Обеспечение подготовки персонала в области системы менеджмента качества и определить порядок оценивания результативности подготовки

1.5.9.1 Обучение персонала системе менеджмента качества

При планировании обучения важнейшими факторами являются размеры структуры системы менеджмента качества. При небольшом количестве персонала необходимо остановить выбор на стандартных курсах, которые предлагают различные обучающие центры. Если структура системы менеджмента качества более обширна, нужно обдумать возможность приглашения специалиста по обучению к себе на предприятие. Этот вариант имеет некоторые преимущества, т.к. в этом случае будет детально рассмотрен собственный проект. Важно организовать обучающие курсы по времени таким образом, чтобы сразу после их окончания началась разработка собственной системы менеджмента качества. Обучающие курсы должны обеспечить возможность персонала начать проект, установить и описать процессы и застраховать успех.

1.5.9.2 Обучение управленческого персонала

В первую очередь нужно определить в какой форме будет проведено обучение, и кто его будет проводить. Следует обратить внимание на то, чтобы управленческий персонал как можно меньше занимался теорией, а работал бы над идентификацией и описанием процессов реально существующих на предприятии.

При разработке концепции обучения для управленческого персонала необходимо предусмотреть, чтобы его результаты были использованы в дальнейшем для разработки и переработки документации системы менеджмента качества.

1.5.9.3 Обучение сотрудников

Все, что было сказано ранее в пункте 1.5.9.2, также относится и к обучению остальных сотрудников. Обучающие мероприятия при этом должны в идеале проводиться руководителями соответствующих подразделений (управленческим персоналом).

После разработки концепции обучения она должна быть представлена руководству предприятия, т.к. с ее реализацией связаны расходы.

При осуществлении обучения важно достижение следующих целей:

- достижение получения знаний, необходимых для осуществления проекта внедрения системы менеджмента качества и последующего ее обслуживания;

- знание стандартов и их применения;

- знания о менеджменте проекта;

- знание содержания и методов внедрения менеджмента бизнес процессов;

- идентификация с МС ИСО 9001 и сертификацией;

- идентификация с собственной системой менеджмента качества.

Важным является документирование участия в обучающих мероприятиях.

Разработка критериев выбора, оценки и переоценки поставщиков и поддержание в рабочем состоянии записей результатов оценивания поставщиков и необходимых действий, вытекающих из оценки

Рекомендуемые критерии выбора, оценки и переоценки поставщиков:

- наличие торгового знака или знака обслуживания;

- аккредитация в установленном порядке;

- лицензия на производство продукции или услуг;

- сертифицированная система менеджмента качества (ИСО 9001:2000 или др.);

- результаты анализа ранее выполненных работ, услуг, поставок и способ­ность поставщика выполнять договорные обязательства «точно в срок»;

- отзывы других потребителей;

- данные из СМИ и периодических специализированных изданий;

- надежность поставщика по длительности и успешности работы на рынке данной продукции;

- квалификация специалистов, выполняющих поставку.

Рекомендуется всю работа с поставщиками оформлять документально, вести «Базу дан­ных поставщиков»,основу которой составляют профайлы (карточки) поставщиков, в которых содержаться характеристики и оценки поставщиков.

 

1.5.11 Определение процессов производства, результаты которых не могут быть проверены посредством последовательного мониторинга или измерения, а также их утверждение, т.е. демонстрация способности этих процессов достигать запланированные результаты посредствам осуществления следующих мероприятий:

- определение критерий для анализа и одобрения процессов;

- одобрение оборудования и квалификации персонала;

- использование специфических мер и процедур;

- требования к записям и переутверждение      

Организация должна разработать меры по этим процессам, включая, если это приемлемо: определение критериев для анализа и утверждения процессов; применение конкретных методов и процедур; требования к записям по качеству; повторную валидацию.

Организации необходимо определить процессы, результаты которых не могут быть проверены с помощью последующего мониторинга и измерения.

К ним относятся процессы, где:

- недостатки становятся явными только послеиспользования продукции;

- невозможно контролировать продукцию;

- продукция имеетбольшую ценность;

- процессы не могут повторяться.

Организация должна определить перечень специальных технологических процессов, установить методы их оценки с точки зрения запланированных результатов.

Для этого организация должна, если это приемлемо:

- определить критерии и методику аттестации (утверждения) специальных процессов;

- определить требования к оборудованию, квалификации персонала;

- разработать и принять специальные методы измерения, контроля, в том числе статистические методы;

- установить формы и порядок регистрации параметров процесса;

- определить периодичность повторной аттестации (утверждения) процесса.

Специальные процессы условно можно разделить на две категории:

- процессы, относящиеся    к производству (сварка, пайка, литьё, нанесение гальванопокрытий, термообработка, окрашивание и др.);

- процессы, относящиеся к контролю и испытаниям (ренгенография,    ультразвуковой    контроль, цветная дефектоскопия и др.)

При определении критериев и методик аттестации (утверждения) специальных процессов учитывается влияние и значимость специального процесса в технологии изготовления продукции (например, класс сварного соединения), а также требования законодательных и нормативных документов, распространяющихся на выполнение процесса (например, критерии и методики аттестации процесса сварки трубопроводов и сварки ограждений будут различны).

К критериям аттестации специальных процессов относят также применяемые материалы, утверждённые технологии, применение сертифицированного оборудования, если это необходимо.

 

Определение подходящих методов для мониторинга, измерения, анализа и улучшения для гарантии соответствия системой менеджмента качества требованиям МС ИСО 9001-2000 и для непрерывного улучшения эффективности системы менеджмента качества, а также определение методов получения и использования информации об удовлетворенности потребителя и выполнения его требований

Для эффективного функционирования процессов в организации должна быть разработана и применяться методология оценки достижения запланированных результатов, в том числе результативности и эффективности процессов.

Результативность процессов определяется при помощи соответствующих показателей (целей) процесса, которые свидетельствуют, что при выполнении процесса достигаются определенные результаты. Цели процесса (показатели) должны быть определены на этапе его разработки и быть измеряемыми. Организация должна определить методологию измерения показателей (целей) процессов с целью их оценки (достигнуты, не достигнуты) и управления ими (разработки и выполнения корректирующих действий для достижения поставленных целей), а также для планирования постоянных улучшений.

В качестве показателей (целей) для процессов могут применяться:

- точность (соблюдение установленных допустимых значений для результатов процесса);

- своевременность (возможность выполнения процесса в заданные сроки);

- надежность (стабильность протекания процесса, устойчивость при внешних возмущающих воздействиях);

- время реагирования процессов и работников на специальные внутренние и внешние запросы (возможность быстрой перестройки при необходимости);

- продолжительность цикла и производительность;

- эффективность и результативность работы исполнителей процесса;

- применение прогрессивных технологий;

- соблюдение планируемых нормативов и сокращение затрат.

При проведении мониторинга технологических процессов может применяться метод контроля соблюдения технологической дисциплины.

Состояние технологической дисциплины зависит от совокупности организационно-технических условий, таких как организация рабочих мест, квалификация исполнителей, используемое оборудование и технология и т.д. Среди этих условий важное место занимает организация контроля технологической дисциплины, заключающаяся в систематической проверке характеристик, режимов и других показателей.

Важно при планировании и проведении контроля технологической дисциплины особое внимание уделять не столько проверке качества деталей, изготавливаемых при выполнении проверяемого технологического процесса, сколько соблюдению требований, установленных в технологической документации, оценке достижения целей и выполнению установленных показателей для процесса.

В деятельность по контролю технологической дисциплины входит организация повседневного контроля, который проводится цеховыми службами и состоит в ежедневной проверке определенного числа процессов, рабочих мест или операций.

Для эффективного проведения таких проверок следует точно установить требования, показатели, цели для каждого проверяемого объекта, ответственность за проведение и формы для регистрации результатов. В формах для регистрации результатов должны предусматриваться оценочные показатели, свидетельствующие, что процесс на проверяемом объекте позволяет достичь установленных показателей и выполнить установленные цели.

Результаты деятельности по контролю технологической дисциплины должны регулярно (не реже одного раза в неделю; рассматриваться руководителем процесса, который несет ответственность за достижение результативности закрепленных за ним процессов.

Кроме повседневного контроля технологической дисциплины должен планироваться и проводиться периодический контроль технологической дисциплины. Такой контроль проводится, как правило, комиссией с участием разработчика технологического процесса в соответствии с планом или графиков проведения периодического контроля технологической дисциплины. Присутствие в комиссии автора технологической документации позволяет более глубоко проанализировать возможности технологического процесса, его цели, показатели и корректирующие действия, необходимые для достижения запланированных результатов.

При проведении периодического контроля необходимо проверить деятельность по повседневному контролю технологической дисциплины, зарегистрированные результаты и принятые меры.

По результатам периодического контроля технологической дисциплины, как правило, оформляется документ, отражающий:

- дату проведения;

- состав участников;

- цель проведения;

- основание для проведения;

- объект поверки;

- проверяемые показатели;

- фактические результаты;

- выводы о степени достижения запланированных результатов;

- выявленные несоответствия и проблемы;

- полноту и правильность выполнения деятельности по повседневному контролю технологической дисциплины;

- выводы о состоянии проверяемой деятельности;

- предложения о корректирующих действиях при наличии несоответствий или не достигнутых показателей, свидетельствующих о результативности процесса;

- ответственность за выполнение корректирующих действий.

Деятельность по мониторингу должна предусматриваться на этапе разработки системы менеджмента качества, определения и описания процессов.

При описании каждого из процессов, происходящих в организации необходимо установить критерии и методы проверки достижения запланированных результатов.

Если запланированные результаты процесса не достигнуты, разрабатываются корректирующие действия, направленные на устранение причин несоответствия результатов процесса.

Если запланированный результат не достигнут, проводится оценка возможностей и планируются улучшения.

 

Схема процессов, связанных с измерением, анализом и улучшением в соответствии с требованиями стандарта МС ИСО 9001, показана на рисунке 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Взаимосвязь процессов измерения, мониторинга и улучшения

 

Определение критерий, области распространения и методов аудита, разработка документированной процедуры, определяющей ответственность и требования к проведению аудита, поддержание в рабочем состоянии записей по результатам аудитов

Внутренний аудит (проверка) - это систематический (через определенные промежутки времени) и независимый анализ, который проводится силами организации (или от ее имени), чтобы определить соответствие результатов деятельности в области качества (продукции, услуг, процессов, системы менеджмента качества в целом) установленным требованиям.

Деятельность предприятия по планированию, проведению и оформлению результатов внутренних аудитов (проверок) должна быть описана в документированной процедуре.

Целью внутреннего аудита является оценка функционирования системы менеджмента качества в целом в организации и на отдельных участках.

Для проведения деятельности, связанной с внутренними аудитами в организации необходимо наличие внутренних аудиторов.

Организация должна подготовить из числа высококвалифицированных специалистов внутренних аудиторов и аттестовать их.

Выбор аудиторов для проведения конкретных проверок и проведение аудитов должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечить беспристрастность в процессе проведение аудита и объективность результатов. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу или работу, за которую они несут прямую или косвенную ответственность.

Деятельность по проведению внутренних аудитов должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Планы аудитов должны корректироваться с учетом результатов предыдущих аудитов и результатов деятельности организации. При планировании следует учитывать критические точки процессов и деятельности, включающие объекты, оказывающие решающее влияние на протекание процесса.

Планирование внутренних проверок должно быть гибким с тем, чтобы позволить внести изменения уже в процессе проведения аудита, исходя их полученных в ходе аудита данных и наблюдений. Входные данные с участков, подлежащих проверке, а также от других заинтересованных сторон необходимо учитывать при разработке планов внутренних проверок.

При проведении внутреннего аудита в общем случае могут рассматриваться следующие аспекты системы менеджмента качества:

- наличие адекватной документации;

- распределение ответственности и полномочий;

- эффективное внедрение процессов;

- наличие достаточных ресурсов;

- компетенция работников;

- возможности процессов;

- адекватность и точность измерения деятельности;

- результаты деятельности и соответствие запланированным показателям;

- наличие идентификации несоответствий;

- документальное оформление результатов;

- возможности улучшений;

- применение статистических методов;

- деятельность по улучшению;

- применение информационной технологи;

- анализ данных о затратах на качество;

- взаимодействие с заинтересованными сторонами, включая внутренних потребителей.

По результатам внутреннего аудита оформляются контрольные листы, протоколы несоответствий, отчеты по аудиту, соответствующие целям аудита.

Отчеты по результатам проведенных аудитов должны содержать заключение о соответствии (несоответствии) проверяемых объектов установленным требованиям.

Несоответствия могут быть выявлены также в случае, если не осуществляется деятельность, направленная на достижение целей организации или отдельного проверяемого участка, процесса (если цели не достигнуты, то должны предприниматься корректирующие действия).

В процесс внутреннего аудита можно также анализировать результативность и эффективность других видов деятельности и вспомогательных процессов в организации.

Кроме документированных несоответствий в отчете по внутренней проверке могут быть указаны направления для улучшения проверяемой деятельности и процессов       (с рекомендациями).

В отчетных документах по результатам внутренних аудитов должны содержаться сведения о последующих после аудита действиях. Последующие действия, как правило, включают корректирующие действия, предпринятые для устранения выявленных несоответствий, сведения о сроках и ответственность за выполнение.

В состав последующих действий входит также:

- проверка внедрения;

- оценка своевременности и эффективности корректирую­щих действий;

- оценка эффективности процесса внутренних проверок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: