Фонды школьного музея. Учёт и хранение

Музейный фонд состоит из предметов основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов. Собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея.

Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейных фондов носит название основной фонд. В него входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.

Основной музейный фонд комплектуется в соответствии с профилем общественного музея. Предметы основного музейного фонда являются первоисточниками для изучения истории, культуры, экономики, развития высших и средних специальных учебных заведений и служат для создания экспозиции.

К типу вещественныеисточники относятся археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамёна, оборудование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы; нумизматические материалы: монеты, боны, печати.

Подчеркнём еще раз: ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.

К типу письменныеисточники относятся музейные предметы следующих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партийные, профсоюзные и др. билеты и т. п.), периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным фондом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду.

К типу изобразительныеисточники относятся произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., фотографический материал: дагерротипы, фотографии. Негативы не следует относить к основному фонду в школьном музее, так как нет возможности сохранить этот вид материала. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. В школьных музеях собираются киноплёнки, магнитные пленки. Их нецелесообразно включать в основной фонд по той же причине, что и негативы.

Из фонозаписей школьные музеи могут хранить и отнести к основному фонду пластинки для граммофонов, патефонов (моно-, стерео-, квадро-).

В основной фонд входят:

- подлинные документальные и вещественные материалы, имеющие историческое значение (обмундирование, снаряжение, личные вещи, документы и т. п.);

- историко-бытовые и технические коллекции, отдельные предметы, характеризующие развитие производства, общественные отношения (орудия труда, образцы продукции промышленности, образцы видов сырья и т. п.); мемориальные комплексы и отдельные предметы, относящиеся к важнейшим историческим событиям, а также характеризующие жизнь и деятельность активных участников исторических событий, ветеранов, творческих деятелей науки и культуры;

- подлинные письменные и печатные документы;

- книги старопечатные, произведения художественной литературы с автографами авторов;

- фотографические материалы (оригинальные негативы и фотоотпечатки, отражающие факты, события, явления общественной жизни, представ­ляющие интерес как произведения искусства или имеющие какие-либо другие примечательные особенности;

- произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура); модели и эскизы, созданные в процессе научного и художественного творчества изобретателя.

К научно-вспомогательному фонду относятся те музейные предметы, которые помогают изучению, экспонированию предметных памятников. Научно-вспомогательный фонд представляет сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, т. е. не являются подлинными памятниками истории и культуры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото- и ксерокопии, материалы, изготовленные музеем для экспозиционной работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду.

Школьные музеи в фондовой работе руководствуются нормативными документами о фондах государственных музеев РФ. Юридическими документами в музеях Российской Федерации являются акты поступлений, акты выдачи, книги поступлений.

Учёт, научное описание и хранение памятников истории и культуры в школьном музее, как и в государственном, преследует две цели:

- обеспечение юридической, научной и физической охраны музейных предметов;

- создание оптимальных условий для их разностороннего использования, т. е. сохранения имеющихся сведений о предмете.

Юридическая охрана музейных предметов подразумевает обязательное фиксирование памятников в документах учета, их шифровку и хранение в определенной системе. Наилучшая охрана музейных предметов заключается в их научном описании и преследует цели выявить информационный потенциал музейного предмета.

Оптимальные условия для разностороннего использования музейных предметов возникают, когда произведены атрибуция, т. е. произведено описание внешних признаков памятника и дано историческое описание музейного предмета, т. е. установлены автор, дата изготовления, назначение или применение, владельцы, время и место создания и бытования, связь с определенными историческими событиями или лицами, историческая или художественная значимость и т. п.

Учёт в школьном музее ведется по Главной инвентарной книге.

Главная инвентарная книга. Главная инвентарная книга - основной документ учета и охраны экспонатов. В нее записываются все экспонаты основного фонда. Запись в Главную инвентарную книгу должна производиться одновременно с поступлением предмета. Инвентарная книга должна иметь пронумерованные листы, быть прошнурована и скреплена печатью школы.

Главная инвентарная книга должна иметь следующие графы:

1. Порядковый учётный номер. Этот номер закрепляется за музейным предметом и является элементом шифра музейного предмета;

2. Дата поступления музейного документа (предмета);

3. Способ поступления предмета: от кого поступил предмет (фамилия, имя, отчество лица, сопроводительные документы). Под сопроводительными документами подразумеваются: акт приема-передачи, «легенда», тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксации и т. п.

4. Наименование и краткое описание предмета. Запись начинается с названия предмета, затем описывается его внешний вид, надписи, пометки и т.п. Указывается автор, дата и место происхождения, среда бытования. При необходимости указывается размер и вес. Для книг, брошюр и тетрадей указывается количество листов. Для фотографий кратко описывается сюжет, если на фото люди, то надо перечислить их поименно слева направо.

5. Количество предметов. Если поступает коллекция (например, коллекция открыток, значков, фотографий и т. д.), то при инвентаризационном учете присваивается один номер, но запись идет следующим образом: № 123.1, № 123.2 и т. д. При поступлении документального памятника указывается количество листов в нём, если это количество больше одного листа.

6. Материал и техника изготовления. В графе указывается материал, из которого изготовлен памятник и способ его изготовления (ткань, дерево, бумага, машинопись, ручная роспись, рисунок карандашом, фотография, чеканка по металлу и т. д.).

7. Сохранность предмета. В этой графе должна стоять подпись лица, производившего запись. При отсутствии дефектов делается запись «полная». При обнаружении дефектов описываются утраты (например, бумага ис­тлевшая, уголки листов затерты, имеются надрывы страниц до 2 см, сколы, трещины, разрывы и т. д.). Если экспонат новый, то в графе «Сохранность» можно поставить отметку «полная». Таких оценок как «хорошая», «удовлетворительная» и т. п. быть не должно.

8. Примечания. В этой графе указывается, в какой фонд включен музейный предмет (основной фонд - ОФ или научно-вспомогательный - НВФ). Если в школьном музее используется коллекционный принцип систематизации и хранения памятников, то в этой графе указывается, в какую коллекцию вошел или поступил памятник.

 

Форма записи в книге учета фондов:

 

№ п/п Дата записи Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, № акта Наименование и краткое описание памятника (автор, дата и место происхождения, среда бытования, надписи, пометки и т. п.) Количество предметов
1. 2. 3. 4. 5.
         

 

Материал и техника изготовления Сохранность (с подписью лица, производившего запись) Примечания
6. 7. 8.
     

 

Главная инвентарная книга, как правило, выполняется из толстой тетради или книги в прочном переплете. Книгу графят (по образцу), прошивают прочными нитками, листы нумеруют простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны каждого листа.

Графы книги лучше располагать на двух страницах по их развороту. В конце книги делается запись о количестве листов в ней: «В данной книге пронумеровано и прошнуровано.... листов». Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения, школы, где находится музей.

На титульном листе Главной инвентарной книги или заголовочных данных на лицевой стороне обложки необходимо отразить название музея, наименование образовательного учреждения, адрес, начало внесения записей в книгу.

Записи в инвентарной книге делаются аккуратно чёрными или фиолетовыми чернилами или пастой. Исправления вносятся крайне редко и только в случае крайней необходимости красными чернилами и удостоверяются записью «исправленному верить» и подписью руководителя музея.

Музейные экспонаты принято регистрировать в день их поступления в фонды музея.

Шифровка и систематизация музейных предметов. Шифровка поступающих в фонды школьных музеев памятников истории и культуры проводится в целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по Главной инвентарной книге. Например, шифр СШ35Хаб-31/16 означает, что данный экспонат принадлежит школьному музею средней школы № 35 города Хабаровска, поступил в музейное собрание в составе коллекции, опись которой внесена в Главную инвентарную книгу под номером 31, а в данной описи экспонат зарегистрирован под номером 16.

Коллекции могут формироваться по одному или нескольким, выбранным активом школьного музея признакам. Например, по типам: изобразительные, вещевые; по предметному признаку: книги, письма, альбомы, фотографии, рисунки, магнитные ленты и т. п.

В случае формирования таких коллекций на них составляются коллекционные описи, а в шифрах музейных предметов вводятся обозначения, указывающие на хранение памятников в составе определенных коллекций. В этом случае шифр может иметь следующий вид:

СШ35Хаб-31/16

Ф-14

Это означает, что музейный предмет, зарегистрированный в инвентарной книге под номером 31/16, принадлежит школьному музею средней школы № 35 города Хабаровска, входит в коллекцию фотографий (Ф) и зарегистрирован в ней под номером 14.

Шифровка музейных коллекций выполняется при формировании музейных коллекций. Активу школьного музея целесообразно продумать и составить схему коллекций по одному из выбранных признаков. Каждой коллекции при этом придается условное буквенное обозначение. Например: буквой «А» может быть обозначена коллекция альбомов; буквой «Б» - коллекция книг и брошюр; буквой «Г» - гравюры и рисунки; «К» - керамика; «М» - металлы, «П» - письма; «Ф» - фотографии и т. д. Не страшно, если поначалу будут использоваться не все буквы алфавита. С появлением новых коллекций будут использоваться свободные буквы алфавита.

Основное правило при шифровании музейных предметов: шифр должен проставляться на неэкспозиционной стороне, так, чтобы он не был виден посетителям.

Шифры, наносимые на музейный предмет, должны быть написаны отчетливо и компактно. На документальных памятниках шифры ставятся мягким простым карандашом в левом нижнем углу оборотной стороны рисунка, фотографии, документа. На книгах шифр ставится в верхнем левом углу задней обложки.

Шифры негативов фотографий пишутся на конвертах, в которых они хранятся. На музейных предметах из ткани шифры ставятся на пришитых с изнанки коленкоровых или полотняных этикетках.

На музейных предметах из дерева, металла, стекла, керамики и т. п. шифры ставятся с таким расчётом, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. Обычно их ставят на поддонах, задних стенках и т. п. В этом случае шифры наносятся с помощью несмываемой туши или специальных фломастеров, но можно использовать и масляную краску. На темных предметах можно предварительно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр.

Шифры помогают находить и соотносить музейные предметы с инвентарными книгами и коллекционными описями. Если инвентарный номер на предмете написать невозможно, то его можно написать на бирке из тонкого картона. Бирки прикрепляются к предмету с помощью прочной нитки. Инвентарные номера для монет, памятных медалей пишутся на бумажных ярлычках, которые затем приклеиваются клеем БФ-6 к обратной стороне экспоната (при необходимости клей легко растворяется спиртом).

Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическими карандашами, прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками и т. п., от которых появляются пятна ржавчины и прорывы.

Коллекционная опись. Если в школьном музее используется коллекционный принцип хранения музейных предметов, то на каждую коллекцию необходимо вести отдельную опись. Так же, как и инвентарная опись, она может быть изготовлена учащимися из тетради большого формата. В заголовочных данных коллекционной описи необходимо отразить название музея, название коллекции и буквенный индекс, которым обозначена данная коллекция.

 

№ п/п Учётное обозначение Наимено-вание музейного предмета Коли-чество Матери-ал, техника Размер, вес Подлин-ность Приме-чания
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
               

 

В графе 1 ставятся порядковые номера музейных предметов, включенных в данную коллекцию.

В графе 2 проставляется инвентарный номер данного музейного предмета по инвентарной книге.

В графе 3 дается полное наименование памятника с указанием автора, места и времени его создания.

В графе 4 указывается количество экземпляров музейных предметов, поступивших в данную коллекцию. В письменных памятниках с количеством листов более одного в этой графе через дробь указывается количество листов.

В графе 5 даётся краткая информация о материале и технике изготовления памятника истории и культуры.

В графе 6 указываются размеры памятника в линейных мерах. Порядок измерений тот же, что и при внесении размеров в инвентарную книгу.

В графе 7 отмечается подлинность или копийность музейного предмета, его сохранность. Имеющиеся повреждения чётко описываются.

В графе 8 простым мягким карандашом отмечается временное изъятие музейного предмета из состава коллекции для использования в экспозиции, на выставке, в предметном кабинете и т. д. Если музейный предмет переведен в состав другой коллекции или передан на постоянное хранение в государственный архив или музей, то в этой графе записывается чернилами новое местонахождения памятника, а также даются сведения о документе, на основании которого передан памятник.

Наименование предмета следует начинать с предметного слова, например: костюм мужской, плакат печатный, рукопись. В некоторых случаях указывается внешнее определение - чучело, муляж, модель, мебель и т. п. Описание документальных предметов начинают с указания фамилии и имени автора и названия данного документа (или книги).

Описание художественных памятников (живописи, скульптуры, графики, плакатов и т. п.) начинается с фамилии автора художественного произведения с указанием имени, отчества, дат жизни. Далее указывается название произведения, описывается сюжет. Если автор неизвестен, запись начинается со слов «Неизвестный художник».

Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов заснятого лица, по возможности, с указанием года, к которому относится фотография. Затем дается описание типовых признаков портрета: лицо, погрудный, поясной, в полный рост.

Запись фотоотпечатков и негативов групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, затем перечисляются заснятые в группе лица.

Описание сюжетных фотографий начинается с описания сюжета.

При записи фотоотпечатков и негативов указывается, по возможности, время и место фотосъёмки, фамилия лица, производившего фотосъёмку.

Размер и вес предмета даются в единицах метрической системы в следующем порядке: высота, ширина, толщина (глубина - для объемных предметов). Круглые и сферические предметы определяются по диаметру, эллипсообразные - по наибольшему диаметру.

Картотека школьного музея. В государственных музеях принято ведение инвентарных книг по фондам. В школьных музеях, где количество экспонатов не так велико, как в государственных музеях, целесообразно ведение инвентарной картотеки, которая будет в некоторой степени выполнять функции научных инвентарей и систематизировать учёт по роду предмета (по фондам).

После того, как все музейные предметы распределены по группам (фонд «Н» - нумизматика; фонд «В» - вещи, и т. д.), каждый музейный предмет изучается и систематизируется, т.е. на него заводится карточка за очередным порядковым номером по соответствующему фонду. Шифр и номер наносятся на предмет (см. Шифровка и систематизация музейных предметов) и вписываются в книгу поступлений.

Инвентарные карточки размещаются в порядке возрастания номеров по отделам (фонд «Н», фонд «Б» и т. д.).

Желательно, чтобы особо ценные подлинные экспонаты были сфотографированы, и фотография помещается в инвентарной карточке. При поступлении дополнительных сведений о предмете записи в инвентарных карточках пополняются.

Инвентарный номер присваивается каждому предмету, он сохраняется за ним на все время нахождения этого предмета в школьном музее.

 

 

  ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА ______________________________________________________________ (наименование учреждения, название музея)   Род предмета_______________________ Инвентарный номер ____________________ Материал__________________________ Шифр________________________________ Размер_____________________________Наименование_________________________ ________________________________________________________________________ Дата поступления, источник _______________________________________________ Полное описание ________________________________________________ _____________________________________________________________ Сохранность ______________________________________________________________ (полная, частичная, описать повреждения) Дата заполнения ____________Подпись отв. лица _____________________________  

 

На обратной стороне карточки пишется «Легенда экспоната». К обратной стороне можно прикрепить карман или конверт с фотографиями экспоната.

Картотеки относятся к вспомогательным формам учета памятников истории и культуры и служат для оперативной работы над коллекциями, т. е. фактически являются справочным материалом.

Картотеки могут быть:

- Тематические картотеки - создаются применительно к профилю музея. В них сосредотачиваются сведения о памятниках истории и культуры из различных исторических источников.

- Топографические картотеки фиксируют местонахождение музейных предметов по экспозиционным залам и фондохранилищам, а внутри их - по витринам, щитам, стеллажам, шкафам.

- Именные картотеки классифицируют предметы по принадлежности их к тем или иным выдающимся лицам (ветераны и участники событий, деятели науки, культуры и искусства и т. д.). На лицевой стороне именной карточки пишутся фамилия, имя, отчество (другие фамилии, прозвища, псевдонимы), место рождения и даты жизни, краткие анкетные данные. На оборотной стороне - наименование предметов, коллекций данного лица, способ их поступления в музей, их шифры, библиографические сведения, справочные сведения о наличии предметов данного лица в других хранилищах.

- Хронологические картотеки (по хронологии событий) классифицируют по временному признаку на основании научной датировки предметов.

- Библиографические картотеки.

- Алфавитные картотеки - по названию предметов по алфавиту – служат для облегчения поиска нужного предмета, экспоната.

- Другие.

Для вспомогательных картотек используются обычные библиотечные каталожные карточки. Кроме использования бумажных носителей информации, возможно использование электронных носителей, создание электронной базы данных.

Заслуживают внимания рекомендации по ведению именной картотеки. Именная картотека должна включать в себя максимум необходимых сведений о человеке, с которым связан тот или иной музейный предмет.

 

Организация хранения фондов. Хранение музейных предметов – первостепенная задача музея. Это создание таких условий, которые способны обеспечить безопасность использования музейных коллекций, и прежде всего музейных экспонатов от вандализма, хищений и пожаров. Одно из основных требований к школьному музею - соблюдение условий хранения подлинных экспонатов. В идеальном случае музей должен иметь отдельные помещения для экспозиции и фондохранилища. Однако, учитывая проблемы с помещениями в школах, следует признать, что создание фондохранилища здесь практически невозможно.

Рассмотрим основные требования к экспозиционному помещению. Экспозиция должна располагаться в отдельном помещении (не в рекреации), иметь экспозиционное оборудование, соответствующее всем требованиям. Помещение для экспонирования необходимо защитить от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков. Все окна должны быть снабжены шторами (жалюзи). На окнах должны быть решетки. При искусственном освещении применяются лампы накаливания, использование люминесцентных ламп не рекомендуется. Во избежание нагрева музейные материалы должны находиться на расстоянии 1,5-2 м от отопительных приборов и ламп накаливания. Дверь должна быть металлическая, если нет возможности поставить металлическую дверь, можно использовать крепкую, добротную деревянную дверь с хорошим замком. В помещении необходимо производить влажную уборку, проветривание и чистку экспонатов и витрин.

Все материалы, хранящиеся в музее, разделяются для учёта на ряд однородных групп. Это облегчит работу по учёту и хранению, наблюдение за сохранностью экспонатов. Можно выделить, учитывая материал изготовления, следующие основные группы:

- материал на бумажной основе (документы, книги, фотографии, рисунки и т. п.);

- изделия из металла (оружие, предметы домашнего обихода и т. п.);

- ткани и одежда;

- изделия из дерева и кожи;

- керамика и стекло;

- естественнонаучные коллекции;

- произведения живописи.

Большое значение для сохранности имеет хранительское и экспозиционное оборудование. Самое простое оборудование для этих целей в школьном музее - стеллажи и закрывающиеся шкафы. На стеллажах размещают предметы, которые не боятся пыли и света: керамика, стекло, изделия из металла и т. п. Для лучшей сохранности музейных памятников рекомендуется закрывать стеллажи шторами или полиэтиленовой пленкой. Все остальные предметы, в том числе документы и фотографии, лучше хранить в закрытых шкафах. Шкафы, стеллажи, полки рекомендуется пронумеровать, что позволит сделать соответствующие «топографические» отметки в инвентарной книге и каталожной карточке и будет способствовать быстрому поиску нужного предмета.

У каждого шкафа и стеллажа размещается небольшой планшет с топографической описью того, что там находится. На коробках и в папках, помещенных в шкафах и на стеллажах, пишут инвентарные номера находящихся в них материалов.

Книги обычно хранятся закрытыми в вертикальном положении, корешками наружу. Документы, листовки, литографии, рисунки, картины нужно хранить в папках с клапанами. В папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспарту, сделанного из плотной белой бумаги или картона. К внутренней стороне нижней половины листа прикрепляется на лапках гравюра, рисунок, литография, редкая рукопись. В верхней половине листа делается вырез на 0,5-1,0 см меньше, чем размер художественного произведения или документа. Нижняя половина паспарту предохраняет оборотную сторону художественного произведения, а толщина бумаги или картона защищает лицевую сторону от соприкосновения с другими экспонатами.

Для хранения марок, открыток, этикеток требуются специальные аль­бомы (кляссеры) и папки.

Документы и фотографии сначала прикрепляют на лист картона, размер которого должен равняться размеру документа. Крепление делается из полоски бумаги или ткани размером 2 x 4 см, сложенного вдвое. Одна половинка этой полоски приклеивается к картону у верхнего края, другая - у нижнего края по диагонали, в тех местах, где будут находиться уголки прикрепляемого документа или фотографии. Можно приобрести готовые уголки для прикрепления фотографий и использовать их. Картон прикрепляется к стенду и сверху накладывается стекло, прижимающее фотографии или документы к стенду. Современные методики предлагают множество других способов экспонирования документов и фотографий. Так, можно использовать два стекла, между которыми располагаются фотографии или документы, или вместо подлинных фотографий и документов можно использовать цветные и черно-белые ксерокопии, фотокопии. Тогда копии документа могут быть приклеены к стенду и защита стеклом не является обязательной: в фондах музея остается подлинный документ. Нужно помнить, что любое ксерокопирование или сканирование документа разрушает его структуру и приводит к необратимым последствиям. Современные технологии предлагают много способов копирования документа, и, если в фондах музея находятся редкие ценные документы, то для копирования этих документов лучше обратиться к специалистам курирующего или профильного государственного музея. При экспонировании подлинных произведений живописи необходимо для защиты от пыли и механических повреждений окантовать их под стекло в паспарту.

Фотоотпечатки, негативы нужно помещать в конверты из чёрной бумаги и хранить вертикально в коробках. На наружной стороне конверта нужно записать данные о предмете.

Монеты и медали хранятся в бумажных пакетиках, которые вкладываются в коробки с разделителями. На пакетике пишутся краткие данные о монете или медали. В школьных музеях разрешается хранение только тех медалей и орденов, которые после смерти награждённого были оставлены семье на вечное хранение и переданы в дар музею. Передача орденов и медалей в школьные музеи при жизни награжденного недопустима.

Предметы из драгоценных металлов (золота, платины, серебра) хранить в школьных музеях не разрешается. Все материалы из драгоценных металлов подлежат передаче в государственный музей. Исключение составляют мелкие серебряные монеты и предметы.

Хранение нарезного огнестрельного оружия любого вида, даже приведенного в боевую негодность, запрещается.

Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, тканей, фотографий и т. п.) применяются дополнительные меры предохранения - шторы, занавески на витринах и стендах. Музейные предметы требуют особого температурно-влажностного режима. Помещения для экспозиции и хранилища должны быть сухими и вентилируемыми, температура воздуха в них должна быть в пределах +15-+28 градусов. Пределы относительной влажности - 50-60%. Искусственно воздух увлажняется при помощи ванночек с водой.

Если постоянное экспонирование музейного предмета в экспозиции становится угрозой для его сохранности, то следует подлинник заменить копией или муляжом, а сам памятник поместить в хранилище.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: