Для оценки целесообразности дальнейшего развития конкуренции между перевозчиками предлагается на отдельных маршрутах осуществлять перевозочную деятельность по принципу создания конкуренции «за маршрут» и «на маршруте». При этом объем грузооборота в конкурентном сегменте рынка перевозок к 2015 году может составлять от 5% до 10% от общесетевого.
При реализации обеих моделей развития конкуренции должно быть обеспечено соблюдение общих принципов:
технология работы общесетевого перевозчика не будет нарушена;
создаваемые перевозчики будут иметь одинаковые лицензии, осуществлять деятельность на публичной основе, владеть локомотивами на любом законном основании;
на создаваемых перевозчиков в полной мере будут распространяться требования по безопасности движения поездов и других нормативных документов;
инфраструктура останется в собственности ОАО «РЖД», перевозчики будут пользоваться услугами инфраструктуры общего пользования на основании недискриминационных правил доступа;
|
|
тарифы на услуги инфраструктуры будут регулироваться государством и обеспечивать равные тарифные условия для деятельности общесетевого и локальных перевозчиков.
Конкуренция «за маршрут» предполагает, что на отдельных участках инфраструктуры ОАО «РЖД» по результатам государственного конкурсного отбора исключительное право осуществлять все грузовые перевозки передаются локальному перевозчику на срок 5-10 лет. Такой отбор проводится по критериям цена и качество для пользователей услуг.
Локальный перевозчик «за маршрут» приобретает права и обязанности по предоставлению клиентам услуг перевозки грузов по публичному договору на обслуживаемом участке в соответствии с техническими регламентами и стандартами, а также договором на услуги инфраструктуры. В рамках обслуживаемого участка он имеет право самостоятельно организовывать технологию перевозочного процесса.
Предусматриваются критерии выделения участков сети для конкурса на осуществление локальных перевозок:
нетранзитный (тупиковый) участок сети, преимущественно регионального значения;
протяженность – от 200 до 700 км;
не находящийся в составе направлений перевозок к портам/погранпереходам или в составе международных транспортных коридоров;
не достигший пределов использования пропускной и провозной способности;
без смены вида тяги;
без преобладания пассажирских перевозок.
Конкуренция «на маршруте» предполагает, что на отдельных участках и маршрутах сети российских железных дорог параллельно с ОАО «РЖД» на публичной основе будут осуществлять деятельность несколько локальных грузовых перевозчиков.
|
|
При этом ОАО «РЖД» продолжит свою деятельность на данном участке как общесетевой перевозчик. Локальные перевозчики будут конкурировать между собой и с ОАО «РЖД» за привлечение клиентов по критериям – цена и качество услуг на равных экономических условиях.
Развитие конкуренции «на маршруте» до 2015 года будет последовательно развиваться на основе подготовки и реализации пилотных проектов в рамках определенных географических и товарных границ рынка перевозок.
Основными целями пилотных проектов внедрения института локальных перевозчиков в рамках модели конкуренции «на маршруте» являются:
оценка позитивных и негативных результатов для грузовладельцев и пользователей услуг в виде изменения качества и стоимости перевозок в конкурентных сегментах рынка;
оценка возможности формирования регуляторных и тарифных условий для функционирования локальных перевозчиков без создания локальных экономических оптимумов и развития равноправной конкуренции с ОАО «РЖД»;
отработка эффективной технологии одновременного функционирования общесетевого перевозчика ОАО «РЖД» и локальных перевозчиков на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
оценка потенциала локальных перевозчиков по инвестированию в развитие локомотивного парка.
Для определения условий функционирования института локальных перевозчиков необходимо разработать регламент определения участков инфраструктуры, правил доступа к услугам инфраструктуры для локальных перевозчиков, устанавливающих предельно прозрачные критерии доступа к указанным услугам.
В целях получения достоверной информации для принятия в последующем решения о целесообразности расширения границ деятельности локальных перевозчиков, для целей сравнительного анализа целесообразно принимать участки, являющиеся репрезентативными, то есть экономические параметры их функционирования должны быть приближены к среднесетевым.
При этом в рамках обеих моделей:
ОАО «РЖД» продолжает оставаться единым хозяйствующим субъектом, организационно сочетающим в себе общесетевого грузового перевозчика и владельца инфраструктуры.
Определение участков инфраструктуры, на которых будет осуществлен доступ локальных перевозчиков, производится уполномоченным федеральным органом государственной власти на основе соответствующего регламента с участием ОАО «РЖД»;
развивается рынок услуг по оперированию грузовыми вагонами;
обеспечиваются условия для реализции в «пилотном режиме» конкуренции между различными перевозчиками, в результате чего растут инвестиции в обновление локомотивного парка из различных источников, расширяется спектр услуг грузовладельцам и по мере развития конкуренции создаются предпосылки для дерегулирования тарифов на грузовые перевозки;
сохраняются лицензирование перевозочной деятельности на единых принципах и единые для всей сети железных дорог стандарты деятельности перевозчиков;
локальные перевозчики в рамках пилотных проектов осуществляют перевозочную деятельность на публичной основе, владеют подвижным составом на законном основании;
на перевозчиков возлагается обязанность по осуществлению воинских и специальных перевозок в режиме, аналогичном ОАО «РЖД»;
разрабатываются тарифы на услуги инфраструктуры, обеспечивающие равную экономическую эффективность эксплуатации инфраструктуры для общесетевого и локального перевозчиков, исключающие возможность возникновения «локального экономического оптимума» для локальных перевозчиков, тарифы на услуги инфраструктуры разрабатываются на основе общесетевой методологии;
развивается рынок услуг операторов подвижного состава;
|
|
разрабатывается единый для всех перевозчиков регламент взаимодействия, в том числе с владельцем инфраструктуры общего пользования, учитывающий специфику выполняемых задач общесетевым и локальным перевозчиками;
услуги инфраструктуры, оказываемые операторам, грузовладельцам и иным пользователям, неотъемлемо связанные с осуществлением перевозочного процесса и оказываемые ОАО «РЖД» в соответствии с перечнем, утверждаемым регулятором (текущий отцепочный ремонт, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава независимо от его принадлежности, и т.д.), подлежат государственному тарифному регулированию.
В рамках сочетания указанных моделей предлагается отработать новые технологии управления перевозочным процессом в условиях множественности перевозчиков, осуществляющих деятельность на одном участке инфраструктуры, оценить возникающие эффекты для всех участников перевозочного процесса, а главное, для пользователей услуг – грузовладельцев.
В дальнейшем, в случае достижения системных положительных эффектов для грузовладельцев, участников перевозочного процесса, государства следует оценить целесообразность создания условий для постепенного расширения географии перевозок локальными перевозчиками.
Основной принцип предлагаемой модели - этапность и постепенность проводимых преобразований направлены на минимизацию рисков негативных и необратимых последствий для пользователей услуг железнодорожного транспорта.
В результате проводимых преобразований:
- появится возможность оценить эффективность деятельности ОАО «РЖД» как перевозчика на базе сравнения эффективности деятельности с новыми перевозчиками;
- реализация пилотных проектов (локальных перевозчиков) позволит оценить изменение качества обслуживания на транспорте и затрат грузоотправителей;
- будут созданы условия для роста инвестиций в обновление парка локомотивов из различных источников;
- будет подготовлена нормативно-правовая, технологическая, тарифная и регуляторная среда для реализации договоренностей по взаимному допуску перевозчиков на рынки стран – участниц ЕЭП;
|
|
- будет создана дополнительная конкуренция между перевозчиками из стран – членов ЕЭП после взаимного открытия доступа на рынки перевозок.
При этом основным риском проводимых преобразований являются риски повышения транзакционных издержек и нарушения технологии перевозочного процесса, связанные со значительным количеством взаимных согласований условий и технологии перевозок между участниками перевозочного процесса. Данные риски должны быть минимизированы путем совершенствования нормативной правовой базы отрасли и системы государственного регулирования.