Международная торговля в XX веке

В начале века движение в направлении протекционизма продолжалось. Тем не менее в 1914, когда разразилась Первая мировая война, протекционизм достиг сравнительно небольших успехов, хотя мировое хозяйство уже не было столь свободным от контроля над торговлей, как 50 лет назад. Международная торговля, однако, все еще регулировалась золотым стандартом. Ни одна страна не могла поддерживать конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке путем девальвации национальной валюты; кроме того, невозможно было сохранять дефицит платежного баланса в течение неопределенно долгого времени. Поэтому все страны-участницы международной торговли стремились обеспечивать конкурентоспособность своих товаров за счет снижения издержек производства.

Международная торговля в период депрессии. В ходе Первой мировой войны золотой стандарт был подорван и в 1920-х годах заменен золотодевизным стандартом, в соответствии с которым все международные расчеты производились в английских фунтах стерлингов и американских долларах. Эта система, однако, позволила США и Великобритании сохранять в течение длительного времени дефицитные платежные балансы. В конце концов, эта система рухнула, и ее крах стал одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. Многие государства официально выходили из системы золотого стандарта, отменяли фиксированные валютные курсы и старались поднять конкурентоспособность товаров путем девальвации своих валют и введения тарифов и квот. Это одновременно защищало национальное производство от иностранной конкуренции. Подобная цель могла быть достигнута только за счет других стран – проведением политики «разорения соседа». Поскольку многие страны могли играть в эту игру и действительно делали это, результатом стала международная разобщенность, а мировая торговля переживала застой и даже упадок. Объем промышленного производства в большинстве стран сокращался, и, как следствие, снижался промышленный спрос на первичные продукты, что подрывало международную торговлю.

    Политика национального самообеспечения была доведена до крайности в СССР, в нацистской Германии и фашистской Италии, которые стремились к автаркии. Внешняя торговля в СССР находилась в руках государства и централизованно планировалась. В фашистской Италии и нацистской Германии разрабатывались сходные программы автаркии, однако в этих странах государственный контроль был не столь всеобъемлющим, а ограничения на внешнюю торговлю менее жесткими.

Послевоенные годы. Подрыв международной торговли в 1930-х годах, усиленный последствиями Второй мировой войны, оказался столь значительным, что абсолютный объем торговли в 1940-х годах не превысил уровня 1913г. Озабоченные негативными последствиями такого застоя, союзники еще до завершения военных действий приступили к разработке планов по улучшению системы мировой торговли. Было решено создать Международный валютный фонд (МВФ) (Приложение А) [7], который должен был стоять на страже стабильности валют. Реализация планов, непосредственно касающихся либерализации торговли, проходила не столь гладко. Однако во второй половине 1940-х годов с помощью Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) удалось добиться нормализации и определенной унификации торговой политики почти всех несоциалистических стран мира. Переговоры по ГАТТ велись в надежде на отмену возможно большего числа торговых барьеров – прежде всего квот и субсидий – посредством включения в соглашение оговорки о наибольшем благоприятствовании, гарантирующей, что любая льгота и уступка в торговле между странами автоматически распространяется на всех участников соглашения. Под эгидой ГАТТ прошел ряд многосторонних переговоров по торговле: несколько переговорных циклов в 1950-х годах, в 1961 – раунд Диллона, в 1960-х – раунд Кеннеди, в конце 1970-х – Токийский раунд и в конце 1980-х – начале 1990-х – Уругвайский раунд (Приложение Б) [4, c. 50]. По завершении раунда Кеннеди тариф промышленно развитых стран на товары обрабатывающей промышленности был снижен в среднем на 10%. Перед Уругвайским раундом ставилась задача добиться дальнейшего снижения таможенных тарифов во всем мире в среднем на 40%, а также урезать торговые субсидии и ослабить прочие нетарифные барьеры.

Объем международной торговли после войны стал увеличиваться. В период с 1953 по 1960 он возрастал в среднем на 7% в год, а в 1960–1974 – почти на 8% в год. Кроме того, рост международной торговли происходил быстрее, чем увеличение мирового выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции. Таким образом, наметилась тенденция к более высокой специализации разных стран на производстве различных товаров и услуг, хотя доля пересекающей границы продукции в общемировом выпуске к концу 1970-х не достигла уровня 1913, т.е. примерно 33%.

1970-е годы. Несмотря на оживление торговли сразу после окончания Второй

мировой войны, разница в темпах инфляции между странами на протяжении 1950–1960-х годов время от времени приводила к торговым диспропорциям. Великобритания и особенно США не могли ни контролировать рост цен, ни адаптироваться к нему посредством корректировки обменных курсов валют. Когда в 1970-х годах валютные курсы окончательно «поплыли» – стали колебаться на спекулятивных валютных рынках в соответствии с инфляцией и другими экономическими показателями, – профсоюзы потребовали увеличения заработной платы в качестве компенсации роста цен на импортные товары (в частности, на нефть). В результате меры по сокращению импорта за счет повышения курсов иностранных валют часто оказывались недостаточно эффективными, и государствам для ликвидации дефицита торгового баланса время от времени приходилось прибегать к регулируемому, или «грязному», плаванию, при котором гибкий валютный курс сопровождался крупномасштабными заимствованиями.

В конце концов, кризис, проявившийся в спаде производства и росте безработицы при непрекращающейся инфляции, привел в 1975 (впервые с 1945) к падению объема международной торговли на 4%. Однако в 1976 он снова вырос – на 11% по сравнению с 1975, а стоимость совокупного экспорта достигла примерно 1 трлн. долл.

1980–1990-е годы. В 1980-е годы начался Уругвайский раунд ГАТТ, на котором обсуждались сельскохозяйственные субсидии, а также ограничения в торговле услугами. Однако, лишь к 1993, после восьми лет переговоров, участники раунда достигли соглашения о принятии новой масштабной программы развития свободной торговли.  1 января 1995 на смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), на которую возложена ответственность за практическую реализацию принятых в ходе Уругвайского раунда решений, а также за продолжение либерализации в сферах телекоммуникаций, банковских услуг, страхования, туризма и морских перевозок.

1 января 1994 вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (Приложение В), заключенное между Канадой, США и Мексикой. Намереваясь в течение 15 лет уничтожить все тарифы и прочие торговые барьеры в регионе, государства-участники соглашения рассматривают НАФТА как промежуточный шаг к созданию зоны свободной торговли, охватывающей все Западное полушарие. Из стран Восточной Азии также поступают сообщения о намерении сформировать аналогичный торговый блок. [6]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: