Монографии, доклады, статьи

10. Каламкарян Р.А. Эстоппель в международном публичном праве. - М., Наука, 2004

11. Вашанов В.А., Лис А.Г., Вишнякова В.С., Галайда Н.К. Приоритеты регионального сотрудничества в союзе Беларуси и России. - М., СОПС, 2001

12. Водянов А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5. с.94.

13. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. - СПб.: Издательство СПбГТУ, 2003. - 512с.

14. Вылегжанин А.Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). – М., «ИНФОРМДИНАМО», 2003

15. Гавриленков Е. Макроэкономические проблемы и инвестиционный кризис // Проблемы теории и практики управления. 2002. - № 2. - С.68.

16. Гитман Л.Дж., Ждонк М.Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. - М.: Дело, 2001. - 1008с.

17. Голубицкая, М.В., Санин И.И. Социально-экономическое положение регионов России. – М., «Сатурн-С», 2003

18. Горохов А.Ю. Российский федерализм: кризис и пути преодоления. – В сб. «Регионы и регионализм в странах Запада и России», М., 2001.

19. Горохов А.Ю. Россия в глобальном экономическом мире: игра по чужим правилам. – «Москва», 2001, № 6.

20. Гранберг А. Актуальные проблемы регионального развития и региональной политики. Федерализм, №2, 2001.

21. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики (2-е издание). – М., ГУ-ВШЭ, 2004

22. Гранберг А.Г. Разработка стратегии территориального развития и региональной экономической политики Российской Федерации. Экономика Северо-Запада, № 3(9) 2001.

23. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации. Вопросы экономики, №9, 2001.

24. Гранберг А.Г. Учебник «Основы региональной экономики»: о структуре, методологии и содержании. Российский экономических журнал, 2001, №1.

25. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. «Инвестиции в России», 2001, № 4

26. Доклад «Препятствия инвестиционной деятельности в РФ» (Часть 1) // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №3.

27. Доклад «Препятствия инвестиционной деятельности в РФ» (Часть 2) // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №4.

28. Жуков Е.В. Инвестиционные институты. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 199с.

29. Зимин И.А. Реальные инвестиции. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 2002. - 304с.

30. Иванов А.П., Дзауров Х.А. Оценка инвестиционной привлекательности регионов России //Автоматизация и современные технологии. - 2003. - N1.-С.41-46 Описывается метод оценки инвестиционной привлекательности регионов России. На этой основе предлагается классификация регионов, способствующая разработке дифференцированных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности.

31. Илларионов А. Модели экономического развития в России // Вопросы экономики. – 2004. - №7. С.14.

32. Инвестиции в России и зарубежных странах. Под редакцией Комарова И.К. – М., «РАУ-Университет», 2004

33. Инвестиции нуждаются в сопровождении // Эксперт. - 2001. - № 48(260).

34. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1999-2001 годы. // Эксперт. - 2001. - № 41 (253).

35. Комаров И.К., Радченко Т.Ю., Колесникова Н.А., Раздина Н.Е., Местечкин В.Б., Костылева О.А. Сб. материалов науч. отч.: Разработка механизма реализации общегородской программы обязательного экологического страхования. Изд-во Правительства Москвы, 2002 –183 с.

36. Концепция стратегического развития России на период до 2010 г. Доклад Государственному совету Российской Федерации. (Среди авторов Гранберг А.Г) М., 2003

37. Косов В.В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы) //Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1.

38. Котилко В.В. Региональная экономическая политика. – М., Российская деловая литература, 2002

39. Котилко В.В. Совершенствование федеративных отношений. Экономист, №5, 2001

40. Котилко В.В., Санин И.И. Региональное прогнозирование. – М., «Сатурн-С», 2003

41. Криворучко О.Н., Зайцев А.А., Лобанов С.Н. Становление предпринимательской экономики в России. - М.: Экономика, 2002.

42. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2003. - 192с.

43. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - СПб: Нева, 2002.

44. Марголин А.М. Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе. - М.: Дело, 2003.

45. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. – М., ЗАО «Экономика», 2003. – 476 с.

46. Новоселов А.Л., Крючкова М.В. Введение в экономический анализ альтернативного использования территорий. "Вестник университета". М.: Изд-во ГУУ, 2001, № 1

47. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. - 2002. - № 3.

48. Проблемы стратегии территориального развития России. Вып. 2. Под ред. Гранберга А.Г. – М., СОПС, 2004

49. Регионы России. Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата // Эксперт. - 2000. - № 41 (253).

50. Розенберг Дж.М. Инвестиции. Терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 309с.

51. Ройзман И., Шахназаров А., Гришина И., Беляков Д., Рязанова Л. Количественная оценка инвестиционной привлекательности российских регионов: проблемы, методики, результаты. «Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика», 2001, № 8 (32)

52. Роль региональных инвестиций // Российская газета. - 2000. - № 35.

53. Рыльский В.А., Раппопорт. Региональные и отраслевые проблемы экономического реформирования России. Сб. тр. М., «Экономика», 2001

54. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272с.

55. Сизанов Ю. Полноценный фондовый рынок нельзя построить без активного и осознанного участия населения России. - 2002. - № 10.

56. Смирнов В.С. Макрохарактеристики рыночности экономики России. "Посев", 2002

57. Стратегия формирования и реализации инвестиционного потенциала региона. - М.: РАГС, 2002.

58. Федеральные округа (экономические проблемы, перспективы развития). Под ред. Б.М. Штульберга. – М., СОПС, 2003. – 128 с.

59. Федоров Н.Ю. К проблеме оценки уровня социальной интеграции экс-военных./ Комплексный подход к решению социально-экономических проблем в местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей. Материалы IV Международной научно-практической конференции 5-6 июня 2001 г. в г. Кстово Нижегородской обл. - М., 2001

 

Речь.

Уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Оценка инвестиционной привлекательности регионов РФ».

Цель работы – изучение инвестиционной привлекательности регионов России.

В соответствие с поставленной целью возникают следующие задачи:

1) изучить сущность и специфику управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона;

2) рассмотреть методики оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ;

3) дать оценку инвестиционной привлекательности регионов РФ;

4) изучить пути повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ.

Объектом исследования является регионы РФ.В качестве предмета исследования избраны инвестиционная привлекательность регионов РФ.Среди исследуемых вопросов выделим следующие:

1) сущность и специфика управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона;

2) методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов;

3) комплексный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов;

4) Результаты комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов;

5) анализ инвестиционной привлекательности регионов;

6) направления повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Для исследования были избраны метод

В работе были использованы методы экономического анализа и статистики: сравнительный анализ, сводка и группировка.

В процессе написания теоретической части работы были использованы труды отечественных авторов по социологии, политологии, психологии, экономике, государственному управлению и финансовому контролю, учебные пособия и справочники, периодические материалы.

В соответствие с поставленными задачами работа структурирована следующим образом: во введении рассматриваются актуальность темы, ставятся цели и задачи работы, определяются объект, предмет и методы исследования.

В первой главе работы исследуются сущность и специфика управления инвестиционной привлекательностью в масштабах региона.

Вторая глава содержит обоснование выбора методологии исследования.

В третьей главе представлены результаты проведенных исследований по рассматриваемой проблеме.

В четвертой главе анализируются результаты проведенных исследований.

Пятая глава содержит выводы, а шестая – рекомендации по улучшению, затем следуют заключение и библиография.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1. Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь собственным здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы: ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); потребительский (совокупная покупательная способность населения региона); инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность); интеллектуальный (образовательный уровень населения); институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для каждого региона и выделения следующих инвестиционных рисков: экономический (тенденции в экономическом развитии региона); политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов); социальный (уровень социальной напряженности); экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное); криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая возможность активного изменения: анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью - две стороны одной медали. Разница лишь в том, кто выступает инициатором: инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое. Поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции "Управление инвестициями в реальный сектор" заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам - все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых, а специфика текущего момента делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной.

2. Появление в РФ вместо единственного инвестора - государства - множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Наиболее распространенным методом, применяющимся в таких исследованиях, является ранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, то есть линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту обычно присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей осуществляется группировка. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

Для составления инвестиционного рейтинга необходима методика, основанная на сочетании статистического и экспертного подходов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа надо выделить наиболее индикативные показатели. Затем методом факторного анализа определить вклад каждого индикативного показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На последнем этапе с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу и риску и относящиеся к различным типам законодательного климата, объединить в группы по характеру инвестиционного климата С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов. Результаты исследования опубликованы в журнале "Эксперт" Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались каждый со своим весовым коэффициентом.

3. Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. В целом Россия относится к числу стран с весьма высоким уровнем инвестиционного риска, что резко снижает ее общий рейтинг. Однако именно по степени риска регионы России наиболее контрастны: от регионов с затухающими или вновь готовыми вспыхнуть вооруженными (Чеченская республика) и социально-политическими (Кемеровская область) конфликтами до вполне благополучных регионов с авторитетной властью (Татарстан и Нижегородская область).

Увеличение рейтинга потенциала благотворно влияет на рейтинг региона по криминальному, социальному и политическому рискам лишь для инвестиционно сильных и слабых регионов. Что же касается регионов со средним потенциалом, то любые достаточно существенные изменения в их инвестиционном потенциале скорее всего будут сопровождаться ростом указанных видов риска. Но если снижение рейтинга их потенциала однозначно и безвозвратно приводит к усилению рисков, то продвижение регионов вперед в рейтинге потенциала дает им надежду на последующее снижение рисков Наиболее благоприятные для инвестирования регионы образуют значительный сплошной массив из 12 регионов, протянувшийся с юго-запада на северо-восток от Краснодарского края до Свердловской области В первой тридцатке регионов с наиболее высоким инвестиционным потенциалом проживает 62% населения России, производится 64% валового регионального продукта и сконцентрировано 69% вкладов населения, в то время как в последних 29 регионах -- 12% населения, 9% ВРП и 8% вкладов Анализ инвестиционного законодательства позволил сделать вывод, что оно не играет необходимой роли в формировании региональной инвестиционной политики. Выявлена обратная зависимость между рейтингами регионов по потенциалу и риску и степенью благоприятности правовых условий инвестирования. То есть более благоприятное законодательное поле в целом имеют регионы с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками.

Общероссийское совещание по привлечению иностранных инвестиций в экономику России выработало следующие рекомендации о необходимости:

- скорейшего принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федераций основополагающих законов в области инвестиционной деятельности;

- внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение общего уровня налогообложения организаций и создание более благоприятных условий для осуществления деятельности российских и иностранных инвесторов, включая возможное предоставление «налоговых каникул» на период окупаемости инвестиционных проектов;

- скорейшего завершения подготовки необходимых нормативных актов, регулирующих вопросы заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами;

- снижение таможенных пошлин на импорт наукоемкого и высокотехнологичного оборудования и запасных частей к нему;

- завершения разработки и утверждения пакета нормативно-методических документов по условиям предоставления государственных гарантий и размещения на конкурсной основе средств Бюджета развития и направления этих документов субъектам Российской Федерации для подготовки ими материалов для участия в конкурсе инвестиционных проектов, проводимых Министерством экономики Российской Федерации;

- совершенствования порядка рассмотрения инвестиционных проектов, имея в виду сокращение числа согласований и передачи части функций по выдаче разрешений и лицензий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- расширения информационных услуг, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в Российской Федерации;

- перехода на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита, что позволит иностранным инвесторам лучше оценивать финансовое состояние российских предприятий и предпринимателей при реализации совместных инвестиционных проектов;

- ускорения пересмотра норм и стандартов в области градостроительства и коммунального хозяйства;

- активизация работы с зарубежными странами по взаимному признанию стандартов;

- предоставления дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации по регистрации организаций с иностранными инвестициями;

- оказание необходимой методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных инвесторов;

- активизации работы российских посольств и торговых представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: