­ство и литература, философия и наука. С одной сто­роны, в этих формах духовного производства имеется свое “наследие”, устоявшиеся результаты, признанные знания и ценности. Вместе с тем их важнейшей ха­рактеристикой светской культуры стала устремленность

на новаторство, открытие новых горизонтов в познании, типов ориентации и способов жизнеустройства.

В рамках художественной культуры и науки выра­батываются собственные специфические способы как поддержания преемственности (традиция, школы, пре­емственности, авторитеты, “классикам), так и выработки инноваций (открытия, эксперименты, стили, авторское творчество). И конечно, в рамках каждой конкретной научной дисциплины и каждого вида и жанра худо­жественной культуры создаются и выверяются средства символизации и обозначений значений, определяются новизна и перспективность открытий. В науке, напри­мер, это делается через систему публикаций, защиты диссертаций, признание авторитетов, премии и т.д.

Сфера творчества в высокой степени зависит от субъ­ективных факторов: таланта, состояния художника, его личностных ориентации. Поэтому мы многое почерпнем для понимания творческого процесса из тех средств, которые создаются в рамках гуманитарного знания. По­пулярность серии “Жизнь замечательных людей”, ме­муаров свидетельствует о том, насколько велик в об­ществе интерес к тем внутренним процессам и внешним обстоятельствам, в которых протекали их жизнь и твор­чество. Кроме внутреннего мира художника есть еще и социальное окружение. Хорошо известно, насколько серьезными были расхождения между обществом и ху­дожником, между “поэтом и чернью”, насколько велик был соблазн, превращавшийся иногда в вынужденную необходимость уйти от мира официальности в уединение для свободного творчества. Примерами такого уедине­ния могут быть бегство молодого Гете в Италию, где он создал “Римские элегии”, болдинская осень Пушкина, жизнь в лесу Р.Эмерсона, уход Н.К.Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.

История культуры изобилует такого рода событиями в творческих биографиях, свидетельствами слабой при­способленности социокультурной структуры того или иного общества к надежному поддержанию творчества и высокой духовной деятельности. Творчество зачастую оказывается в сложном соотношении с общественным признанием. Тем не менее в каждом обществе существуют институты, обеспечивающие функционирование культуры (см. гл. X).

В нашу эпоху развитие общества находится в пря­мой зависимости от производства знаний, которое пре­вращается в особую разновидность индустрии. Новые отрасли труда, такие, как химия, автоматика, электро­ника, базируются в первую очередь на знаниях, а не на производственном опыте, игравшем первостепенную роль в старых отраслях. Индустрия знаний, произ­водящая и потребляющая информацию, а не товары и услуги, охватывает в наиболее развитых индустриаль­ных странах огромную часть национального производ­ства. Так, в США в 1986 г. информационная сфера так или иначе охватывала 63% всех работающих. В 60—70-х гг. объем научной информации удваивался каж­дые 5—7 лет, в 80-х — каждые 20 месяцев, а с начала 90-х гг. этот ритм стал ежегодным. Информационный взрыв оказывает глубокое воздействие на функциони­рование всего общества. (Более подробно его харак­теристики будут рассмотрены в гл. XVI.)

Ситуация информационного взрыва требует ради­кальных изменений в способах хранения, систематиза­ции и накапливания информации. Эти изменения вы­зывают преобразование всей системы образования, биб­лиотечного дела, системы массовых коммуникаций и ор­ганизации науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: