1 Разработка и документальное оформление Руководства по качеству.
2 Разработка документированной процедуры по управлению документацией.
3 Разработка документированной процедуры по управлению записями о качестве.
4 Разработка политики в области качества, включающей обязательство соответствовать требованиям СМК и постоянного повышения результативности СМК.
5 Установление целей в области качества для подразделений, различных уровней организации.
6 Осуществление планирования развития СМК.
7 Назначение Представителя руководства по качеству.
8 Осуществление анализа СМК руководством через запланированные интервалы, определение входных и выходных данных для анализа СМК со стороны руководства.
9 Определение финансовых ресурсов, необходимых для внедрения и поддержания СМК, повышения удовлетворения потребителей.
10 Обеспечение подготовки персонала в области СМК и определение порядка оценивания результативности подготовки.
11 Разработка критериев выбора, оценки и переоценки поставщиков и поддержание в рабочем состоянии записей результатов оценивания поставщиков и необходимых действий, вытекающих из оценки.
12 Определение процессов производства, результаты которых не могут быть проверены посредством последовательного мониторинга или измерения, а также их утверждение, т.е. демонстрация способности этих процессов достигать запланированные результаты посредствам осуществления следующих мероприятий:
- определение критерий для анализа и одобрения процессов;
- одобрение оборудования и квалификации персонала;
- использование специфических мер и процедур;
- требования к записям и переутверждение.
13 Определение подходящих методов для мониторинга, измерения, анализа и улучшения для гарантии соответствия СМК требованиям МС ИСО 9001-2000 и для непрерывного улучшения эффективности СМК, а также методов получения и использования информации об удовлетворенности потребителя и выполнения его требований.
14 Проведение внутреннего аудита СМК, определение критерий, области распространения и методов аудита, разработка документированной процедуры, определяющей ответственность и требования к проведению аудита, поддержание в рабочем состоянии записей по результатам аудитов.
15 Применение методов мониторинга и измерения процессов СМК.
16 Разработка документированной процедуры, определяющей средства управления, ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией.
17 Проведение анализа:
- удовлетворения потребителя;
- соответствия требованиям к продукции;
- характеристик и тенденций процессов;
- поставщиков.
18 Непрерывное улучшение эффективности СМК посредством использования Политики в области качества и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий и анализа СМК со стороны руководства.
19 Разработка документированной процедуры по корректирующим действиям.
20 Определение предупреждающих действий с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предотвращения их возникновения, разработка документированной процедуры по предупреждающим действиям.
Требования, комментарии и рекомендации
Разработка и документальное оформление Руководства по качеству
Руководство по качеству – это концептуальный документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации.
Руководство по качеству должно включать:
- указание области применения системы менеджмента качества, в том числе детальные обоснования любых исключений;
- документированные процедуры системы менеджмента качества или ссылки на них;
- описание взаимодействия между процессами системы менеджмента качества.
Руководство по качеству может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Наименование и область деятельности определенного руководства отражают сферу его применения.
Руководство по качеству обычно содержит или, по крайней мере, ссылается на:
- политику в области качества;
- ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который осуществляет руководство, исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество;
- положение по пересмотру и корректировке руководства.
Основным назначением Руководства по качеству является общее описание системы качества и составляющих ее подсистем (планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества).
Руководство по качеству выполняет функцию постоянного справочного материала при внедрении системы качества, поддержании ее в рабочем состоянии и совершенствовании.
Разработка и документальное оформление Политики в области качества
Политика в области качества определяет ответственность высшего руководства за качество выпускаемой продукции, процессов ее производства, а также качество выполнения работ.
Политика в области качества должна:
- соответствовать общим целям организации;
- включать обязательство действовать в соответствии с требованиями и при непрерывном улучшении эффективности системы менеджмента качества;
- являться структурной основой для постановки и анализа целей в области качества;
Политика в области качества должна быть доведена до персонала и подвергаться анализу в целях подтверждения постоянной пригодности.
Политика в области качества должна быть написана кратким, простым языком. Текст Политики должен стать четким руководством для всех сотрудников организации.
Политику в области качества разрабатывает высшее руководство на основе:
- формирования миссии, видения и стратегического плана развития организации;
- анализа результатов предварительного аудита действующей в организации СМК;
- анализа потребностей и ожиданий потребителей;
- анализа рыночной ситуации и перспективы;
- сопоставления предполагаемых целей и реальных возможностей организации.






