Современная ситуация в экономике привела к тому, что предприятия стараются использовать такие инструменты управления финансами, которые бы обеспечивали финансовую стабильность предприятия, несмотря на почти полное отсутствие банковского кредитования.
Так, некоторые предприятия не пренебрегают инструментами, которые давно и успешно используют банки. Речь идет о всевозможных залогах, банковских гарантиях и т. д. Например, поручительство генерального директора ничего не стоит контрагенту, вместе с тем, шансы на возврат денег за продукцию, поставленную с отсрочкой, у предприятия будут значительно выше.
Финансовое положение предприятий в настоящее время стремительно меняется. Будет совершенно нелишним постоянный мониторинг финансового состояния крупных дебиторов, получивших отсрочку платежа на длительный срок. Для этого можно предусмотреть в контракте на поставку продукции в рассрочку обязанность покупателя регулярно представлять отчеты, содержащие необходимые сведения.
|
|
Необходимо использовать такой инструмент как «разным контрагентам – разное внимание». Не имеет смысла тратить силы и время на небольших покупателей или контрагентов, с которым предприятие уже работает многие годы. Решения о предоставлении им отсрочки платежа можно делегировать рядовым исполнителям, дав им четкие инструкции. Концентрировать усилия стоит на новых крупных заказчиках и тех компаниях, из которых с большими трудностями получали причитающиеся платежи[12].
Оценивая кредитоспособность нового покупателя, необходимо выяснить, будет ли он и впредь покупать нашу продукцию, при каких условиях и в каких объемах. Вполне вероятно, что сомнительный новый контрагент может стать одним из основных покупателей в самой ближайшей перспективе.
Обычно при разработке требований к работе с контрагентами никто не учитывал:
- какие убытки принесет предприятию отказ в кредите потенциальному покупателю (дебитору);
- каких денег будет стоить потеря покупателя, однажды нарушившего срок оплаты;
- что произойдет, если финансовое состояние вчерашнего надежного покупателя, который в очередной раз получил товар на внушительную сумму, сегодня окажется плачевным;
- не стоит ли потратиться на серьезный кредитный анализ, чтобы потом не совершать подвигов, пытаясь вернуть дебиторскую задолженность, по которой срок погашения давно прошел.
Пренебрегая перечисленными инструментами расчетов с покупателями, предприятие, скорее всего, получит просроченную дебиторскую задолженность, а в худшем случае ни товар, отгруженный с отсрочкой платежа, ни деньги за него вообще вернуть не удастся.
|
|
Решение о предоставлении отсрочки платежа контрагенту основывается на оценке его финансового состояния. Чтобы проанализировать финансовое состояние контрагента и сделать вывод о том, можно ли ему верить в долг, необходимы две вещи. Первое – обеспечить сбор данных о потенциальном дебиторе. Второе – создать эффективный инструмент оценки. При этом должен соблюдаться еще один важный критерий – простота механизма оценки кредитоспособности. Для внедрения сложной комплексной многофакторной модели нужно время, средства, дополнительные сотрудники, а в идеале и информационная система. Сегодня многим компаниям подобное не по карману.
Чтобы избежать серьезных трат и получить результат в кратчайшие сроки, можно использовать несложные двухфакторные модели оценки платежеспособности контрагента.
Представляется, что оценку контрагентов сегодня вполне оправданно осуществлять по следующим показателям – рентабельность капитала и коэффициент текущей ликвидности. Убедить заинтересованного в льготных условиях контрагента представить данные бухгалтерской (управленческой) отчетности и рассчитать два коэффициента не составит труда. Вопрос в том, какими должны быть значения этих коэффициентов, чтобы контрагентам можно было смело предоставлять отсрочку платежа. Чтобы решить эту задачу, придется поднять архивы и выяснить, кто из покупателей постоянно опаздывал с погашением дебиторской задолженности, а кто нет. Далее для каждого контрагента рассчитывается текущая ликвидность и рентабельность собственного капитала.
Например, Ходарев А. предложил построить карту платежеспособности контрагентов (рис. 1), где по вертикальной оси – значения показателя текущей ликвидности, а по горизонтальной – рентабельности активов[13].
Рис. 1. Карта платежеспособности контрагентов
На этой координатной сетке все компании, погасившие дебиторскую задолженность, обозначаются знаком плюс, остальные – минус. Затем проводится на этой карте платежеспособности линия, которая отделит всех (или почти всех) «положительных» контрагентов от «отрицательных». На рис. 2 четко разграничить дебиторов, исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, от злостных неплательщиков не удалось. По одну сторону от разграничительной линии среди «отрицательных» оказался один контрагент со знаком плюс, а по другую, где большинство «положительных», – два со знаком минус. Но это неплохой результат. Остается определить уравнение, описывающее поведение разграничительной линии. Таким образом, мы можем определить способность контрагентов рассчитываться по долгам. В каждом конкретном случае критерии будут различными.
Хорошо зарекомендовала себя система балльных оценок – когда за каждый показатель потенциальному дебитору присваивается балл. Суммарный балл служит основанием для принятия решения о том, будет ли предоставлена отсрочка платежа или нет.
Наиболее известная система подобного рода была разработана для банков консалтинговой компанией Fair Isaacs, которая предложила пятифакторную модель:
1) насколько своевременно расплачивался претендент по своим счетам в прошлом (35 процентов от суммарного балла);
2) сколько непогашенных долгов разного типа сейчас есть у потенциального контрагента (30 процентов);
3) продолжительность сроков исполнения обязательств (15 процентов);
4) количество имеющихся у претендента в настоящий момент кредитных карт и кредитов (10 процентов);
5) комбинация имеющихся у претендента платежных карт и кредитных счетов (10 процентов).
Претендентам, не набравшим проходной балл, не даются скидки и отсрочки платежа.
Основной недостаток этой методики в том, что порой часть критериев может быть оценена только экспертным путем. А значит, баллы проставляют конкретные сотрудники, зачастую руководствуясь своими субъективными оценками, что может свести на нет эффективность решений.
|
|
Поэтому, создавая многофакторную систему оценки или используя опыт других предприятий, лучше выделять такие критерии, которые можно оценить на основании точных расчетов и жестко формализованных правил.
Сегодня ситуация с платежеспособностью и финансовой устойчивостью предприятий такова, что она может измениться за считанные часы. А рассмотренные методики основываются на информации за прошлые, может быть значительно благополучные, периоды деятельности контрагентов.
Далее рассмотрим организационные аспекты совершенствования инструментов финансовой стабилизации предприятия.