Кредитная политика коммерческих банков и ее основные

                                       компоненты

 

В современной экономической литературе параллельно существуют две позиции относительно содержания кредитной политики коммерческого банка. Во-первых, кредитная политика на макроэкономическом уровне обычно понимается как банковская политика. Во-вторых, кредитная политика на микроэкономическом уровне рассматривается, как правило, как политика конкретного банка в области управления кредитным процессом (в узком смысле). Однако не все экономисты придерживаются этой точки зрения. Например, М.А. Косой пишет: "Кредитная политика является более широким понятием, чем банковская политика"[17]. Подобная позиция объясняется тем, что ее автор рассматривает кредитную политику исключительно на макроэкономическом уровне как государственную политику, а банковскую политику - на уровне конкретного банка. Такой взгляд на содержание кредитной политики был обусловлен самой системой хозяйственных связей в условиях планово-распределительной экономики.

В процессе выработки концепции определяются: сфера кредитных отношений; сочетание финансовых и кредитных методов распределения и перераспределения средств; взаимосвязь кредитования с организацией денежного оборота; принципы кредитования; соотношение экономических и организационных методов.

Изменение одного из элементов кредитной политики требует частичного или полного пересмотра других элементов.

Сущность кредитной политики определим как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка. Предметной стороной реализации кредитной политики являются функциональные формы и виды кредитной политики банка.

В широком смысле кредитная политика рассматривается с позиций банка кредитора и заемщика по отношению к клиентам. В узком смысле кредитная политика - это стратегия и тактика банка в части организации кредитного процесса.

Классики экономической теории подходили к рассмотрению этого вопроса по-разному. Например, А. Смит писал: "На свои запасы, ссужаемые под проценты, заимодавец всегда смотрит как на капитал....Заемщик может использовать полученные средства как капитал или как запасы, обращаемые на непосредственное потребление. Если он использует их как капитал, он употребляет их на содержание производительных рабочих, которые воспроизводят их стоимость с некоторой прибылью....Если он употребляет их для непосредственного потребления, он играет роль расточителя и растрачивает на поддержание праздности то, что было предназначено для содержания трудящихся. В этом случае он уже оказывается не в состоянии ни вернуть капитал, ни уплатить проценты, не отчуждая или не затрагивая какого-либо источника дохода, как, например, недвижимого имущества или земельной ренты[18].

Кейнс Дж. М., возражая Смиту А., утверждал: "О капитале гораздо лучше говорить, что он приносит на протяжении своей жизни доход своей первоначальной ценности, чем называть его производительным.Единственная причина, почему тот или иной вид капитала дает возможность получать в течение срока его службы доход, превышающий по своей общей величине его первоначальную цену предложения, заключается в том, что он является редкостью.Редким же он остается вследствие конкуренции со стороны процента на деньги. Если капитал становится менее редким, указанная выгода уменьшится, хотя капитал и не станет менее производительным, по крайней мере в техническом смысле"[19].

Формы кредита отражают (таблица 2) экономические отношения свойственные кредиту. Анализируя формы кредита, как проявление кредитных отношений на практике, заметим, что среди современных экономистов нет однозначного мнения по вопросу о содержании, сути форм кредита и их количестве. По мнению Н.Н. Шабановой, "во внутреннем обороте страны кредитные отношения выступают в трех основных формах: банковской, государственной и потребительской. Каждая из этих форм в своем дальнейшем развитии может подразделяться на более мелкие формы (второго, третьего и т.д. порядка) в зависимости от условий, цели, методов и порядка выдачи и погашения ссуд. Потребительский кредит направлен непосредственно на удовлетворение потребительских нужд населения. Он имеет товарную или денежную форму.

                                                                                                               Таблица 2.

                                          Формы кредита

Базис

Формы кредита

(по субъектам кредитной сделки)

Надстройка

Кредит (как

экономическая

категория)

приобретает

формы:

Ростовщический Банковский

Кредитная

политика

коммерческого

банка

Коммерческий потребительский кредит
Банковский (прямой и косвенный)
Государственный Государственный кредит
Потребительский Ипотечный кредит
Ипотечный  
Личный/частный  
Международный  

 

Подведем итоги. Кредитная политика - это сложное явление. Исследование его содержания необходимо проводить по разным направлениям.

Во-первых, на уровне сущностных отношений кредитная политика представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка, что позволяет нам определить кредитную политику коммерческого банка во взаимоотношениях с населением как стратегию и тактику банка по аккумуляции временно свободных денежных средств населения и кредитованию индивидуальных заемщиков.

Во-вторых, формы кредитной политики представляют собой взаимосвязь сущности кредитной политики с предметной стороной ее реализации в историческом аспекте. С одной стороны, известно, что при переходе к рынку меняется содержание и формы проявления кредитной политики. В условиях планово-распределительной, монобанковской системы кредитная политика рассматривалась в основном на макроэкономическом уровне как общегосударственная политика без учета реальных потребностей банков и их клиентов (отсутствовал маркетинговый подход); банки практически не заботились о поддержании оптимальных, экономически обоснованных соотношений между активами и пассивами; кредитная политика нередко носила формальный характер. В условиях перехода к рыночной экономике появилась настоятельная необходимость исследовать кредитную политику на макро- и микроэкономическом уровне (уровне конкретного банка), поскольку кредитная политика опирается на экономическую основу общества, отражает ее, что предполагает использование маркетингового подхода, риск-менеджмента в работе банков, требует адекватной правовой основы, поддержания ликвидности и надежности банка. С другой стороны, в условиях рынка появляется настоятельная необходимость рассматривать кредитную политику в широком смысле (с позиций банка кредитора и заемщика) и в узком смысле, как стратегию и тактику банка в части организации кредитного процесса.

Для характеристики кредитной политики особое значение имеет ее понимание как надстроечной категории и организационной формы, принимающей вид конкретного документа.

Кредитная политика является одной из граней широкого спектра политики, проводимой банком в его деятельности. Политика банка обычно на практике предстает в виде проектов, планов развития банка, чаще всего разъясняемых в списке целей/задач банка, составленном в иерархическом порядке.

Цели банка определяют количественные и качественные характеристики развития банка, оценка степени достижения которых позволяет говорить о роли политики банка. Основополагающим моментом при разработке банковской политики является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации. При этом для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели.

Общая цель коммерческого банка, должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля (депозитного, кредитного и др.), направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка основываются на частных целях его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов банка и органов банковского надзора. Очевидно, что для владельцев наиболее важная цель - рост банка (увеличение активов, собственного капитала, клиентов, операций, а главное доходов и цены акций). Для управляющих характерен наиболее широкий спектр самых разных по содержанию и срокам целей, т.к. они отвечают за эффективность работы банка в целом, а следовательно, определяющей целью их работы является рост прибыли. Для клиентов банка (кредиторов и заемщиков) цели будут различны с позиций получения дохода, т.к. их интересы противоположны, но в то же время они солидарны в своем желании иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка - повышение уровня текущих доходов. А государство, анализируя деятельность банка, интересует прежде всего его надежность и стабильность.

Важно также выбрать необходимый ракурс, аспект для определения целей банка. Например, с точки зрения маркетинга, конечные цели развития банка, принятые для исполнения его руководителями или владельцами, будут определять позиции банка по отношению к клиентам и партнерам. При этом предпочтения банка будут зависеть от: корпоративной культуры банка, связанной с основными ценностями его акционеров и с прошлым опытом развития; места, роли и значимости банка на рынке; характера и распределения ресурсов, которыми располагает банк; степени риска и т.д.

В результате согласование вышеперечисленных частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимоувязки целей (а не простого их объединения) путем достижения договоренности, компромисса между заинтересованными сторонами. Поэтому основной целью коммерческого банка является его развитие, понимаемое в самом широком смысле. Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприятия с точки зрения его экстенсивного развития (количественные характеристики) и интенсивного развития - повышения эффективности функционирования (качественные характеристики), а также развитие банка как

В теории существует определенная типология целей: внутренних и внешних, индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных целей и идеала. Поэтому с нашей точки зрения, в каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, в части его кредитной политики, на перспективу и т.д.) и частные цели, формулируемые как текущие задачи.

Рассматривая кредитную политику банка как элемент банковской политики, следует подчеркнуть, что цели кредитной политики находятся в органичной связи с общими стратегическими целями банка, согласуются с целями его банковской политики. Банковская политика и кредитная политика коммерческого банка, как ее элемент, имеют общей целью - получение прибыли от размещения денежных средств вкладчиков, а также динамичное развитие банка в направлении увеличения объемов и спектра услуг, что гарантирует стабильность и рост прибыли банка. Исходя из этого, целью кредитной политики является создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка (в процессе роста доходов от кредитных операций и снижения расходов по депозитным операциям, а также расходов на обслуживание кредитов низкого качества)[20].

Итак, цели банка могут быть разные, но их следует отличать от общих стратегических направлений деятельности и общей конечной цели/задачи развития. Конкретные, частные цели развития банка могут включать, например, расширение спектра услуг, предоставляемых частным клиентам; улучшение работы с клиентами с высокими доходами; очистку картотеки и т.д. Для коммерческого банка, обслуживающего население, цели/задачи развития взаимоотношений с частными клиентами могут быть следующие.

1. Производственные цели

а) изменение доли рынка (увеличение доли на рынке депозитов, кредитов, банковских услуг). Задача может ставиться по отношению к данным официально публикуемым центральным банком, либо это может быть внутренняя задача банка (расширение проникновения банка на рынке - увеличение числа индивидуальных клиентов, или юридических лиц и т.п.);

б) обеспеченность клиентов услугами банка;

в) структурные показатели;

г) рост или снижение среднего остатка средств на счетах;

д) рост/снижение новых или закрытых счетов.

2. Цели сбыта банковских продуктов.

3. Цели коммуникации (расширение известности банка, его имидж).

4. Цели функционирования банка (виды деятельности и наличие соответствующего персонала).

Исходя из частных целей развития банка можно сформулировать общую задачу более конкретно. Эта конечная тактическая цель должна обладать определенными характеристиками. Она должна быть: конкретной, простой, амбициозной, реалистичной, измеряемой. Если исполнение заданной цели нельзя измерить в числовом выражении, то возможно ее измерить во времени. Если же цель не поддается измерению, то нет смысла ставить ее перед собой.

На уровне конкретного коммерческого банка его политика выражается в виде стратегии и тактики в области организации и осуществления банковских операций и услуг с целью обеспечения рентабельности, надежности и ликвидности банка.

"Стратегия - (греч. strategia): а) искусство ведения крупных операций, кампаний, и войны в целом, а также подготовки вооруженных сил государства к войне; б) высшее обобщение военного искусства". Таким образом, под стратегией управления понимается общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели и принятия управленческого решения. Достижение ранее поставленной цели предполагает выработку новой цели и, соответственно, новой стратегии.

Тактика обычно определяется как искусство ведения боя или совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. "Тактика - (греч. taktike -приводить в порядок) - 1) военные формы и способы действий войск в бою; 2) методы борьбы, применяемые для достижения намеченной цели." С точки зрения русского языка, тактика - это "совокупность средств и приемов, направленных на достижение какой-нибудь цели; образ действий, линия поведения".

Итак, стратегию банка можно определить как цель и методы ее реализации, а тактику как совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели. Стратегия и тактика между собой тесно взаимосвязаны. Тактика является конкретным средством воплощения в жизнь стратегии. Таким образом, сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой интерес в мире коммерции. Ясная стратегическая ориентация банка дает ему значительный импульс для развития предпринимательской деятельности.

В настоящее время российские банки при разработке своей стратегии в первую очередь могут поставить следующие соображения[21].

1. Клиент. Для российских банков чрезвычайно важное значение имеет стратегическая ориентация на клиента. Известно, что в условиях экономического кризиса положение клиентов коммерческого банка резко ухудшилось. По оценкам коммерческих банков, их клиенты в подавляющей части не отвечают подлинным критериям кредитоспособности. Поэтому, стратегией номер один для российских банков является поиск клиентов - надежных потребителей банковских услуг.

Разрабатывая маркетинг-стратегию, банк должен рассматривать своих клиентов как платежеспособный элемент рынка. Анализируя круг собственной клиентуры, банк обязан ответить на вопрос на каком рынке он будет развивать свою деятельность, будет ли он специализированным или универсальным и какие типы клиентов будут при этом преобладать (физические лица, юридические лица - предприятия, общественные организации, банки и другие). Например, Банк "Менатеп" заключил генеральное соглашение с Госкомвузом России, направленное на улучшение банковского обслуживания вузов Москвы. Согласно условиям договора банк "Менатеп" обязуется оказывать помощь вузам собственными средствами в рамках установленных бюджетом лимитов в случаях задержек с получением ими бюджетных средств, предоставлять вузам льготные ссуды, устанавливать повышенные процентные ставки по среднедневным остаткам на их счетах, а также учреждать именные стипендии для лучших студентов. При этом предполагается бесплатное расчетно-кассовое обслуживание высших учебных заведений в банке. Таким образом банк формирует клиентуру из числа клиентов с высоким образовательным уровнем, которым можно предложить сложные (а следовательно, и дорогостоящие) услуги.

2. Затраты. В условиях экономического кризиса банковская система не может быть сильной. Это подтверждают данные об отзыве Банком России лицензий почти у 1000 коммерческих банков за последние годы. По итогам работы за 1996-2005гг. примерно треть всех банков заканчивали год с убытками. Таким образом, с точки зрения снижения расходов, банки должны анализировать и определять приоритетные направления развития с учетом: вложений денежных средств в персонал (выплата заработной платы, премии, поощрения, оплата обучения, повышения квалификации и проч.); затрат на оснащение банка новой вычислительной и оргтехникой, приобретение программного обеспечения и внедрение новейших технологий; затрат банка на покрытие рисков (кредитных, процентных, валютных и др.).

3. Капитал. При разработке банковской стратегии необходимо оценивать также собственные средства банка, в частности, его акционерный капитал, с позиций доходности акций. Известно, что банку сложно быть универсальным, поскольку, во-первых, эта стратегия требует большого акционерного капитала, а во-вторых, его еще надо хорошо разместить, что определяет необходимость правильного выбора клиентуры; рационального использования средств и т.д. Например, разработанная в Инкомбанке концепция развития до 2005г. предусматривает удвоение собственного капитала. Этот прогноз во многом основывается на результатах работы за прошлый год, когда активы банка выросли с 12,8 до 16,1 трлн.руб.; прибыльность активов (ROA) составила 4,35%, а прибыльность капитала (ROE) - 35,6%. Благодаря последней цифре Инкомбанк попал в число 25 наиболее эффективных банков мира.

4. Характер. Необходимым элементом стратегии банка является, с нашей точки зрения, также характер, прозорливость руководителя банка, его способность разработать оптимальную, реальную стратегию развития банка.

В России в период активного банкотворчества нередко создавались банки, которыми руководили не профессионалы, а чиновники разного уровня, научные работники, решившие заняться бизнесом, бывшие партийные функционеры и т.д. Отсутствие необходимых знаний, низкий уровень менеджмента не могли не сказаться негативно на состоянии этих банков и банковской системы страны в целом. В результате в "Законе о банках и банковской деятельности" были определены основные требования, которым должен удовлетворять руководитель коммерческого банка. Помимо профессиональной компетентности (наличие базового экономического образования и стажа работы в банковской системе) при решении вопроса о назначении на руководящие должности в банке обязательно следует учитывать: стремление и способности к лидерству и административной работе, умение планировать и реагировать на изменяющуюся ситуацию (способность анализировать и учитывать ситуацию на рынке (обусловленную воздействием спадов, депрессий, инфляции и т.д. на операции банка), в банке (способность корректировать планы исходя из прошлых ошибок и др.).

В основе стратегии любого банка лежит план. В обобщенном виде основные этапы разработки и реализации стратегии банка выглядят так: Анализ — Диагностика — Цели — Планы — Контроль

Данную методику можно применять к банку в целом или его отдельным подразделениям; ко всем организационным структурам (в том числе небанковским); а также независимо от того, в какой стране или отрасли этот подход применяется.

С учетом полученных данных банк разрабатывает концепцию дальнейшего развития. Хорошо проведенный анализ позволяет более точно определить ориентацию банка, обосновать корректировки в направлениях развития, выбранных банком.

Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской и, очевидно, кредитной деятельности, можно также выделить качество и квалификацию менеджмента банка, его маркетинговую активность. Отсутствие культуры предпринимательства, неэффективная система управления являются в настоящее время заметным тормозом в развитии банковского сектора экономики России. Российские банки смогут сделать качественный скачок в своем развитии прежде всего благодаря налаженному менеджменту и маркетингу. Российским коммерческим банкам неодходимо сосредоточить свои усилия на удовлетворении потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности персонала в результатах своего труда для достижения рентабельности банка, что является основными мотивами банковского маркетинга.

Успех кредитной политики зависит от того, насколько полно воплощены ее установки в разрабатываемых на каждом этапе развития банка стратегии и тактике. Решения стратегических и тактических вопросов кредитования клиентов определяют роль кредитной политики в развитии банка как коммерческого предприятия.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что основные цели кредитной политики коммерческого банка должны включать: анализ кредитного рынка и определение целевых рынков с целью минимизации кредитного риска; максимизацию прибыли в процессе кредитования и привлечения средств в депозиты; оптимизацию управления депозитным и кредитным портфелями банка; снижение доли проблемных ссуд; поддержание ликвидности банка с позиций управления кредитом (ссудами и займами).

Необходимо подчеркнуть, что не существует единой (одинаковой) кредитной политики для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою собственную кредитную политику, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе его функционирования, или, что более правильно, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка. Совокупный риск банка повышается, если последний не имеет собственной кредитной политики, либо имеет кредитную политику невысокого качества (противоречивую, неконкретную), или не смог довести ее основные положения до сведения конкретных исполнителей, что ставит под сомнение возможность ее реализации.

При разработке кредитной политики банки анализируют множество факторов, имеющих непосредственное влияние на их деятельность. Среди них можно выделить факторы макроэкономические - действующие на все банки, и микроэкономические, влияющие на работу конкретного банка.

Банковская политика в целом и кредитная политика коммерческого банка, в частности, на современном этапе становления рыночных отношений зависит от двух групп факторов. В первой группе следует выделить факторы, определяющие внешнюю политику банка (состояние рынка, на котором функционирует банк, риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.). Важнейшими среди них являются следующие факторы:

· Общее состояние экономики страны, уровень инфляции, темпы роста ВВП,

· дефицит бюджета и др.

· Влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ и Минфина РФ

· Степень независимости центрального банка, участие банков в политической жизни страны и проч.

· Уровень доходов населения, способность потреблять банковские услуги, наличие социальных льгот и т.п.

· Региональная специфика функционирования банка

· Уровень конкуренции

· Уровень цен на банковские продукты и услуги

· Политизированность общества

· Социальная напряженность

· Потребность в ссудах банка его клиентов

На кредитную политику банка оказывает влияние общее состояние экономики страны, а также региона, в котором банк развивает свою деятельность. Это относится к группе внешних рисков (экономических, политических, социальных), не связанных с работой банка или его клиента. Очевидно, что в условиях кризисной экономики банковская система не может быть сильной. Она испытывает на себе все тяготы инфляции, кризиса неплатежей, бюджетного дефицита, падения ВВП, НД и т.д.

Влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ и Минфина РФ. Во многом кредитную политику банка определяет денежно-кредитная и фискальная политика государства. ЦБ РФ проводит государственную политику, используя известные методы денежно-кредитного регулирования экономики: изменение/варьирование официальной учетной процентной ставки; проведение операций на открытом рынке с валютой и ценными бумагами; установление экономических норм и нормативов деятельности коммерческих банков.

Во второй группе можно выделить факторы, определяющие внутреннюю политику банка (приоритеты банка на ближайшую и отдаленную перспективу по развитию собственной деятельности: доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др).

Во второй группе основными считаются:

· Кредитный потенциал банка

· Степень рискованности и прибыльности отдельных видов ссуд

· Стабильность депозитов

· Спектр (гамму) выполняемых операций и услуг

· Обеспечение ссуд

· Профессиональную подготовленность, квалификацию и опыт персонала банка

· Клиентуру банка

· Качество кредитного портфеля

· Ценовую политику банка

· Уровень риск-менеждмента

Кредитный потенциал коммерческого банка определяется как величина мобилизованных в банке средств за минусом резерва ликвидности. Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от нормы обязательного резерва, устанавливаемого Банком России и уровня резерва ликвидности, определяемого банком самостоятельно для себя. Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал, исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности.

Уровень кредитного потенциала коммерческого банка определяется, в свою очередь, следующими факторами: общая величина мобилизованных в банке средств; структура и стабильность депозитов; уровень обязательных резервов в ЦБ РФ; режим пользования текущими резервами для поддержания текущей ликвидности; общая сумма и структура обязательств банка. Эффективность использования средств кредитного потенциала достигается при соблюдении комплекса условий, когда:

* обеспечивается необходимый минимум ликвидности;

* используется вся совокупность средств кредитного потенциала;

* достигается максимально высокая прибыль на кредитный потенциал.

Качественное и количественное равновесие прилива и отлива средств кредитного потенциала является важным фактором в практике поддержания ликвидности банка.

Кредитный потенциал банка является одним из определяющих факторов кредитной и процентной политики банка. При устойчивом спросе на ссуды и относительно небольшой доле свободных ресурсов процентная ставка банка возрастает. В обратной ситуации она падает. Тем самым процентная ставка регулируется не только соотношением спроса и предложения на кредитные ресурсы банка, но и самим фактом платности его ресурсов. Степень рискованности кредитования определяется в коммерческом банке по: виду коммерческого банка; типу заемщика (по составу клиентов); финансовому положению заемщика; наличию обеспечения или гаранта по ссуде; распределению риска во времени (в т.ч. сроку ссуды). В зависимости от этих критериев определяется и процентная ставка по каждой выданной ссуде.

Состав клиентов банка определяет метод расчета риска банка и его степень. Мелкий заемщик подвержен большей зависимости от случайностей рыночной экономики, чем крупный. В то же время крупные кредиты, выданные одному заемщику или группе связанных заемщиков, отрасли, региону или стране, часто являются причиной банковских банкротств. Поэтому одним из методов регулирования риска предоставления крупных кредитов является ограничение их размера. В случаях некритического подхода к выбору клиентов банка, преимущественного кредитования клиентов с неустойчивым финансовым положением, возрастает степень риска при кредитовании. Кредитный риск проявляется и при рассредоточении нескольких счетов одного и того же клиента в нескольких банках. Это может привести к нецелевому использованию полученных ссуд, неправильной оценке финансового состояния клиента и его рисков, и, как следствие, увеличению вероятности невозврата ссуды. Степень кредитного риска учитывает также возможности его гарантирования, страхования и других методов регулирования.

Распределение риска во времени является важнейшим фактором в условиях рыночной экономики. Деятельность российских коммерческих банков в условиях общей экономической и политической нестабильности ориентирована в целом на краткосрочное кредитование заемщиков, что позволяет снизить степень будущих рисков, связанных с изменением многих внешних и внутренних факторов.

Формулируя кредитную политику, коммерческий банк должен учитывать стабильность депозитов, характер колебаний и виды депозитов. Для снижения кредитных рисков целесообразно рассчитывать коэффициенты стабильности депозитов с учетом особенностей деятельности данного банка и руководствоваться полученными данными при размещении депозитов в активы.

Спектр (гамма) операций и услуг, предоставляемых конкретным банком на данном этапе его функционирования, не является неизменной, раз и навсегда данной. Она развивается, приспосабливаясь к изменениям в экономической жизни, финансовой сфере и т.п. Критерием в определении видов и характера осуществляемых банком операций и услуг является их рентабельность и конкурентоспособность. При этом банки обязательно должны учитывать массу факторов на них влияющих: спрос, предложение, себестоимость, цена (в т.ч. психологическая), этап жизненного цикла, на котором находится банковская услуга и другие.

Профессиональную подготовленность, квалификацию и опыт руководителя и в целом персонала банка обязательно нужно учитывать при разработке банковской политики, в т.ч. стратегии и тактики банка при кредитовании населения.

При этом кредитная политика коммерческого банка имеет свои границы. Рассматривая границы кредитной политики как определенный предел, допустимые нормы, следует констатировать, что кредитная политика коммерческого банка определяется (ограничивается): а) общей денежно-кредитной политикой ЦБ РФ, имеющей конкретное проявление в виде экономических нормативов деятельности коммерческих банков, лимитов и других показателей; б) собственной стратегией и тактикой коммерческого банка, изложенной в виде "Руководства по кредитной политике". Причем границы при разработке и практической реализации кредитной политики определяются (или должны определяться) влиянием факторов, рассмотренных нами выше.

Итак, в целом можно сделать вывод, что кредитная политика коммерческого банка несет в себе объективное начало (т.е. она не должна противоречить единой денежно-кредитной политике центрального банка страны) и одновременно с этим она определяется собственной стратегией и тактикой коммерческого банка, т.е. несет в себе также субъективное начало, что позволяет определить в сущности дуалистическую природу кредитной политики как выражение общегосударственной и индивидуальной политики. Единство объективного и субъективного подходов в процессе формирования кредитной политики коммерческого банка позволяет наиболее полно учесть все факторы (внешние и внутренние), влияющие на деятельность коммерческого банка, обусловливающие его политику, и, как следствие, выработать наиболее рациональную, оптимальную, эффективную кредитную политику банка, в том числе и во взаимоотношениях с населением.

 

 

Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими. Депозитная политика коммерческого банка - это стратегия и тактика банка по привлечению средств вкладчиков и других кредиторов и определение наиболее эффективной комбинации источников средств для данного банка. Целью депозитной политики является удовлетворение нужд ликвидности банка путем активного изыскания заемных средств по мере необходимости. В связи с этим расширяются возможности получения прибыли, но это связано и с риском, который следует учитывать.

Депозит является одним из наиболее важных ресурсов банка, поскольку по сути он представляет собой кредит населения, предприятий и организаций другим клиентам банка через посредство банковской системы.

В этих условиях распределение и использование кредитных ресурсов должно осуществляться на основе получения максимальной выгоды при минимальном риске (принципы доходности и надежности). Депозитная политика коммерческих банков должна ориентироваться на две категории вкладчиков - физических и юридических лиц. При этом банкам необходимо учитывать особенности каждой группы клиентов.

Взаимовыгодные отношения клиентуры и банка являются гарантией успеха проведения депозитной политики. Чтобы увеличить число вкладчиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требования. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслуживающего их банка.

Мировая практика накопила достаточный опыт проведения депозитной политики, и умелое использование зарубежного опыта с учетом особенностей развития российской экономики должно послужить залогом успеха в развитии депозитных операций коммерческих банков.

Кредитная политика не может рассматриваться в отрыве от процентной политики коммерческого банка. Изучение динамики движения процентных ставок показывает, что процентная политика выступает одним из определяющих и в то же время непростых механизмов в регулировании сберегательной и инвестиционной деятельности банка.

Цели процентной политики трудно определить однозначно. Кажущееся наиболее простым определение состоит в том, что процентная политика конкретного коммерческого банка призвана обеспечить максимальную в существующих условиях рентабельность банка, следовательно, она должна быть направлена на максимизацию операционных доходов и минимизацию операционных расходов.

Однако, банк должен заботиться о достижении рентабельности не только в краткосрочном, но и долгосрочном аспекте. Понимая это, наиболее дальновидные банки стремятся не ко всемерному "выжиманию" доходов, а к созданию и расширению круга постоянной клиентуры, оказывают помощь в укреплении экономического положения клиентов, развитии их деловой активности. Более того, по разным причинам не все коммерческие банки рассматривают максимизацию рентабельности в качестве императива организации своей деятельности. Поэтому процентную политику, проводимую на уровне коммерческого банка, в общем виде можно определить как стратегию и тактику банка в области регулирования процентных ставок, направленных на обеспечение ликвидности, рентабельности и развитие операций банка.

Между сроком предоставления (привлечения) ресурсов и уровнем процентных ставок, а также между размером предоставления (привлечения) ресурсов банком существует прямая зависимость: чем больше срок (размер) ресурсов (как по активным, так и по пассивным операциям), тем выше устанавливаемая процентная ставка. Однако такая зависимость четко прослеживается лишь по пассивным операциям. Это объясняется тем, что банки, стремясь привлечь клиентов, создают для них выгодные условия вложения средств. По активным же операциям размер ссуды, как правило, не отражается на уровне процентной ставки, но сумма средств, выплачиваемых банком по установленной ставке будет расти с увеличением размера средств, предоставляемых в ссуду.

Степень надежности клиента, его платежеспособность также отражаются на размере процентных ставок по ссудам, однако зависимость при этом существует обратная: чем менее надежен клиент, тем выше процентная ставка. По пассивным операциям также осуществляется дифференциация процентных ставок в том числе и по группам вкладчиков с целью повышения социально-экономической защищенности малоимущих слоев населения.

На уровне процентных ставок отражается степень риска (чем она выше, тем выше устанавливаемая процентная ставка). Вид предоставляемой ссуды (обеспеченная или необеспеченная, долгосрочная или краткосрочная и т.д.); тип и размер банка, его местоположение и другие факторы также влияют на уровень процентной ставки банка.

Эффективность работы коммерческого банка во многом зависит от того, насколько эффективна его процентная политика. Процентную политику банка на практике обычно рассматривают с точки зрения максимизации его доходов. Это может быть достигнуто различными способами, в том числе: 1) путем дальнейшего развития и совершенствования существующих форм и методов взимания процента, чтобы устанавливаемая ставка процента, во-первых, учитывала ситуацию на рынке банковских услуг, во-вторых, наиболее полно отражала условия договора между банком и клиентом, и, в-третьих, обеспечивала рентабельную работу банка; 2) путем увеличения объема получаемых процентных доходов за счет расширения круга выполняемых банком операций.

Вышеизложенное позволяет сформулировать принципы, на которых должно основываться формирование оптимальной процентной политики банка.

1. Уровень процентных ставок по операциям коммерческих банков должен находиться в непосредственной зависимости от состояния спроса на кредитные ресурсы. Всякое возрастание спроса должно определять степень повышения процентных ставок как по активным, так и по пассивным операциям банка.

2. Величина процентной ставки должна быть увязана со сроком хранения средств во вкладах, а по кредитным операциям - со сроком предоставления ссуды. Целью установления зависимости процента от длительности хранения является дальнейшее привлечение и "связывание" денежных средств на более длительные сроки.

3. Размер процентных ставок должен учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности, исключить (или ограничить) возможность работы банка в условиях процентного риска. 

При формировании эффективной процентной политики банка эти принципы следует учитывать в комплексе. Вместе с тем, в современных условиях особое значение приобретает дифференциация процента в зависимости от срока хранения сбережений и их размера.

Процентная политика при кредитовании, наряду с управлением риском, -является одним из важнейших элементов общей политики банка. Цели этой политики должны быть ясно и полностью изложены в письменной форме, например, по вопросам доходов на активы, процентной маржи и т.д. В процессе определения цены кредита особое значение необходимо придавать анализу следующих факторов:

- риски внешние и внутренние для банка, в том числе связанные с осуществлением определенной банковской операции или клиентом;

- агрессивность банка (преследует ли банк цели роста или упрочения собственных позиций на рынке);

- конкуренция (по каким категориям ссуд банк считает для себя целесообразным конкурировать с другими банками и прочими конкурентами при определении цены на свои операции и услуги);

- категория клиента (ориентирован ли банк на развитие отношений с клиентом;

- получение прибыли от сделки; наличие ценовой политики по ссудам и уровень дифференциации процентных ставок для постоянных и потенциальных клиентов);

- прибыльность (большинство зарубежных банков устанавливают целевые уровни прибыльности, обычно как рентабельность капитала (ROE) и рентабельность активов (ROA). Причем связи клиента с банком рассматриваются в комплексе, а не каждая конкретная услуга клиенту отдельно, так как кредитную маржу можно резко сократить, если клиент приносит банку значительный доход, например, в форме доходов по валютным операциям, аккредитивам, обязательствам и гарантиям. Для этих целей и ведется картотека кредитной информации - надежная, эффективная система учета отношений с каждым клиентом);

- стоимость ресурсов (каждый кредитный работник банка должен быть информирован о стоимости ресурсов для банка или базовой ставке, которую можно определить как средневзвешенную ставку, выплаченную по всем источникам средств, включая стоимость страхования депозитов, резервные требования в центральном банке, и стоимость всех непроцентных расходов, связанных с мобилизацией средств, например, накладные, административные расходы, маркетинг и другие. Определение цены основано на этой базовой ставке, хотя для некоторых ссуд может быть использована предельная ставка (как при балансировании по срокам с приобретенными ресурсами);

- гибкость цены по кредитам и депозитам.

В дополнение к новым инструментам, банк должен предлагать клиентам новые банковские продукты, которые характеризовались бы разнообразием видов с точки зрения структуры, сроков и определения цены (в пределах установленных норм привлечения средств и принципов кредитной политики. Например, банк может предложить клиенту изменение плавающей ставки на фиксированную, плавающую ставку с нижним или верхним пределом, или любое другое изменение, привлекательное для клиента и приемлемое для банка с точки зрения цели и прибыльности).

 

 

Кредитная политика имеет ряд элементов, что позволяет говорить о видах кредитной политики(таблица 4). Рассматривая простейшие проявления кредитной политики на практике как ее разновидности, части единого целого, можно выделить следующие ее виды.

В основу классификации видов кредитной политики положены различные критерии. При этом важно подчеркнуть, что представленная классификация не является исчерпывающей. Возможно конструировать и другие виды кредитной политики в зависимости от иных критериев.

Итак, укрупненно кредитную политику можно представить в зависимости от субъектов кредитных отношений как: кредитную политику банка по отношению к юридическим лицам и политику во взаимоотношениях с населением. Кредитная политика банков в нашей стране, располагая широким социальным потенциалом, постепенно развиваясь, охватывает все новые экономические отношения, в частности, отношения между банками и частными клиентами. При этом кредитная политика одного банка может быть для индивидуальных заемщиков более привлекательной по сравнению с другими банками благодаря кредитованию покупок в рассрочку, кредитным картам, ипотечным ссудам и т.д. Некоторые банки могут специализироваться на определенных видах ссуд, что ценится клиентами. Значительно выигрывают банки, предоставляющие ссуды постоянным клиентам даже во время экономических затруднений. Важное значение для заемщиков имеет также уровень ссудного процента.

 

                                                                                                    Таблица 4.

 

Виды кредитной политики

по субъектам кредитных отношений кредитная политика по отношению к юридическим лицам кредитная политика во взаимоотношениях с населением
по формам кредита по предоставлению потребительского кредита по государственному кредиту по ипотечному кредиту по банковскому кредиту по международному кредиту
по срокам в области краткосрочного кредитования в области долгосрочного кредитования
по степени рискованности агрессивная кредитная политика; традиционная, классическая
по целям по предоставлению целевых ссуд по предоставлению нецелевых ссуд
по типу рынка на денежном рынке на финансовом рынке на рынке капиталов
по географии кредитная политика, проводимая банком: - на местном, региональном уровне - национальном уровне - международном уровне
по отраслевой направленности кредитная политика по кредитованию: - промышленных предприятий (тяжелой, легкой, пищевой промышленности); - торговых организаций; - строительных организаций; - транспортных предприятий; - сельскохозяйственных организаций; - сбыто-снабженческих организаций; - предприятий связи и др.
по обеспеченности по предоставлению обеспеченных ссуд по предоставлению необеспеченных ссуд
по цене кредита кредитная политика по предоставлению: - стандартных ссуд - льготных ссуд - проблемных ссуд (под повышенные проценты)
по методам кредитования при кредитовании по остатку при кредитовании по обороту

 

В процессе разработки кредитной политики банки определяют приоритеты при формировании кредитного портфеля, рассматривая его диверсификацию с позиций определения оптимальной кредитной политики, что позволяет вести речь о таких ее видах как кредитная политика по предоставлению потребительских ссуд, кредитная политика по ипотечному кредиту, кредитная политика по кредитованию среднего и малого бизнеса и т.д.

Определяя стратегию, банки разрабатывают индивидуальные подходы при кредитовании соответствующих заемщиков и предоставление ссуд населению, в этой связи не является исключением. Например, банк может рекомендовать выдачу персональных ссуд под залог дома, но воздерживаться от расширения выдачи ссуд для долгосрочных инвестиций, ссуд лицам с сомнительной репутацией, ссуд под обеспечение акций компаний закрытого типа и т.д. Кредитная политика банка может определять географические регионы, где желательна кредитная экспансия банка. Например, банк может ограничить сферу своей кредитной политики городом, где он расположен, или районом в сельской местности. А крупный банк может ориентироваться в своей деятельности не только на развитие кредитных отношений с частными клиентами на национальном, но и на международном уровне. Таким образом, чтобы выработать оптимальную кредитную политику необходимо определить приоритетные направления работы банка с учетом состояния рынка банковских операций и услуг, уровня конкуренции, возможностей самого банка.

Кредитная политика необходима банкам прежде всего потому, что позволяет регулировать, управлять, рационально организовать взаимоотношения между банком и его клиентами по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка. Важно также подчеркнуть, что кредитная политика является основой управления рисками в деятельности банка.

Кредитная политика может быть агрессивной и традиционной, классической. В основе выбора вида кредитной политики лежит стратегия банка, ориентированная на рост его капитала, увеличение доходов или смешанная стратегия. Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее определение. Кредитная политика в узком смысле - это система мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляемых банком для реализации его стратегии и тактики в данном регионе в определенный период времени. Кредитная политика как основа процесса управления кредитом определяет приоритеты в процессе развития кредитных отношений, с одной стороны, и функционирования кредитного механизма, - с другой.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: