Целевое состояние рынка услуг по перевозке грузов

Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года


Содержание:

Введение  
1. Глоссарий[1] (субъекты рынка перевозок) 2
2. Введение 3
3. Целевое состояние рынка услуг по перевозке грузов 5
 О выборе оптимальной модели конкуренции грузовых перевозчиков 7
Принципиальные основы деятельности перевозчиков 10
Мероприятия по созданию института локальных перевозчиков 11
3. Целевое состояние рынка оперирования грузовыми вагонами 12
5. Модернизация  и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта 17
6. Основные направления государственного тарифного регулирования 18
7. Совершенствование нормативно-правовой базы 23
8. Ожидаемые результаты реализации целевой модели 24

 


Глоссарий (субъекты рынка перевозок)

 

Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании публичного договора. Осуществляет деятельность по управлению движением на принадлежащей ему сети.

 

Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Деятельность перевозчика лицензируется в соответствии с законодательством.

Общесетевой перевозчик - перевозчик, осуществляющий все виды грузовых перевозок между всеми открытыми для грузовой работы станциями сети общего пользования по договору перевозки железнодорожным транспортом на публичной основе.

Локальный перевозчик - перевозчик, осуществляющий на публичной основе грузовые перевозки в отдельных географических и товарных сегментах рынка.

Оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее – оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по предоставлению этого железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом заинтересованным юридическим и физическим лицам.

 

Грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.

Грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.

Экспедитор – лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг от имени или по поручению грузоотправителя/грузополучателя.

 

Введение

 

Реформирование железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте в Российской Федерации находится в завершающей стадии.

Анализ изменений, произведенных в ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте в 2001-2010 годах, показывает, что в целом они носят позитивный характер и для достижения целей преобразований в сфере грузового железнодорожного транспорта и получения полноценных положительных результатов необходимо решение ряда задач по развитию железнодорожной отрасли в период до 2015 года.

Цель настоящего документа – обеспечить  потребности экономики и отдельных пользователей услуг железнодорожного транспорта в перевозках грузов, ликвидации инфраструктурных ограничений экономического развития Российской Федерации, определяя при этом приоритеты и конкретные параметры в развитии отрасли железнодорожного транспорта до 2015 года. 

Настоящий документ определяет перспективы развития и преобразований рынка железнодорожных транспортных услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, в том числе:

стратегические цели и приоритеты развития сегмента грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года;

основные направления развития государственной политики в отношении грузовых железнодорожных перевозок;

целевое состояние рынка оперирования подвижным составом и грузовых железнодорожных перевозок и принципы взаимодействия его основных участников;

основные направления совершенствования тарифной системы;

основные направления развития и совершенствования нормативной правовой базы деятельности железнодорожного транспорта.

На завершающем, третьем этапе структурной реформы обострились следующие ключевые проблемы отрасли, требующие выработки механизмов их решения до 2015 г.:

инфраструктурные ограничения экономического роста, выражающиеся в увеличении протяженности «узких мест» инфраструктуры и дефиците отдельных типов подвижного состава;

недостаточная адаптированность действующей системы тарифообразования к текущим рыночным потребностям;

недостаточное финансирование обновления и развития основных фондов железнодорожного транспорта;

отставание темпов развития железнодорожного транспорта Российской Федерации по сравнению с ведущими железными дорогами мира;

снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении по сравнению с другими видами транспорта (в первую очередь автомобильным) и увеличение конкурентных угроз в международном масштабе.

Стратегической целью разработки и реализации Целевой модели является создание условий для устойчивого развития железнодорожного транспорта в соответствии с потребностями экономики страны на основе роста конкурентоспособности отрасли, расширения инвестиционных механизмов и развития рынка железнодорожных транспортных услуг.

Достижение стратегической цели обеспечивается путем реализации следующих задач:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы и железнодорожного транспорта как ее составной части;

развитие эффективных инвестиционных механизмов в отрасли, обеспечивающих расширенное воспроизводство и снижение уровня износа основных средств, разработку и внедрение инновационных транспортных и логистических технологий, наращивание, обновление и модернизацию производственных фондов железнодорожного транспорта (вагонов, локомотивов, погрузочно-выгрузочных средств, складов и терминалов, элементов инфраструктуры), разработку и внедрение инновационных транспортных и логистических технологий;

создание стимулов для повышения эффективности деятельности участников рынка;

развитие рынка железнодорожных транспортных услуг на основе либерализации государственного регулирования отрасли, развития конкуренции и создания равных экономических условий с другими видами транспорта.

Анализ хода структурной реформы в 2001-2010 гг. характеризуется достижением в целом положительного результата по основным направлениям реформирования.

Вместе с тем с целью обеспечения поступательного развития рынка грузовых железнодорожных перевозок, обеспечения растущих потребностей экономики страны в перевозке грузов в рамках предлагаемой Целевой модели необходима реализация следующих мероприятий:

дальнейшее развитие рынка оперирования грузовым подвижным составом, направленное на повышение эффективности управления парком грузовых вагонов;

создание условий для реализации «пилотных» проектов в сфере перевозочной деятельности по принципу «за маршрут» и «на маршруте»;

развитие системы услуг, предоставляемых владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта перевозчикам, операторам подвижного состава и иным пользователям;

развитие рынка ремонтных и сервисных услуг;

развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

создание действенных экономических механизмов, стимулирующих развитие, обновление, модернизацию производственных фондов железнодорожного транспорта (вагонов, локомотивов, погрузочно-выгрузочных средств, складов и терминалов, элементов инфраструктуры);

обеспечение в соответствии с законодательством гарантированного недискриминационного доступа к услугам временно-монопольного и естественно-монопольного сегмента, в том числе к инфраструктуре железнодорожного транспорта, и к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования перевозчиков и иных пользователей;

совершенствование тарифно-ценовой политики.

Главными задачами, которые должны быть решены за период до 2015 года для успешного достижения поставленных целей, являются:

1) завершение формирования конкурентного рынка в сфере оперирования грузовыми вагонами;

2) формирование в «пилотном режиме» института локальных перевозчиков с целью определения эффектов от их деятельности для пользователей услуг;

3) совершенствование системы государственного регулирования текущей деятельности и развития железнодорожного транспорта.

Для решения данных задач необходимо:

определить целевое состояние и структуру рынка услуг по оперированию грузовыми вагонами и рынка услуг грузовых перевозок на железнодорожном транспорте до 2015 года;

усовершенствовать действующую тарифную систему и нормативно-правовую базу;

сформировать институты саморегулирования рынка на железнодорожном транспорте.

Целевое состояние рынка услуг по перевозке грузов

 

Организация грузовых перевозок в общесетевом масштабе имеет ряд особенностей, таких как:

 топология перевозок (высокая концентрация движения на основных, безальтернативных коридорах, ограниченная пропускная способность, в т.ч. сортировочных станций);

наличие трех видов тяги: электротяга переменного (25% сети) и постоянного (24% сети) тока (электрифицированная сеть), а также тепловозная тяга, при соответствующей структуре парка локомотивов, а также более 500 пунктов смены вида тяги в целом по сети, расстояние между которыми меньше, чем среднее расстояние перевозок;

особенности существующей технологической системы и значительные операционные синергии этой системы;

необходимость принятия к перевозке значительной доли повагонных отправок в масштабах национальной сети, что возможно только при сохранении эффекта масштаба и единства всех элементов процесса перевозки;

необходимость сохранения равной транспортной доступности железнодорожного транспорта для грузовладельцев из различных географических регионов и отраслей российской промышленности на основе формирования тарифов на перевозки по среднесетевой методологии;

необходимость выполнения международных обязательств.

Таким образом, особенности структуры и технологии организации грузовых перевозок в общесетевом масштабе требуют сохранения в ОАО «РЖД» единства общесетевых грузовых перевозок и их интеграции с инфраструктурой общего пользования для обеспечения:

сетевого эффекта масштаба и минимизации операционных затрат (в том числе для обеспечения эффективности повагонных и групповых отправок в национальном масштабе);

операционной целостности сети за счет сохранения высокой доли межрегиональных перевозок и единых технических стандартов; разработки и реализации оптимального плана формирования поездов, эффективного использования ограниченных пропускных способностей инфраструктуры за счет централизованной системы диспетчеризации движения, обеспечения баланса между потребностями в содержании и ремонте инфраструктуры и размерами перевозочной работы;

эффективности использования на сети электровозной и тепловозной тяги; пунктов экипировки, обслуживания и ремонта локомотивов; системы обеспечения деятельности локомотивных бригад; программ развития сети под поезда повышенного веса и длины; 

оптимизации технологических процессов работы железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе работ по сортировке и использованию мощностей сортировочных станций;

оптимизации транзакционных издержек, технологических и управленческих разрывов и минимизации на этой основе себестоимости перевозок;

специальных, определенных государством требований (специальные и воинские перевозки, а также социально-необходимые перевозки).

Единый с технологической, управленческой и имущественной точек зрения инфраструктурный комплекс общего пользования, сохраняющий организационное единство с общесетевыми грузовыми перевозками, обеспечивает:

интегрированные диспетчеризацию и управление движением для всех видов перевозок по сети;

единую сеть приема и обработки заявок и обслуживания грузоотправителей;

единую систему контроля доступа подвижного состава всех форм собственности на инфраструктуру и мониторинга его перемещения и размещения на сети железных дорог;

единую систему мониторинга и контроля движения и безопасности перевозок всех видов и осуществление оперативной ликвидации аварийных ситуаций.

Для этого предусматривается:

сохранение ОАО «РЖД» в качестве общесетевого публичного перевозчика грузов (на всей принадлежащей ОАО «РЖД» инфраструктуре общего пользования);

сохранение интеграции инфраструктуры общего пользования и общесетевых грузовых перевозок в ОАО «РЖД» как минимум до 2015 года;

государственное регулирование цен (тарифов) на услуги общесетевого перевозчика грузов, которые отнесены к сфере естественной монополии;

сохранение принадлежащего ОАО «РЖД» локомотивного парка в качестве единого интегрированного парка ОАО «РЖД» как общесетевого национального перевозчика.

В целях оценки возможности и целесообразности развития конкуренции в грузовых перевозках в общесетевом масштабе до 2015 года будет формироваться и отрабатываться технология функционирования локальных перевозчиков и их взаимодействия с владельцем инфраструктуры, грузоотправителями.

По результатам проводимой работы после 2015 года будет определена целесообразность расширения полигонов деятельности локальных перевозчиков и преобразования их в общесетевых.

Кроме того, будет проведена сравнительная оценка изменения тарифной нагрузки на пользователей услуг при привлечении инвестиций для обновления локомотивного парка локальными и общесетевым перевозчиками.

Между тем существуют технологические ограничения, связанные с особенностями функционирования, эксплуатации и управления процессом передвижения локомотивов по сети, а также различные условия и себестоимость эксплуатации локомотивов на разных территориальных участках инфраструктуры, которые следует учитывать при реализации пилотных проектов развития конкуренции между перевозчиками и формировании тарифов на услуги инфраструктуры общего пользования для них.

Именно этим определяется сложность создания равноценных условий при реализации модели конкуренции «на маршруте» для общесетевого перевозчика (основного собственника локомотивов) – ОАО «РЖД» и потенциальных участников рынка грузовых железнодорожных перевозок.

Дальнейшие шаги в данном направлении следует принимать на основании результатов анализа различных моделей конкуренции (за маршрут/на маршруте) и оценки влияния последствий их деятельности на пользователей услуг, эффективность и безопасность организации технологии перевозок в масштабе сети железных дорог и на экономику в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: