Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года
Содержание:
Введение | |
1. Глоссарий[1] (субъекты рынка перевозок) | 2 |
2. Введение | 3 |
3. Целевое состояние рынка услуг по перевозке грузов | 5 |
О выборе оптимальной модели конкуренции грузовых перевозчиков | 7 |
Принципиальные основы деятельности перевозчиков | 10 |
Мероприятия по созданию института локальных перевозчиков | 11 |
3. Целевое состояние рынка оперирования грузовыми вагонами | 12 |
5. Модернизация и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта | 17 |
6. Основные направления государственного тарифного регулирования | 18 |
7. Совершенствование нормативно-правовой базы | 23 |
8. Ожидаемые результаты реализации целевой модели | 24 |
Глоссарий (субъекты рынка перевозок)
Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании публичного договора. Осуществляет деятельность по управлению движением на принадлежащей ему сети.
|
|
Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Деятельность перевозчика лицензируется в соответствии с законодательством.
Общесетевой перевозчик - перевозчик, осуществляющий все виды грузовых перевозок между всеми открытыми для грузовой работы станциями сети общего пользования по договору перевозки железнодорожным транспортом на публичной основе.
Локальный перевозчик - перевозчик, осуществляющий на публичной основе грузовые перевозки в отдельных географических и товарных сегментах рынка.
Оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее – оператор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по предоставлению этого железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом заинтересованным юридическим и физическим лицам.
Грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
|
|
Грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
Экспедитор – лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг от имени или по поручению грузоотправителя/грузополучателя.
Введение
Реформирование железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте в Российской Федерации находится в завершающей стадии.
Анализ изменений, произведенных в ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте в 2001-2010 годах, показывает, что в целом они носят позитивный характер и для достижения целей преобразований в сфере грузового железнодорожного транспорта и получения полноценных положительных результатов необходимо решение ряда задач по развитию железнодорожной отрасли в период до 2015 года.
Цель настоящего документа – обеспечить потребности экономики и отдельных пользователей услуг железнодорожного транспорта в перевозках грузов, ликвидации инфраструктурных ограничений экономического развития Российской Федерации, определяя при этом приоритеты и конкретные параметры в развитии отрасли железнодорожного транспорта до 2015 года.
Настоящий документ определяет перспективы развития и преобразований рынка железнодорожных транспортных услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, в том числе:
стратегические цели и приоритеты развития сегмента грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года;
основные направления развития государственной политики в отношении грузовых железнодорожных перевозок;
целевое состояние рынка оперирования подвижным составом и грузовых железнодорожных перевозок и принципы взаимодействия его основных участников;
основные направления совершенствования тарифной системы;
основные направления развития и совершенствования нормативной правовой базы деятельности железнодорожного транспорта.
На завершающем, третьем этапе структурной реформы обострились следующие ключевые проблемы отрасли, требующие выработки механизмов их решения до 2015 г.:
инфраструктурные ограничения экономического роста, выражающиеся в увеличении протяженности «узких мест» инфраструктуры и дефиците отдельных типов подвижного состава;
недостаточная адаптированность действующей системы тарифообразования к текущим рыночным потребностям;
недостаточное финансирование обновления и развития основных фондов железнодорожного транспорта;
отставание темпов развития железнодорожного транспорта Российской Федерации по сравнению с ведущими железными дорогами мира;
снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении по сравнению с другими видами транспорта (в первую очередь автомобильным) и увеличение конкурентных угроз в международном масштабе.
Стратегической целью разработки и реализации Целевой модели является создание условий для устойчивого развития железнодорожного транспорта в соответствии с потребностями экономики страны на основе роста конкурентоспособности отрасли, расширения инвестиционных механизмов и развития рынка железнодорожных транспортных услуг.
Достижение стратегической цели обеспечивается путем реализации следующих задач:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы и железнодорожного транспорта как ее составной части;
развитие эффективных инвестиционных механизмов в отрасли, обеспечивающих расширенное воспроизводство и снижение уровня износа основных средств, разработку и внедрение инновационных транспортных и логистических технологий, наращивание, обновление и модернизацию производственных фондов железнодорожного транспорта (вагонов, локомотивов, погрузочно-выгрузочных средств, складов и терминалов, элементов инфраструктуры), разработку и внедрение инновационных транспортных и логистических технологий;
|
|
создание стимулов для повышения эффективности деятельности участников рынка;
развитие рынка железнодорожных транспортных услуг на основе либерализации государственного регулирования отрасли, развития конкуренции и создания равных экономических условий с другими видами транспорта.
Анализ хода структурной реформы в 2001-2010 гг. характеризуется достижением в целом положительного результата по основным направлениям реформирования.
Вместе с тем с целью обеспечения поступательного развития рынка грузовых железнодорожных перевозок, обеспечения растущих потребностей экономики страны в перевозке грузов в рамках предлагаемой Целевой модели необходима реализация следующих мероприятий:
дальнейшее развитие рынка оперирования грузовым подвижным составом, направленное на повышение эффективности управления парком грузовых вагонов;
создание условий для реализации «пилотных» проектов в сфере перевозочной деятельности по принципу «за маршрут» и «на маршруте»;
развитие системы услуг, предоставляемых владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта перевозчикам, операторам подвижного состава и иным пользователям;
развитие рынка ремонтных и сервисных услуг;
развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
создание действенных экономических механизмов, стимулирующих развитие, обновление, модернизацию производственных фондов железнодорожного транспорта (вагонов, локомотивов, погрузочно-выгрузочных средств, складов и терминалов, элементов инфраструктуры);
обеспечение в соответствии с законодательством гарантированного недискриминационного доступа к услугам временно-монопольного и естественно-монопольного сегмента, в том числе к инфраструктуре железнодорожного транспорта, и к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования перевозчиков и иных пользователей;
|
|
совершенствование тарифно-ценовой политики.
Главными задачами, которые должны быть решены за период до 2015 года для успешного достижения поставленных целей, являются:
1) завершение формирования конкурентного рынка в сфере оперирования грузовыми вагонами;
2) формирование в «пилотном режиме» института локальных перевозчиков с целью определения эффектов от их деятельности для пользователей услуг;
3) совершенствование системы государственного регулирования текущей деятельности и развития железнодорожного транспорта.
Для решения данных задач необходимо:
определить целевое состояние и структуру рынка услуг по оперированию грузовыми вагонами и рынка услуг грузовых перевозок на железнодорожном транспорте до 2015 года;
усовершенствовать действующую тарифную систему и нормативно-правовую базу;
сформировать институты саморегулирования рынка на железнодорожном транспорте.
Целевое состояние рынка услуг по перевозке грузов
Организация грузовых перевозок в общесетевом масштабе имеет ряд особенностей, таких как:
топология перевозок (высокая концентрация движения на основных, безальтернативных коридорах, ограниченная пропускная способность, в т.ч. сортировочных станций);
наличие трех видов тяги: электротяга переменного (25% сети) и постоянного (24% сети) тока (электрифицированная сеть), а также тепловозная тяга, при соответствующей структуре парка локомотивов, а также более 500 пунктов смены вида тяги в целом по сети, расстояние между которыми меньше, чем среднее расстояние перевозок;
особенности существующей технологической системы и значительные операционные синергии этой системы;
необходимость принятия к перевозке значительной доли повагонных отправок в масштабах национальной сети, что возможно только при сохранении эффекта масштаба и единства всех элементов процесса перевозки;
необходимость сохранения равной транспортной доступности железнодорожного транспорта для грузовладельцев из различных географических регионов и отраслей российской промышленности на основе формирования тарифов на перевозки по среднесетевой методологии;
необходимость выполнения международных обязательств.
Таким образом, особенности структуры и технологии организации грузовых перевозок в общесетевом масштабе требуют сохранения в ОАО «РЖД» единства общесетевых грузовых перевозок и их интеграции с инфраструктурой общего пользования для обеспечения:
сетевого эффекта масштаба и минимизации операционных затрат (в том числе для обеспечения эффективности повагонных и групповых отправок в национальном масштабе);
операционной целостности сети за счет сохранения высокой доли межрегиональных перевозок и единых технических стандартов; разработки и реализации оптимального плана формирования поездов, эффективного использования ограниченных пропускных способностей инфраструктуры за счет централизованной системы диспетчеризации движения, обеспечения баланса между потребностями в содержании и ремонте инфраструктуры и размерами перевозочной работы;
эффективности использования на сети электровозной и тепловозной тяги; пунктов экипировки, обслуживания и ремонта локомотивов; системы обеспечения деятельности локомотивных бригад; программ развития сети под поезда повышенного веса и длины;
оптимизации технологических процессов работы железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе работ по сортировке и использованию мощностей сортировочных станций;
оптимизации транзакционных издержек, технологических и управленческих разрывов и минимизации на этой основе себестоимости перевозок;
специальных, определенных государством требований (специальные и воинские перевозки, а также социально-необходимые перевозки).
Единый с технологической, управленческой и имущественной точек зрения инфраструктурный комплекс общего пользования, сохраняющий организационное единство с общесетевыми грузовыми перевозками, обеспечивает:
интегрированные диспетчеризацию и управление движением для всех видов перевозок по сети;
единую сеть приема и обработки заявок и обслуживания грузоотправителей;
единую систему контроля доступа подвижного состава всех форм собственности на инфраструктуру и мониторинга его перемещения и размещения на сети железных дорог;
единую систему мониторинга и контроля движения и безопасности перевозок всех видов и осуществление оперативной ликвидации аварийных ситуаций.
Для этого предусматривается:
сохранение ОАО «РЖД» в качестве общесетевого публичного перевозчика грузов (на всей принадлежащей ОАО «РЖД» инфраструктуре общего пользования);
сохранение интеграции инфраструктуры общего пользования и общесетевых грузовых перевозок в ОАО «РЖД» как минимум до 2015 года;
государственное регулирование цен (тарифов) на услуги общесетевого перевозчика грузов, которые отнесены к сфере естественной монополии;
сохранение принадлежащего ОАО «РЖД» локомотивного парка в качестве единого интегрированного парка ОАО «РЖД» как общесетевого национального перевозчика.
В целях оценки возможности и целесообразности развития конкуренции в грузовых перевозках в общесетевом масштабе до 2015 года будет формироваться и отрабатываться технология функционирования локальных перевозчиков и их взаимодействия с владельцем инфраструктуры, грузоотправителями.
По результатам проводимой работы после 2015 года будет определена целесообразность расширения полигонов деятельности локальных перевозчиков и преобразования их в общесетевых.
Кроме того, будет проведена сравнительная оценка изменения тарифной нагрузки на пользователей услуг при привлечении инвестиций для обновления локомотивного парка локальными и общесетевым перевозчиками.
Между тем существуют технологические ограничения, связанные с особенностями функционирования, эксплуатации и управления процессом передвижения локомотивов по сети, а также различные условия и себестоимость эксплуатации локомотивов на разных территориальных участках инфраструктуры, которые следует учитывать при реализации пилотных проектов развития конкуренции между перевозчиками и формировании тарифов на услуги инфраструктуры общего пользования для них.
Именно этим определяется сложность создания равноценных условий при реализации модели конкуренции «на маршруте» для общесетевого перевозчика (основного собственника локомотивов) – ОАО «РЖД» и потенциальных участников рынка грузовых железнодорожных перевозок.
Дальнейшие шаги в данном направлении следует принимать на основании результатов анализа различных моделей конкуренции (за маршрут/на маршруте) и оценки влияния последствий их деятельности на пользователей услуг, эффективность и безопасность организации технологии перевозок в масштабе сети железных дорог и на экономику в целом.