В противоположность концепции «усвоения знаний» компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Базовая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом учащегося и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Достаточно вспомнить ставшую крылатой фразу, брошенную кем-то из выдающихся учёных: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория».
|
|
Перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей (требованиями рынка труда), требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе серьёзных социологических исследований.
Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. качество.
Требования, установленные работодателями, студентами, преподавателями, правительством, обществом к овладению определённым набором компетенций.
Разработка государственных стандартов (на компетентностной основе). |
Трансформация требований стандартов в цели и задачи образовательной программы. |
Управление достижением целей / результатов обучения (создание всех необходимых условий) = качество. |
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на коцепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
|
|
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестаёт быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций.
«Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
По материалам статьи: Зимняя И.А. «Компетентность
человека и – новое качество результата образования».
Д.Иванов
«Компетенции и компетентностная
модель современного учителя»
(по материалам статьи)
Сравним компетентностный подход с традиционным предметным обучением, определив наиболее известные его признаки.
Чему противостоит компетентностный подход в образовании?
§ Традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информация).
§ Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания.
§ Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда ХIХ века.
§ Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства.
В противоположность этому подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
§ Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
§ Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
§ Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
§ Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности.
Обобщив имеющиеся в литературе классификации ключевых компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов, то есть ключевых компетенций.
1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).
2. Информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т.д.).
3. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).
4. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).
5. Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).
6. Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).
7. Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
8. Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самосточтельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.).
9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
10. Решение проблем.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в неё элементов:
|
|
§ Ценности, принципы и цели.
§ Профессиональные качества.
§ Ключевые компетенции.
§ Педагогические методы, способы и технологии.
§ Профессиональные позиции.
Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
§ Свобода учащегося быть самим собой;
§ Каждый человек обладает своим «совершенством»;
§ Помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
§ Индивидуальное развитие каждого учащегося соответсвует его способностям, интересам и возможностям;
§ Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
§ Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
§ Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества:
§ Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащемуся;
§ Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся;
§ Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
§ Иметь развитую способность к критике и рефлексии,
§ Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
§ Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
§ Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
§ Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
§ Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
§ Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
§ Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
§ Демонстрировать увлечённость своим предметом;
§ Использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Профессиональные компетенции учителя.
|
|
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разные разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!
Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметьорганизовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».
§ Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
§ Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений — поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
§ Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.)
§ Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
§ Участие детей в различных формах дискуссии.
§ Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
§ Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.
Возможные действия учителя, направленные на создание «развивающейсреды».
§ Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
§ Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
§ Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
§ Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
§ Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
§ Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
§ Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
§ Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
§ Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
§ Учить не бояться высказывать своё понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
§ Учить задавать вопросы и высказывать предположения.
§ Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
§ Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
§ Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
§ Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
§ Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
§ Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
§ Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
§ Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
§ Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
§ Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
§ Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
§ Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею», и «понимаю».
Основные компетенции современного учителя.
§ Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
§ Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
§ Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.
§ Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
§ Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
§ Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ним определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
§ Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
§ Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
§ Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
§ Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у учащихся в процессе учебных занятий.
§ Уметь организовать понятийную работу учащихся.
§ Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутирую не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
§ Владеть компьютерными технологиями и использовать их в образовательном процессе.
Ключевые компетенции