Согласованность жизненной перспективы

В предыдущих главах мы рассмотрели в общих чертах содержание жизненной перспективы старшеклассников, ее хронологическую структуру. Но предметом анализа выступали преимущественно жизненные цели и соответствующие им возрастные ожидания, которые мы пытались оценить с точки зрения таких параметров жизненной перспективы, как реалистичность, оптимистичность, продолжительность. Теперь же обратимся к вопросу о согласованности жизненной перспективы. Согласованность является важнейшим параметром, а ее уровень - критерием развития жизненной перспективы. Какими бы ни были сами по себе отдельные детали механизма, если они действуют несогласованно, не подогнаны в должной мере друг к другу, весь механизм будет функционировать вхолостую.

Жизненная перспектива - сложный механизм регуляции жизненного пути человека, эффективность которого зависит от степени согласованности отдельных компонентов.

Согласованность жизненной перспективы будет рассмотрена в двух основных аспектах: профессиональные планы, жизненные цели и ценностные ориентации в их взаимосвязи и связи с актуальной жизненной ситуацией старшеклассников; жизненная перспектива и субъективная готовность старшеклассников к ее реализации, проявляющиеся в их представлениях о самоотдаче и самостоятельности в реализации жизненных притязаний.

При анализе жизненных притязаний и возрастных ожиданий старшеклассников было показано, что отдаленная жизненная перспектива школьников является достаточно сложной, в отдельных аспектах согласованной системой.

Старшеклассники в целом проявили реалистичность в жизненных притязаниях, связанных с будущей трудовой деятельностью. Но уже в этих данных были заметны некоторые противоречивые тенденции в отношении школьников к будущему.

С одной стороны, большинство старшеклассников предъявляли умеренные требования к содержанию труда, размеру будущей заработной платы, не считали обязательным для себя продвижение к верхним ступеням должностной иерархии, но, с другой стороны, эти требования не согласовывались с высокими образовательными притязаниями, с неприятием рядовой исполнительской работы как собственной профессиональной перспективы, которой, по мнению почти половины старшеклассников, наиболее соответствует должность руководителя небольшого коллектива. С умеренными притязаниями на размер будущей заработной платы не согласуются и запросы в сфере материального потребления, о которых мы судили по предполагаемым в будущем крупным материальным приобретениям - покупке автомобиля и садового участка с дачей. Столь же неоднозначная картина была обнаружена и при анализе возрастных ожиданий старшеклассников, которые были весьма реалистичны в определении последовательности своих целей и притязаний, ко вместе с тем проявляли чрезмерный оптимизм относительно предполагаемых сроков их реализации.

Судя по отдаленной жизненной перспективе, наших респондентов нельзя в целом охарактеризовать ни как суровых реалистов, которые свои цели полностью согласуют с действительностью, ни как фантазеров, для которых действительность не имеет значения при определении своих жизненных притязаний.

Только по отдаленной жизненной перспективе нельзя судить о реальных проблемах и трудностях профессионального и жизненного самоопределения молодежи. То, что нами воспринимается как юношеская фантазия в настоящее время, вполне может оказаться перспективой развития общества, а сегодняшняя реальность - его вчерашним днем, пройденным этапом, к которому уже не будет возврата.

Однако любая.картина будущего имеет право на существование как ориентир реального продвижения вперед только в том случае, когда человек достаточно ясно представляет себе пути и средства достижения поставленных целей, когда он согласует их с собственными возможностями. Поэтому любая оценка жизненных целей и притязаний должна опираться на анализ конкретных планов их реализации, а также той актуальной жизненной ситуации., в которой заключены возможности или препятствия на пути к самореализации.

Применительно к жизненной перспективе старшеклассников это означает, что ее реалистичность может быть оценена только в связи с оценкой согласованности жизненных целей с ближайшей профессиональной перспективой, определенность которой создает необходимые предпосылки для реализации и более отдаленных целей. Другой предпосылкой является конкретная деятельность, направленная на подготовку в настоящем тех условий, которые необходимы для будущих достижений. В качестве показателя сформированное(tm) ближайшей профессиональной перспективы мы рассматривали конкретность профессиональных планов, а в качестве показателя, позволяющего оценивать предпосылки будущих достижений, исходя из настоящего - успеваемость старшеклассников. Что касается первого показателя, то очевидно, что, избрав профессию, молодой человек может видеть хотя бы в самых общих чертах тот путь, который приведет его к осуществлению жизненных целей. Для того же, кто не имеет ясного представления об этом пути, жизненные цели остаются оторванными от конкретных способов их реализации. Уже при первом взгляде на данные исследования профессиональных планов старшеклассников привлекает внимание тот факт, что только 32 % учащихся 8-го класса и 45 % - 10-го, отвечая на вопрос о выборе будущей профессии, могут сказать, что они сделали выбор и считают его окончательным. Учитывая, что опрос проводился всего за два-три месяца до окончания учебного года, можно с уверенностью говорить о неготовности 2/3 восьмиклассников и более половины выпускников средней школы к самостоятельному решению проблемы будущей профессиональной подготовки или трудоустройства. В основном выпускники средней школы планируют поступать в вузы - 67 % опрошенных, и только 4 % предполагают непосредственно после окончания школы устраиваться на работу. Реальная же ситуация такова, что поступит в вузы в том же году только часть абитуриентов, а остальные вынуждены будут искать работу, во-первых, в состоянии стресса, вызванного нереализованностью жизненных планов, а во-вторых, будучи неподготовленными к ситуации повторного выбора профессии, когда и первичный выбор, на который были отпущены годы, у значительной части не был достаточно продуманным.

Но как сами школьники оценивают данную ситуацию? Оказывается, полностью удовлетворены выбором профессии около 60 % учащихся 8-го и 10-го класса. Это даже несколько больше, чем доля избравших профессию. Следовательно, определенная часть респондентов полностью удовлетворена тем, что профессия еще не выбрана. Однако подобная инфантильная позиция в ситуации выбора профессии - все же нетипична. В целом существует достаточно существенная корреляционная связь между конкретностью выбора профессии и удовлетворенностью выбором профессии (г = 0,37 для учащихся 8-го класса и 0,52 - для 10-го - значимы на уровне 0,1 %). Конкретность выбора профессии связана и с удовлетворенностью жизнью. Среди восьмиклассников, избравших профессию, 41 % полностью удовлетворен своей жизнью в целом, а среди тех, кто окончательно не выбрал. -- 26 % (различия значимы на уровне 1 %). Интересно, что более высокий уровень удовлетворенности старшеклассников проведением свободного времени также связан с конкретностью выбора профессии. Так, среди учащихся 8-го класса, избравших профессию, 53 % полностью удовлетворены проведением свободного времени, а среди тех, кто окончательно не выбрал, - 41 % (различия значимы на уровне 5 %). Чтобы картина взаимосвязи конкретности выбора профессии и удовлетворенности была представлена более убедительно, рассмотрим табл. 15.

За исключением связи между конкретностью и удовлетворенностью выбором профессии, остальные коэффициенты, хотя и статистически значимы, но не высоки. Но главное, что тенденция везде сохраняется и свидетельствует о связи показателен. Причем небольшие, но однонаправленные различия корреляционных сношений позволяют предполагать, что конкретность выбора профессии в несколько большей степени воздействует на удовлетворенность, чем наоборот. С учетом значимых различий в удовлетворенности групп респондентов с разной степенью конкретности выбора профессии можно говорить о том, что оценка старшеклассниками актуальной жизненной ситуации связана с их профессиональными планами, абстрактность которых с этой точки зрения является неблагоприятным фактором. Нужно отметить, что удовлетворенность жизнью и ее отдельными сторонами совершенно не связана с привлекательностью профессий физического и умственного труда. Нет никаких статистически значимых различий между удовлетворенностью учащихся 8-го и 10-го классов, ориентирующихся на рабочие профессии и профессии умственного труда различной квалификации. Следовательно, с точки зрения связи актуальной жизненной ситуации и ближайшей профессиональной перспективы для старшеклассников имеет значение не специфика выбора профессии, а сам факт этого выбора, факт принятия решения о будущей профессии, каким бы этот выбор ни был. Это - важный момент, который следует учитывать в профориентационной работе. По-видимому, неопределенность выбора профессии создает некоторую стрессовую ситуацию для старшеклассников, которую они могут преодолевать ценой поспешного, необдуманного выбора, чтобы снять состояние неопределенности. Особенно это имеет значение для юношей и девушек с повышенной эмоциональностью, с неустойчивой нервной системой, для которых фактор неопределенности жизненного выбора может приобретать существенное стрессогенное значение.

Таблица 15. Коэффициенты линейной корреляции (r) и корреляционного отношения (л) показателей удовлетворенности (х) и конкретности выбора профессии (у) учащихся 8-го класса

Удовлетворенность

 

Конкретность выбора профессии

r  γ i xy γ i yx
Выбором профессии Материальной обеспеченностью Проведением свободного времени Самим собой, своими личностными качествами Жизнью в целом 0,37* 0,10* 0,11* 0,12* 0,13* 0,37 0,11 0,11 0,12 0,13 0,41 0,16 0,16 0,12 0,16

* Значимы на уровне 0,1%.

Для правильного понимания этой ситуации нужно учитывать именно эмоциональный ее аспект. С рациональной точки зрения, которая находит отражение в суждениях старшеклассников по поводу содержательных моментов своего будущего, они весьма "философски" относятся к отдаленной жизненной перспективе. Удовлетворенность жизнью практически не связана у них с уровнем притязаний. Жизнью равно удовлетворены или неудовлетворены и те, кто хотят добиться многого, и те, кто ограничивается малым. Однако несколько иная картина проявляется при анализе связи между удовлетворенностью жизнью и уверенностью школьников в том, что им хватит сил и энергии для реализации этих притязаний. Между этими показателями существует связь (r = 0,25 для учащихся 8-го класса и 0,21 -для 10-го). Так, например, среди восьмиклассников, абсолютно уверенных в реализации своих целей - 62 % полностью удовлетворены своей жизнью, а среди тех, кто "скорее уверен, чем не уверен" - только 39 % (различия значимы на уровне 1 %). Следовательно, связь между чувством удовлетворенности и чувством уверенности в своем будущем образуется, как бы минуя содержательную картину будущего. Поэтому в профориентационной работе, наряду с учетом рационального содержания жизненной перспективы, обязательно нужно учитывать и эмоциональный аспект, отраженный в связях между чувством жизненной удовлетворенности, неопределенности жизненного и профессионального выбора и уверенностью в реализации жизненных целей.

Удовлетворенность - это вербально выраженная эмоциональная оценка актуальной жизненной ситуации старшеклассников. По ней трудно судить о реальных предпосылках формирования жизненной перспективы, которые заключены в сложившейся жизненной ситуации. Более объективным показателем в данном случае является успеваемость, отражающая уровень успеха, достигнутого старшеклассниками к тому моменту, когда изучалась их жизненная перспектива.

Прежде всего отметим, что успеваемость не связана с конкретностью профессионального выбора. Это значит, что проблема выбора в равной мере актуальна и для тех, кто учится хорошо, и для учеников с худшими показателями. Следовательно, знания, получаемые в рамках школьной программы, не способствуют более уверенному выбору профессии. Это лишний раз свидетельствует в пользу необходимости получения школьниками информации, имеющей специализированное профориентационное содержание.

Не исключено также, что разносторонние знания, полученные по многим предметам различного профиля, могут даже способствовать неопределенности в ситуации выбора профессии, хотя такое предположение, разумеется, остается гипотетическим.

Каким же образом успеваемость и конкретность выбора профессии как показатели успеха в решении непосредственно актуальных жизненных задач связаны с отдаленной профессиональной и жизненной перспективой? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к данным, представленным з табл. 16.

Таблица 16. Коэффициенты корреляции (г) уровней жизненных притязаний старшеклассников с показателями успеваемости и конкретности выбора профессии

Жизненные притязания

Успеваемость

Конкретность выбора профессии

       
Образование Творческое содержание труда Должность Общественное признание Садовый участок Автомобиль 0,53*** 0,30*** 0,23*** 0,23*** -0,02 -0,03 0,43*** 0,12** 0,18*** 0,07 -0,05 -0,04 -0,06 0,02 -0,05 0,01 -0,03 0,07* 0,16*** -0,02 0,09* 0,12** -0,09* 0,06

*p<0.05 **p<0.01 ***p<0.001

Судя по корреляциям, картина взаимосвязи элементов отдаленной жизненной перспективы с успеваемостью - неоднозначна. Притязания в сфере образования связаны с успехами в учебе достаточно тесно. “то естественно - те, кто лучше учатся, больше ориентированы на высокий уровень образования. В меньшей степени, но также статистически весьма значимо связаны результаты учебной деятельности с притязаниями на творческое содержание труда, должность и уровень социального признания.

Полностью рассогласованы с успеваемостью притязания в сфере материального потребления. Казалось бы, плохая учеба должна быть основанием для более умеренных запросов. Известно ведь, что от того, как человек относится к учебе, во многом зависят и его будущие трудовые достижения, а соответственно и материальное благополучие. Но эта азбучная истина, как видим, школьниками не усваивается. Хотя, может быть, за этим стоит более серьезная

социальная проблема, если учесть, что будущий размер заработной платы, который школьники считают для себя достаточным, практически не зависит от их успеваемости. Суть этой проблемы в том, что уровень знаний, получаемых в школе, и мера труда, вкладываемого в процесс получения этих знаний, являются в какой-то степени прообразом будущих знаний и квалификации работника. И если это не учитывается старшеклассниками в их материальных притязаниях, то значит, что их представления отражают реальные противоречия, сложившиеся в сфере труда, когда более квалифицированный и добросовестный труд оплачивается не выше, а иногда и ниже менее квалифицированного и менее добросовестного.

В настоящее время предпринимаются шаги по преодолению подобных явлений в масштабе общества. По-видимому, необходимы и соответствующие усилия в сфере трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи.

Не только успеваемость, но и конкретность выбора профессии не связана с материальными притязаниями старшеклассников. К тому же абстрактность профессиональных планов практически не отражается на долговременной жизненной перспективе в сфере образования, труда и социального продвижения у восьмиклассников и незначительно связана с жизненными притязаниями выпускников средней школы.

Следовательно, в сознании старшеклассников происходит своеобразная инверсия ближайшей и долговременной перспективы: отдаленные цели и притязания в профессиональной и других сферах деятельности могут формироваться до выбора профессии и быть совершенно независимыми от него. В этом, на наш взгляд, заключается одна из сложных проблем профессиональной ориентации молодежи. Профессия - это жизненный путь во многих его существенных проявлениях. И процесс выбора профессии, начиная с первых этапов, когда формируется представление о привлекательности профессий, должен осуществляться в единстве с формированием жизненной перспективы.

Остановимся подробнее на связи актуальной жизненной ситуации и притязаний школьников в той сфере, которая является для них сферой непосредственной самореализации.

Хотя связь успеваемости с собственными притязаниями на образование несколько теснее, чем с уровнем образования будущего супруга (коэффициенты корреляции Кэндела соответственно 0,49 и 0,33), тем не менее общая тенденция просматривается достаточно четко: оценки, получаемые в школе,-"прообраз" будущего уровня образования не только самого старшеклассника, но и его будущего супруга. Следовательно, отдаленная жизненная перспектива связана с актуальной жизненной ситуацией не только в сфере образования, но и в сфере семьи, которая будет создаваться с учетом соответствия уровней образования юношей и девушек. Здесь следует подчеркнуть, что весь предшествующий анализ свидетельствует о том, что в сфере будущей семейной жизни жизненная перспектива старшеклассников отличается реалистичностью и согласованностью притязаний и возрастных ожиданий.

Образовательная перспектива старшеклассников отличается согласованностью с актуальной жизненной ситуацией (табл. 17). Данные таблицы очень наглядны и позволяют утверждать, что успеваемость - мощный фактор формирования жизненной перспективы в сфере образования. Причем каждый балл успеваемости в определенной мере означает уровень образования: "3" - среднее образование в школе и ПТУ, отчасти среднее специальное; "4" - среднее специальное и высшее; "5" - высшее и аспирантура. Поэтому школьный балл успеваемости следует рассматривать как действенное средство регуляции образовательных притязаний. Либерализм, нередко проявляемый в оценке знаний школьников, может неадекватно повысить их притязания, а слишком жесткий подход -подорвать уверенность в способности к продолжению образования.

Таблица 17. Образовательные притязания учащихся 8-го класса с различной успеваемостью, %

Успеваемость

Будущее образование

ПТУ средняя школа техникум вуз аспирантура
Учатся на "3" На "3" и "4" В основном на "4" На "4" и "5" В основном на "5" 39,1 20,2 2,0 2,1 0,0 17,4 15,6 5,1 3,3 1,9 39,1 40,7 36,4 16,6 1,9 4,4 21,5 46,6 61,0 67,3 0,0 2,0 9,9 17,0 28,9

Следует отметить, что успеваемость имеет существенное значение не только для собственных образовательных притязаний старшеклассников, но и в значительной мере определяет их отношение к образованию будущего супруга

 (табл. 18). Это позволяет оптимистически оценивать перспективу развития семьи и брака для данного контингента молодежи.

Таблица 18. Образование будущего супруга в представлении учащихся 8-го класса с различным уровнем успеваемости, %

Успеваемость

 

Образование будущего супруга

среднее среднее специальное высшее
Учатся на "3" На "3" и "4" В основном на "4" На "4" и "5" В основном на "5" 28,6 16,4 7,2 5,4 2,0 51,4 50,0 41,4 25,0 14,3 20,0 33,6 51,4 69,6 83,7

В сфере труда столь четкой согласованности жизненной перспективы нет. В частности, как было показано выше, это касается взаимосвязи показателей успеваемости и конкретности выбора профессии с профессиональными притязаниями. Однако школьники согласуют свои притязания и ожидания с характером труда в будущем. Это заметно по данным о размере будущей заработной платы. Так, учащиеся 8-го класса, ориентирующиеся на рабочие профессии, в среднем предполагают получать в будущем заработную плату в размере 187 руб.,- а ориентирующиеся на высококвалифицированный умственный труд - 221 руб. (различия значимы на уровне 0,2 %). Если они предполагают выбрать профессию, с которой знакомятся на уроках труда и производственного обучения, то размер будущей зарплаты составляет 174 руб. Если же профессия кажется интересной, но выбирать ее не станут, - 196 руб. И наконец, когда эта профессия кажется неинтересной, - 238 руб. Учитывая, что в восьмом классе школьники овладевают навыками именно рабочих профессий, можно сделать вывод о более низких притязаниях на размер заработной платы как показателе ориентации на рабочие профессии. Но желаемого уровня зарплаты они ожидают достигнуть намного раньше, чем те, кого привлекают профессии умственного труда высокой квалификации (соответственно к 24,3 и 28,4 годам - различия значимы на уровне 0,2 %)-Значит, преимущества рабочих профессий для школьников могут быть связаны не столько с возможностями получения высокой заработной платы, сколько с.перспективой более ранней реализации своих притязаний в этой сфере. На наш взгляд, здесь заключен один из возможных путей ориентации молодежи на рабочие профессии.

Сфера, в которой наиболее зримо проявляется рассогласованность жизненной перспективы школьников, - это материальное потребление. Возвратимся в связи с этим к вопросу о приобретении в будущем автомобиля и садового участка с дачей. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере учащихся 10-го класса, среди которых 52 % предполагают иметь автомобиль "Жигули" в среднем к 32 годам. Поскольку большинство из них планирует приблизительно к тому же возрасту приобрести садовый участок с дачей, практически невозможно будет за 10-12 лет работы собрать деньги на "Жигули", если достаточным для себя заработком они считают 230 рублей, которые рассчитывают получать к тридцати годам.

Но, может быть, не только из заработка надеются старшеклассники откладывать деньги на автомобиль. Какие же могут быть дополнительные источники? Этот вопрос требует специального анализа, поскольку для общества крайне важно, чтобы молодежь связывала свои материальные притязания только с законными источниками дохода. В противном случае настойчивость в реализации жизненных целей может обернуться пристрастием к "левым" заработкам и стяжательством. Одним из социально одобряемых источников дохода является сверхурочный труд. Определенная часть десятиклассников - 34 %-согласны в будущем работать дополнительно для приработка. Однако автомобиль рассчитывает приобрести значительно большая часть опрошенных.

Следовательно, нужно искать и другие возможные источники, к которым предполагают обратиться молодые люди, планируя материальные приобретения. Таким дополнительным источником оказывается помощь со стороны других людей, прежде всего родителей - на нее рассчитывают 3/4 тех десятиклассников, которые хотят иметь автомобиль, и около 2/3 планирующих иметь садовый участок. Эти данные выдвигают на передний план проблему потребительства как одну из негативных тенденций, связанных с недостатками в трудовом воспитании молодежи. Потребительские настроения, на наш взгляд, в значительной степени связаны с тем, что в сознании определенной части молодежи не сформировано достаточно ясное представление о непосредственной зависимости будущих жизненных достижений с успешной учебой и серьезным отношением к выбору будущей профессии.

Важным условием профессиональных и жизненных достижений является и самостоятельность в реализации жизненных целей. Нет, конечно, ничего плохого в помощи других людей, прежде всего близких. Однако с повышением уровня притязаний не должна возрастать степень зависимости от других людей, и еще хуже, когда возможностями родителей и знакомых определяется уровень притязаний молодого человека. Чтобы эти рассуждения не были абстрактными, рассмотрим связи жизненных притязаний старшеклассников и степени их самостоятельности в предполагаемой реализации жизненных целей (табл. 19).

Таблица 19. Коэффициенты корреляции (r) показателей уровня жизненных притязаний и степени самостоятельности старшеклассников

Жизненные притязания

 

Самостоятельность

 

учащихся 8-гo класса учащихся 10-го класса
Образованние Творческое содержание труда Должность Общественное признание Садовый участок с дачей Автомобиль -0,05 0,04 0,03 0,15* -0,69* -0,58* 0,04 -0,01 -0,12 0,04 -0,69* -0,64

* р<0,001

В сфере образования и труда притязания старшеклассников не связаны с надеждами на -немощь. Небольшая связь есть только у десятиклассников в притязаниях на должность и творческое содержание труда. Однако эта связь настолько мала в сравнении со значениями коэффициентов корреляции самостоятельности с притязаниями на автомобиль и садовый участок, что вряд ли определяет какую-либо тенденцию. В данном случае тенденция очевидна: зависимость от других людей прямо связана с высоким уровнем притязании в сфере материального потребления. Старшеклассники, стремящиеся к дорогостоящим приобретениям, рассчитывают на помощь в соответствии с уровнем их запросов.

В связи с этим интерес представляют данные о зависимости возрастных ожиданий старшеклассников от степени самостоятельности в предполагаемых материальных приобретениях (табл. 20).

Судя по данным таблицы, возрастные ожидания старшеклассников, связанные с крупными материальными приобретениями, обнаруживают странный, на первый взгляд, факт.

Таблица 20. Возрастные ожидания старшеклассников в зависимости от самостоятельности в приобретении автомобиля и дачи (средние значения возраста)

События

 

Учащиеся 8-го класса

Учащиеся 10-го класса

значительная помощь некоторая помощь

самостоятельно

значительная помощь некоторая помощь самостоятельно
Приобретение автомобиля Приобретение садового участка с дачей 32,4 34,7 31,2 33,6

29,5

31,0

33,4 36,7 32,4 33,9 29,0 31,3
               

Казалось бы, ожидая помощи со стороны окружающих, можно рассчитывать на дорогостоящие приобретения в более раннем возрасте, чем в том случае, когда помощи не ждешь. Однако картина противоположная. Самостоятельные приобретения ожидаются на несколько лет раньше (различия значимы на уровне 0,2 %). Следовательно, вряд ли можно оценивать проявляемую школьниками самостоятельность как показатель их действительной социальной зрелости. Скорее, более зрелый и реалистичный подход проявляют те, кто рассчитывает на помощь со стороны окружающих. Однако не исключено, что самостоятельные школьники просто не видят никаких препятствий на пути к реализации поставленных целей. Если это предположение справедливо, то самостоятельность во многом оборачивается инфантильностью, недостаточно серьезным отношением к будущему материальному положению. В данном случае не приходится говорить и о романтизме этой категории респондентов, поскольку автомобиль и дачу они все же хотят иметь, но думают, что для этого не потребуется долго работать.

Рассмотренные выше особенности взаимосвязи актуальной жизненной ситуации, профессиональных планов и жизненных целей позволяют утверждать, что несогласованность этих компонентов в сознании старшеклассников приводит к возникновению ряда проблем, решение которых является одной из предпосылок совершенствования воспитания и профессиональной ориентации молодежи. В подтверждение гипотез, выдвинутых в третьей главе, были приведены факты, свидетельствующие о том, что неопределенность профессиональных планов - отрицательный фактор оценки актуальной жизненной ситуации и формирования долговременной жизненной перспективы, что несогласованность профессиональной и жизненной перспективы проявляется как в противоречиях притязаний в различных сферах жизни, так и в недостаточном учете старшеклассниками реальных проблем и трудностей, связанных с реализацией жизненных целей.

На последнем моменте необходимо остановиться подробнее. Чтобы полнее оценить степень согласованности и реалистичности жизненной перспективы, рассмотрим, насколько сформирована в сознании старшеклассников готовность к работе в различного рода экстремальных условиях, если это понадобится для достижения поставленных целей (табл. 21).

Таблица 21. Готовность старшеклассников к работе в различных условиях для реализации своем жизненной перспективы, %

Условия работы

Учащиеся 8-го класса

Учащиеся 10-го класса

юноши девушки

всего

юноши девушки всего
1 2 3

4

5 6 7

Работать в условиях длительного пребывания в замкнутом, оторванном от других людей коллективе

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 15,1 27,1 55,6 2,2 7,5 25,5 66,6 0,4

11,2

26,3

61,3

1,3

30,9 24,4 43,6 1,1 10,6 24,6 63,7 1,1 19,5 24,5 54,9 1,1

Работать во вредных для здоровья условиях производства

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 6,7 24,0 67,6 1,8 3,6 20,5 75,2 0,8

5,1

22,2

71,5

1,3

12,0 22,2 65,1 0,7 9,1 23,7 65,1 2,0 10,4 23,0 65,1 1,4

Выполнять работу, которая требует частой разлуки с семьей

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 20,4 37,3 39,8 2,4 9,0 34,0 56,2 0,8

14,5

35,6

48,2

1,6

30,2 36,4 31,6 1,8 14,3 34,6 50,0 1,2 21,3 35,4 41,9 1,4

Выполнять работу, связанную с частой переменой места жительства

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 18,2 25,8 53,6 2,4 21,7 29,7 47,8 0,8

20,0

27,8

51,0

1,6

32,0 24,7 42,2 1,1 31,4 35,1 31,1 2,3 31,6 30,6 36,0 1,8

Выполнять физически тяжелую работу

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 30,7 34,9 30,7 3,8 9,8 24,4 64,5 1,3

19,9

29,5

48,1

2,5

40,0 35,6 22,9 1,5 17,1 24,3 56,9 1,7 27,2 29,3 41,9 1,6

Выполнять грязную работу

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 10,9 34,2 52,0 2,9 7,3 24,0 67,9 0,8

9,0

29,0

60,2

1,8

19,6 33,5 45,1 1,8 11,4 30,0 57,7 0,9 15,0 31,5 52,2 1,3

Работать в условиях сурового климата

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 29,3 42,0 26,7 2,0 22,3 40,1 37,0 0,6

25,7

41,0

32,0

1,3

42,9 34,5 21,1 1,5 32,6 38,3 27,7 1,4 37,1 36,6 24,8 1,4

Выполнять однообразную, монотонную работу

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 14,6 22,1 62,2 1,1 8,3 24,3 66,3 1,1

11,0

23,4

64,5

1,1

12,0 32,2 53,8 2,0 9,4 33,8 56,2 0,6 37,1 36,6 21,8 1,4

Работать с необходимостью постоянно укладываться в сжатые сроки

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 14,6 22,1 62,2 1,1 8,3 24,3 66,3 1,1

11,0

23,4

64,5

1,1

12,0 32,2 53,8 2,0 9,4 33,8 56,2 0,5 10,7 33,1 55,0 1,3

Выполнять работу интересную, но на которой трудно рассчитывать

 на высокую материальную обеспеченность

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 32,2 49,6 16,7 1,6 48,6 40,3 10,4 0,6

40,7

44,8

13,5

1,1

34,9 47,6 16,7 0,7 55,7 36,0 8,3 0,0 46,6 41,1 12,0 0,3

Выполнять работу с повышенной ответственностью

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 48,9 37,6 12,0 1,6 50,3 37,6 11,3 0,8

49,6

37,6

11,6

1,2

51,6 38,9 9,1 0,4 50,6 38,6 9,7 1,1 51,0 38,7 9,4 0,8

Выполнять работу, связанную с опасностью для жизни

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 33,6 40,2 24,4 1,8 22,3 40,1 36,1 1,5

27,8

40,2

30,5

1,6

42,2 37,8 19,3 0,7 22,3 48,0 29,1 0,6 31,0 43,5 24,8 0,6

Работать дополнительно для приработка

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 26,7 38,7 32,2 2,4 27,8 43,2 27,6 1,5

27,2

41,0

29,8

1,9

35,3 34,6 28,4 1,8 34,9 37,7 26,6 0,9 35,0 36,3 27,4 1,3

Выполнять работу, на которой приходилось бы постоянно жертвовать

своим свободным временем, отдыхом, досугом

Скорее, согласны Трудно сказать Скорее, нет Не ответили 29,6 39,8 28,9 1,8 25,3 42,2 31,9 0,6

27,3

41,0

30,5

1,2

36,7 37,5 25,5 0,4 36,3 38,3 25,1 0,3 36,5 37,9 25,3 0,3
               

В таблице сразу привлекает внимание то, что учащиеся 10-го класса практически по всем позициям в большей мере выражают согласие работать в трудных условиях, чем восьмиклассники. И хотя различия статистически значимы только по отдельным позициям (работа, требующая жертвовать свободным временем, связанная с частой переменой места жительства, физически тяжелая и грязная, в условиях сурового климата и в отрыве от других людей), тем не менее тенденция выражена достаточно четко. По-видимому, от восьмого к десятому классу происходит некоторая перестройка сознания, связанная с усвоением нормативных представлений о необходимости самоотдачи в труде для достижения жизненных целей.

Своеобразная граница в отношении к различным условиям труда проходит в сознании учащихся 8-го и 10-го классов между работой в условиях, которые характерны для малоквалифицированного труда (монотонный, физически тяжелый и грязный труд), и теми видами работы, которые требуют хоть н экстремальных условий, но не однообразного и физически изнурительного труда. Это особенно наглядно проявляется в тех данных, которые касаются отношения старшеклассников к вредным для здоровья и опасным для жизни условиям работы. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но школьники предпочитают скорее рисковать жизнью, чем здоровьем. Конечно, можно было бы сослаться на юношеский максимализм и романтическую тягу к профессиям, окруженным ореолом риска и опасности. Но это было бы не совсем верно, учитывая общую тенденцию неприятия условий труда, которые нельзя оценить иначе, как противоречащие развитию и творческой самореализации личности.

По многим позициям различаются ответы юношей и девушек. Различия наиболее существенны в отношении к физически тяжелой работе, а также к работе, требующей частой разлуки с семьей. Вполне понятно, что девушки в значительно меньшей степени готовы к физическим перегрузкам и разлуке с семьей. В этом проявляется определенная доля реализма старшеклассников в оценке мужских н женских возможностей и потребностей в будущей профессиональной деятельности. Вполне согласованными с притязаниями на размер заработной платы, рассмотренными в четвертой главе, выглядят различия между юношами и девушками в отношении к работе - интересной по содержанию, но малооплачиваемой. Этот момент очень важен с точки зрения возможных направлений профориентационной работы. Есть все основания утверждать, что будущая заработная плата является фактором, который может быть использован в большей мере в привлечении к определенным профессиям юношей, чем девушек. Для последних важнейшим обстоятельством становятся благоприятные условия труда. Создание таких условий соответствует интересам не только будущих работниц, но и интересам всего общества, здоровье и духовное развитие будущих поколении которого зависят прежде всего от условий труда и быта женщины. И тот факт, что девушки отвергают неблагоприятные условия труда в большей мере, чем юноши, свидетельствует не столько об их меньшей готовности к самоотдаче, а скорее, о понимании значительной частью старшеклассниц тех ограничений, которые характерны для трудовой деятельности женщин.

Особый интерес представляет вопрос о связи показателен самоотдачи с жизненными притязаниями старшеклассников. Насколько притязания в сфере труда, социального продвижения и признания, а также материальные притязания согласованны с готовностью к их реализации в возможных экстремальных условиях?

Факторный анализ обнаружил отсутствие связи между уровнем притязаний и готовностью старшеклассников к самоотдаче при реализации жизненных целей. При анализе ответов учащихся 8-го и 10-го классов была выявлена приблизительно одна и та же картина. Первый фактор, объяснительная сила которого составляла 17 % разброса оценок в обеих группах респондентов, включал с высокими факторными нагрузками только вопросы по самоотдаче. Второй (соответственно 6 и 5 %) -вопросы по притязаниям, среди которых наиболее высокую нагрузку имели вопросы о будущей должности и образовании. Остальные факторы объясняли менее 3 % разброса оценок и были малоинформативны. Это позволяет утверждать, что уровень притязаний школьников по ряду позиций, связанных с будущим образованием, трудом, материальным потреблением, формируется в отрыве от представлений о возможных жертвах и ограничениях, связанных с реализацией данных притязаний. Тот, кто стремится к большим достижениям, отнюдь не считает, что для этого потребуется и больше самоотверженности, дополнительных усилий и определенных жертв. В связи с этим любопытны данные, полученные по структуре первого фактора. В него с отрицательным знаком и наибольшими нагрузками вошли следующие позиции: работа в отрыве от других людей, в условиях сурового климата, физически тяжелая, грязная и вредная для здоровья и жизни, требующая переездов, разлуки с семьей и постоянных жертв в сфере свободного времени. Мы уже подчеркивали, что старшеклассники предъявляют высокие требования к будущим условиям труда. И это не случайно. Образ жизни школьников в условиях крупного города не может формировать иных требований к труду. Человек, детство которого проходит в условиях относительного комфорта, когда нет необходимости заниматься тяжелым физическим трудом для обеспечения жизнедеятельности семьи, и к будущим условиям труда подходит с теми же мерками. Известно, что в крупных городах рабочие места с тяжелыми условиями труда пополняются за счет мигрантов, преимущественно из сельской местности. Однако и этот источник по мере урбанизации. будет во все меньшей мере удовлетворять потребности городов. Попытки решить эту проблему за счет внутренних ресурсов - малоперспективны в чисто практическом и малопривлекательны в социально-политическом аспектах. Тот факт, что молодежь не связывает свою перспективу с тяжелыми условиями труда, - это не только показатель ее отношения к такому труду, но и социальная оценка перспективы развития самой сферы труда в нашем обществе. С точки зрения трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников это означает, что основной акцент в данной работе должен ставиться не на агитации за такой, труд и соответствующие профессиональные устремления, а на подготовке молодежи к главной своей миссии -устранению такого труда в будущем, что и составляет ее профессиональную перспективу не в конъюнктурных, а в сущностных чертах.

Разумеется, нельзя оставить без внимания основной результат факторного анализа - разрыв между притязаниями и самоотдачей. Если это просто непонимание школьниками той простой истины, что в действительности присутствует прямая зависимость между успехами и достижениями, с одной стороны, и необходимостью прилагать дополнительные усилия, ограничивать себя во многом, нередко жертвовать комфортом, - с другой, то, наверное, необходимо вносить коррективы в процесс трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Эти коррективы должны касаться прежде всего профессиональной информации и пропаганды, в которой должны обязательно учитываться такие моменты, как разъяснение и демонстрация на конкретных жизненных примерах реальных трудностей и проблем, которые связаны с тем или иным уровнем профессиональных и жизненных притязании. Профориентационная работа в этом направлении, как уже подчеркивалось в предыдущих главах, может способствовать формированию реалистичной жизненной перспективы. Но она имеет значение и для повышения согласованности профессиональных планов и жизненных целей, поскольку не должно быть иного пути к жизненным целям, кроме того, который связан с напряжением сил и тратой энергии в конкретных условиях трудовой деятельности. И чем выше цели и притязания, тем к более сложным условиям должен быть готов человек, стремящийся к их реализации.

Данные о готовности к самоотдаче в будущей трудовой деятельности позволяют также в новом ракурсе взглянуть на особенности выбора профессии с различным характером труда. В профориентационной работе ведется активный поиск действенных средств пропаганды массовых рабочих профессий. В связи с этим важно знать, какие условия будущей работы предпочитают учащиеся, для которых эти профессии привлекательны.

Так, например, десятиклассники, избравшие рабочие профессии, проявили больше готовности работать дополнительно для приработка, чем те, кто ориентирован на профессии умственного труда высокой квалификации - 46% против 33 % (различия значимы на уровне 5 %). Противоположные данные получены при ответе на вопрос о готовности выполнять работу, связанную с частой переменой места жительства (соответственно 4 % и 36 % - различие на уровне 1 %). Следовательно, определенная дифференциация в структуре профессиональной перспективы у различных по ориентациям групп старшеклассников существует. Однако она не проявляется именно там, где, казалось бы, должна быть в первую очередь. Нет различий между рассмотренными группами по готовности выполнять физически тяжелую и монотонную, однообразную работу. Следовательно, профессии физического труда привлекают молодежь именно потому, что она идеализированно представляет себе реальные условия, характерные для очень многих из этих профессий. Поэтому и согласны выполнять физически тяжелую работу 20 % ориентированных на рабочие профессии и 28 % будущих высококвалифицированных работников умственного труда; выполнять монотонную, однообразную работу согласны по 11 % в каждой группе респондентов.

Это противоречие в сознании старшеклассников - одно из ярких свидетельств несогласованности профессиональной перспективы. Школьники отдают предпочтение профессиям, условия труда которых нередко противоположны тем, какими бы они их хотели видеть. Следовательно, вопрос об условиях труда приобретает первостепенное значение для профессиональной ориентации. Очевидно, что тяжелые условия только тогда могут не отталкивать большинство школьников от  профессии, когда они будут видеть за ними более привлекательную отдаленную перспективу. И второе. Экстремальность условий многих видов физического труда самоочевидна, а вот умственный труд высокой квалификации, который так привлекает молодежь, нередко предстает в ее глазах как своеобразная игра творческих сил человека, которая ничего, кроме радости озарения, не приносит. Скрытая экстремальность такого труда, успех в котором требует огромного напряжения и самоотдачи, остается "за кадром". Необходима специальная работа в этой области, чтобы старшеклассники осознавали трудности и проблемы, которые связаны с жизненной перспективой человека, занимающегося такого рода профессиональной деятельностью. Простой пример - отличники больше устают, менее удовлетворены состоянием своего здоровья и проведением свободного времени, чем другие ученики. А ведь это - прообраз успешного высококвалифицированного умственного труда в будущем.

Таким образом, анализ взаимосвязи актуальной жизненной ситуации, непосредственной профессиональной и отдаленной жизненной перспективы позволяет сделать вы-• вод о том, что по многим показателям обнаруживается рассогласованность, противоречивость данной системы. Для формирования единства профессиональной и жизненной перспективы необходимы исследования факторов, на основе которых возможна целенаправленная регуляция сознания и поведения молодежи в сфере профессиональной деятельности. Важнейшая роль в этом принадлежит факторам внешней социальной среды (школа, семья, средства массовой информации). Но их воздействие, как в фокусе, преломляется в ценностных ориентациях личности, которые и становятся субъективным фактором, определяющим долговременную перспективу развития личности в различных сферах жизнедеятельности. Именно к анализу ценностных ориентации, их структуры и типологии мы обратились при поиске механизмов формирования единства профессиональной и жизненной перспективы личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: