Характерные собенности разделов Махаяны

 

В книгах, посвящённых Мантраяне, эту колесницу называют ещё "Писаниями Видьядхар (Держателей Знания)" и "Собранием тантр". Что же касается термина "Колесница Тайной Мантры", то он указывает на то, что этот путь постигается скрытно, с соблюдением тайны, и не проповедуется тем, кто не является для него подходящим сосудом.

В слове " мантра " слог " ман " означает ум, a " тра " – покровительство. В восемнадцатой главе Гухьясамаджа тантры (Guhyasamajatantra) (12) сказано:

 

"Сознание, возникающее зависимо

От чувства и объекта,

Названо ман.

Tрa означает защиту.

Свободная от путей этого мира

Защита, использующая все ваджры

Разъяснённых обетов и клятв,

Названа практикой Мантры. "

 

Следует также знать, что в другой интерпретации ман – это знание таковости, а трайа – сострадание, защищающее тех, кто кочует по шести сансарическим мирам.

Что же касается термина "колесница результата", то слово "результат" здесь указывает на четыре коренных совершенства: жилища, тела, возможностей и действий. Будучи совершенными, они являются дворцом, телом, силами (В переводе стоит слово "кармой", но откуда она у Будды?! – Нара) и деяниями Будды. В соответствии с этим, практикующий созерцает себя так, словно в настоящий момент действительно имеет чудесный дворец и друзей небожителей, а священные атрибуты и действия практикующего действительно очищают всё его окружение. Таким образом, можно сказать, что "колесница результата" называется так по той причине, что подразумевает движение путём созерцания, созвучного по содержанию с результатом – состоянием Будды. Шриддхакараварма во "Введении в суть Ануттарайога тантр" говорит: "Она названа колесницей результата потому, что с её помощью практикующий осуществляет совершенную чистоту тела, возможностей, жилища и поступков".

Что же касается термина "Ваджрная Колесница", то в "Безупречном Свете" (Vimaiaprabha) (80) (в своём комментарии на Калачакра тантру Ригден Падма Карпо указывает в качестве автора этого текста Нирманакаю Авалокитешвары) сказано: " Ваджр – это неделимое и великое нерушимое. Это Махаяна. И эта Мaхаяна – Ваджрная Колесница". Здесь идёт речь о сочетании Мантраяны, имеющей природу результата, и Парамитаяны, имеющей природу причины. Значение термина "Ваджрная Колесница" дано через понимание ваджра (целостности результата) как особенности Мантраяны, а причинности – как особенности Парамитаяны. " Причина и результат " – это указание на полную высшую шунью и высшее неизменное блаженство.

В "Кратком разъяснении посвящения" (Нечитаемое название на санскрите! – Нара) (3), входящем в цикл Калачакры, сказано:

 

"Это, принявшее пустотную форму, – причина;

Это, несущее неизменное сострадание, – результат.

Пустота и сострадание неразделимы

И зовутся бодхичиттой, просветлённой мыслью".

 

Их нераздельность является как колесницей причины (средством продвижения), так и колесницей результата (плодом). Однако такое определение Ваджраяны включает только Ануттарайога тантру, но не низшие тантры. Дело в том, что высшее неизменное блаженство может возникнуть только тогда, когда достигна ступень самадхи (имеется в виду система Калачакры); а ступени полноты ума и нижележащие, соответственно, являются лишь средствами достижения этого уровня. Три же низшие тантры не обладают всеми факторами, включёнными в причинные ступени, необходимые для достижения самадхи.

Таким образом, эта интерпретация термина "Ваджраяна" (также относящаяся к термину "колесница причины и результата") не отражает характерных особенностей колесницы. Следует рассмотреть термин "Ваджраяна" в котексте сказанного в "Букете цветов – разъяснении Гухьясамаджа тантры" Ратнакарешанти (77): "Относительно сущности Ваджраяны нужно сказать следующее. То, что объединяет Махаяну, – это шесть парамит. То, что объединяет парамиты, – это метод и мудрость. То, что объединяет метод с мудростью, – это бодхичитта. Это – медитативная стабилизация Вадж ??? (Следующие не то 3, не то 4 слова написаны от руки и не читаются! – Нара) потому что ваджр и колесница – это Ваджрная Колесница, колесница Мантры". Таким образом, именно йога Ваджрасаттвы, реализующая неразрывное единство метода и мудрости, является Ваджраяной. Эта йога подразумевает одновременность пути и плода.

Поскольку Ваджраяна имеет больше искусных средств, чем Парамитаяна, она также называется Колесницей Метода. Джнянашри в своём "Искоренении двух крайностей" (61) говорит: "Благодаря неделимости, это Ваджрная Колесница. Благодаря тому, что результат становится путём, это колесница результата. Благодаря величию метода, это Колесница Метода. Благодаря особой секретности, это Тайная Колесница".

Термин "Писания Видьядхар" в отношении тантрических текстов представляет собой ссылку на то, что излагающий такое учение основывается на знании Мантры, – так это объяснено в "Тантре собрания вопросов Субaxy" (Название на санскрите неразборчиво! – Нара) (21) Буддхагухьи. Шраддхакараварма в своём "Введении в Значение Ануттарайога тантр" (87) даёт два способа классификации: в одном месте он выделяет Писания Видьядхар в самостоятельный класс текстов, не включённый в другие три (Винаю, Сутру и Абхидхарму); в другом же месте тантры туда всё же включаются. Заметим, что в "Вопросах Субаху" сказано: "Послушайте, я объясню это в соответствии с сутрой о Гухья Мантре".

Во многих тантрах также говорится о сутрах. Ратнакарашанти справедливо утверждает, что тексты класса тантр по сути являются сутрами, поскольку учат глубинному в сжатой форме. Однако если рассматривать типы текстов внутри самой Тантры, то среди них можно встретить также разъяснения, относящиеся к дисциплине и знанию (Винае и Абхидхарме). Следовательно, утверждение Абхаякары о том, что Писания Видьядхар включены во все три класса текстов, также можно считать правильным.

В комментарии к Гухьясамаджа Тантре термин "тантра" объясняется как длительность (непрерывность), причём выделяется три типа тантры: "тантра основы", то есть основа действий на пути; затем "тантра пути", очищающая основу; и, наконец, "тантра плода" – то есть плод очищения. Всё это тантры – в том смысле, что все три темы обсуждаются в текстах класса тантр. Термин "книжная тантра" (или "тантра словесного выражения") указывает на существование тантрического текста, где данная тантра обсуждается и разъясняется. Термин tantranta ("собрание тантр" или просто "собрание") означает группу тантр.

Методы Парамитаяны (Колесницы Совершенств) основываются на создании устремления к высшему просветлению ради блага всех чувствующих существ. В результате следования по этому пути реализуется шесть парамит; других средств (таких, например, как стадия зарождения и стадия завершения Ануттарайога тантры) в ней нет. Если исключить из определения Парамитаяны отсутствие других путей (оставив в качестве критериев лишь устремление к высшему просветлению ради всех чувствующих существ и шесть парамит), то Ваджраяна подпадала бы под такое определение и также могла бы называться Парамитаяной. Но Колесницу Совершенств называют колесницей причины именно потому, что она не включает путей, созвучных ранее указанным четырём плодам (жилищу, телу, силам и деяниям Будды), ограничиваясь лишь созерцанием их причин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: