Глава I. Основные способы образования неологизмов

Введение.   

Словарный запас языка непрерывно изменяется. Это происходит в связи с изменениями в области производства, общественных отношений, в быту и в идеологии. С одной стороны, эти изменения требуют от языка, чтобы он пополнялся новыми словами, а с другой – часть слов устаревает и перестает употребляться в современном языке, за исключением особых случаев. Поэтому на каждом этапе развития языка в нем выделяется громадный слой лексики, живой, активной, необходимой в данный период времени для общения между членами общества в их сложных, многообразных взаимоотношениях. В этот слой входят слова, общеупотребительные в быту, в производственной жизни, слова общественно-политической, научной и другой лексики.

На фоне этого громадного слоя современных слов выделяются историзмы, архаизмы и неологизмы. Очевидно, что неологизмы воспринимаются как новые слова только до тех пор, пока выражаемые ими понятия не станут привычными, после чего они прочно входят в словарный состав и уже не воспринимаются как новые.

Следует отметить, что неологизмы, как правило, возникают на базе существующей языковой традиции, используя имеющиеся уже в языке словообразовательные средства.

Цель нашего исследования – изучить, каким образом появляются неологизмы, выявить источники их появления и методы их возникновения, а также лучше узнать словарный состав английского языка.

Задачи исследования заключаются в изучении теоретической литературы по проблематике исследования и проведении анализа значения неологизмов в современном английском языке.

Наш вклад заключается в том, что мы определили процентный состав новой лексики и с помощью каких языковых средств она образуется.

В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались метод непосредственного наблюдения, метод дедуктивного выявления способа образования неологизмов и метод контекстуально-интерпретационного анализа.


 


Глава I. Основные способы образования неологизмов.

   1.1 Современная английская лексика представляет собой продукт целого ряда эпох. В силу того, что развитие языка происходит постепенно, мы находим в словарном составе современного английского языка слова, сложившиеся в разные исторические эпохи, в результате различных способов его пополнения, с помощью различных словообразовательных средств, относящихся к различным моментам истории английского языка. Выбор того или иного словообразовательного форманта и характер его использования национально специфичны. Если обратиться к словосложению, то можно заметить, что многим английским сложным словам во французском или русском языке соответствуют непроизводные слова или суффиксальные дериваты. Более того, в каждом языке имеются характерные именно для него типы сложения. Анализ показывает, что ведущим процессом в развитии словарного состава английского языка на всех его этапах было словопроизводство, то есть образование слов из наличествующего словарного материала.

  1.2 Словообразовательные приемы, действия которых мы можем отметить в истории английского словарного состава, доступной нашему исследованию:

   - деривация (аффиксальное образование),

   - словосложение,

   - конверсия,

   - аббревиация (сокращения),

   - полисемия ( процесс переосмысления слов),

   - усечение.

Процесс переосмысления слов нельзя назвать словопроизводством, хотя он и обогащает словарный состав языка и дает возможность языкового воплощения понятий; он может считаться таковым только в том случае, если в результате распада многозначности возникает омонимия (press – пресс, пресса, стенной шкаф; spring – пружина, родник, прыжок, весна и т.п.)Способы словообразования формируются постепенно. Так сравнительно «молодыми» способами являются аббревиация и усечение.

Распространение тех или иных способов словообразования в том или ином языке определяется его морфологическим и синтаксическим типом. Так в английском языке конверсия имеет наиболее широкое распространение. Это связано с тем, что в английском языке слабо выражены морфемные показатели частей речи. Эта особенность языка способствует активному использованию в нем именно конверсии, про помощи которой пополняется словарный запас языка.

[Амосова Н.Н.«Этимологические основы словарного состава современного английского языка» 1959.]

   1.3 На основании использованных словообразовательных формантов строится классификация способов словообразования:

1. Словосложение.

2. Аффиксация.

3. Аббревиация.

4. Усечение.

5. Полисемия.

6. Конверсия.

7. Способ артиклей.

8. Способ ударения.

9. Способ чередования звуков.

10. Заимствование.

1.4 Словосложение.

Словосложение – это образование новых слов путем соединения двух или более слов в сложное слово.

face + palm =facepalm - акт приложения ладони к лицу, чтобы показать затруднение, раздражение или отчаяние.

Сложные слова пишутся либо слитно: grandfather, либо через дефис: bio-mom.

При сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая форма с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово, таким образом сложение служит для словообразования. Соединяться при сложении могут и полные корни и усеченные, а так же основы и целые слова в какой-нибудь грамматической форме. Такие сложения могут иметь две тенденции: механическую и органическую.

1.5.Аффиксация.

Аффиксация - образование новых слов от основ существующих слов при помощи суффиксов и префиксов.

Суффиксы -er, -ist используются для образования от глагольных основ существительных, обозначающих профессию или свойственное данному лицу действие.

Activationist - человек, который осуществляет программы терапии, использующие отдых и действия, чтобы помочь людям, функциональные способности которых затруднены болезнью.

al, -ful, -y - суффиксы, при помощи которых образуются прилагательные.

-al служит для образования относительных прилагательных от основ существительных: vegangelical - чрезвычайно рьяный строгий вегетарианец, который стремится убедить в этом других людей и привлечь их в вегетарианство.

-ful служит для образования прилагательных от основ существительных, а также от некоторых глагольных основ со значением "обладающий (в полной мере) качеством", выраженным основой: beautiful красивый, прекрасный, awful ужасный, wonderful замечательный.

-y служит для образования прилагательных от основ существительных со значением "имеющий качество того, что обозначено основой": rainy дождливый, sunny солнечный.

-ly - суффикс наречий. С его помощью образуются качественные наречия от основ прилагательных, сохраняя в большинстве случаев значение прилагательного: usually обычно, easily легко, badly плохо.

С помощью суффикса -ing образуются от глагольных основ существительные, обозначающие:

1. процесс или действие: swimming плавание, teaching обучение;

2. конкретный результат действия: writing произведение.

Отрицательный префикс un- может соединяться с прилагательными, причастиями, глаголами и, реже, с существительными:

1. при соединении с прилагательными и причастиями префикс un- придает им отрицательное значение: unpleasant неприятный, unlucky неудачный, unpublished неопубликованный;

2. при соединении с глагольными основами образуются глаголы со значением действия или противоположного выраженному основой: unmake разрушать, уничтожать (сделанное).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: