Ценностные ориентации и профессиональное самоопределение молодежи

Значение ценностного подхода к изучению жизненной н профессиональной перспективы обусловлено местом ценностных ориентации в структуре жизненной перспективы, их ролью в процессе профессионального самоопределения личности. Жизненные цели и планы являются, как подчеркивалось в предыдущих главах, событийным воплощением ценностных ориентации, которые находятся на более высоком уровне диспозиционной структуры личности [Ядов, 1979] и в силу этого определяют общую социальную направленность жизнедеятельности. Противоречия, возникающие на этом зфовне, приводят к рассогласованию жизненной перспективы в содержательном и хронологическом аспектах.

Выбор определяющих направлений жизненного пути, основных линий самореализации личности - это прежде всего выбор главных жизненных ценностей, среди которых ценности труда, профессиональной деятельности могут занимать различное место - от всепоглощающей доминанты до весьма несущественного объекта ориентации. В соответствии с этим будут формироваться и жизненные цели, планы и притязания молодежи, определяющей свой профессиональный путь.

Социологи, изучающие проблемы профессионального самоопределения молодежи, приходят к выводу о том, что ценностные ориентации следует рассматривать как "основные компоненты механизма, осуществляющего внутреннюю регуляцию такой разновидности социального поведения, как выбор профессии" [Матусевич, Оссовский, 1982, 27]. Следует, конечно, учитывать, что регуляцию профессионального самоопределения нельзя однозначно связывать с ценностными ориентациями. Несмотря на тесную связь с мотивационной сферой личности, они все же не выступают непосредственными побудителями и регуляторами поведения, а лишь определяют основные жизненные ориентиры, путь к которым не всегда оказывается пройденным. Об этом свидетельствуют известные феномены несовпадения вербального (построенного на ценностных суждениях и предпочтениях) и реального поведения. Однако очевидно и то, что, в конечном счете, система поведения вырастает из системы ценностей человека. И если из непосредственно измеренных ценностных предпочтений не удается вывести реальные жизненные приоритеты человека, то причина кроется не в том, что ценностные ориентации и поведение не связаны, а в том, что связь эта неоднозначна, противоречива.

Причина возникающих в данном случае противоречий, как это ни парадоксально, заключается в том, что люди безоговорочно принимают многие социальные ценности только потому, что эти ценности имеют положительную социальную окрашенность, являясь символом приобщения к передовой культуре. Если, скажем, высокий уровень образования, творческий труд или чтение художественной литературы - ценности, которые глубоко укоренились в общественном сознании, то вряд ли можно, не считаясь с этим, отрицать их значение н для себя. И хотя реальными жизненными ценностями для человека могут быть, к примеру, добросовестный исполнительский труд и общение не с книгами, а с людьми, прежде всего с близкими, он тем не менее, отдавая дань принятым ценностным стереотипам, будет стараться получить высшее образование, не испытывая интереса к учебе, приобщиться к творческому труду, ке занимаясь творчеством, приобретать книги, не читая их. Разумеется, сущность данной проблемы можно свести к чисто теоретической дискуссии, выделив, как это нередко делается в социологической литературе, различные компоненты в структуре ценностных ориентации: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Тогда декларированные, принятые "на словах" ценности составят лишь когнитивный аспект ценностных ориентации (так называемые ценностные представления), а реально действующие ориентации останутся "за кадром" социологических опросов, опирающихся на рациональные мнения и оценочные суждения респондентов.

Однако проблема состоит в том, что именно в когнитивных ценностных структурах возникают исходные моменты формирования противоречивой, несогласованной жизненной перспективы, которая обусловливает многие серьезные трудности профессионального и жизненного самоопределения личности не только в юности, но и в зрелые годы жизни. Мы уже отмечали возможность проявления данных противоречий при формировании отношения личности к ценностям, которые могут быть реализованы в профессиональной деятельности, за счет этой деятельности и вне ее. К проверке соответствующей гипотезы обратимся далее, а сейчас рассмотрим наиболее общую структуру ценностей.

 

полученную в результате исследования образа жизни населения УССР* (табл. 22).

Таблица 22. Иерархия жизненных ценностей, представленных в сознании различных возрастных категорий населения УССР*

Ценности

 

возраст 30 лет

 

до 30 лет и старше

% ранг % ранг
Материальное благополучие Работа, труд Семья Мир между народами, предотвращение войны Жилье Здоровье Общение, контакты, взаимопонимание с людьми Политические, идеологические и моральные ценности социализма Отдых, удовольствия, развлечения Познание (в том числе прекрасного), творчество Сфера услуг, снабжение Место в жизни Социальное признание Самостоятельность, независимость, свобода 34,7 29,1 27,7 16,2 13,8 12,5 10,2 4,7 4,5 3,7 3,0 2,2 1,7 0,4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 32,3 22,4 21,5 22,9 8,2 20,5 4,5 4,2 6,9 2,3 4,4 1,2 0,8 0,2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

* Респонденты могли указать несколько ценностей. Поэтому сумма процентов превышает 100 %.

Результаты, представленные в таблице, получены при ответе респондентов на вопрос "Что для Вас означает хорошо жить?" В анкете вопрос был открытым - респонденты могли высказать несколько суждений о том, что для них прежде всего означает "хорошо жить". Кодировка ответов осуществлялась по типам суждений, отражающих жизненные ценности, приведенные в таблице. Благодаря открытой форме вопроса, ценностные суждения не могли быть навязаны респондентам извне, что нередко случается при изучении ценностных структур сознания с помощью закрытых вопросов с заранее сформулированным списком жизненных ценностей.

_______________________

* Исследование проведено по программе ИСИ АН СССР сотрудниками Института философии АН УССР при участии автора (руководитель- Л. В. Сохань). Было опрошено около 5 тыс. человек в девяти областях республики (1980-1981 гг.).

Иерархии ценностных ориентации молодежи и старшей возрастной категории принципиально не отличаются (коэффициент ранговой корреляции Кендэла - 0,85 - значим на уровне 0,1 %). Молодежь несколько чаще избирает в качестве ведущей жизненной ценности семью и работу, а старшее поколение - мир между народами и здоровье (различия значимы на уровне 5 %), но в общем можно утверждать, что и молодежь, и представители старшего поколения отдают предпочтение одним и тем же ценностям, среди которых ведущее место занимают материальное потребление, работа, семья, мир между народами. Этот факт достаточно убедительно свидетельствует о том, что существуют взаимосвязь и преемственность ценностных суждений, характеризующих отношение к жизни людей различного возраста.

Если бы вопрос о жизненных ценностях сводился только к их иерархии, то вполне можно было бы удовлетвориться констатацией этого факта и не останавливаться подробнее на анализе полученных данных. Однако в сходстве ценностных суждений молодежи и старшего поколения нельзя не обнаружить и другой факт: ориентация на работу значительно ближе по числу выборов к материальному благополучию, чем к познанию, творчеству и социальному признанию, которые почти не фигурируют среди ценностей "хорошей жизни". Что же это за ценности, которые столь редко выступают объектом ориентации? Так, например, под общим названием "познание, творчество" при кодировании учитывались суждения следующего содержания: иметь возможности для получения новых знаний, расширения своего образования, общей культуры; иметь возмож-.ность для творчества, самореализации; иметь возможности для удовлетворения эстетических потребностей (посещение театров, концертов, кино, прослушивание музыки и т. п.).

Таким образом, ценности учебы, духовного потребления, образования и творчества занимают ведущее место в сознании лишь незначительной части респондентов, в том числе и молодежи. Вспомним теперь, что в жизненных планах и притязаниях старшеклассников высокий уровень образования, творческий самостоятельный труд занимали весьма существенное место. Конечно, нужно учитывать, что мы сравниваем результаты разных исследований, проведенных с интервалом в несколько лет и на разных категориях молодежи. Но, во-первых, по данным республиканской выборки, различии между возрастными категориями почти нет, а, во-вторых, за те несколько лет, которые прошли после проведения республиканского исследования образа жизни, вряд ли могла принципиально измениться структура жизненных ценностей людей.

Поэтому можно предполагать, что среди жизненных ценностей старшеклассников познание и творчество занимают менее существенное место, чем в жизненных планах и притязаниях, связанных преимущественно с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированным умственным трудом.

Суть данного противоречия, на наш взгляд, состоит в том, что формирование жизненных целей и планов молодежи происходит в определенном отрыве от тех ценностных ориентации, которые соответствуют их истинным потребностям, способностям, интересам.

Несколько иная ситуация с ориентацией на труд и работу, которая является одной из ценностных доминант, выявленных в исследовании образа жизни населения республики. В данном случае кодирование ответов респондентов осуществлялось по следующим позициям: иметь интересную, любимую работу, работу по душе, работать в меру сил, честно, добросовестно трудиться; иметь возможность для продвижения по службе; иметь хорошие условия труда и т. п. Нетрудно заметить, что речь в данном случае идет о работе и труде, соответствующих интересам и склонностям человека независимо от того, какое именно профессиональное поприще избирает он для себя. В предыдущих главах было показано, что в сфере трудовой деятельности жизненная перспектива старшеклассников достаточно реалистична, тогда как в сфере образования была зафиксирована определенная неадекватность планов и притязаний. В частности, это проявилось в их несогласованности с актуальной жизненной ситуацией, в преимущественном выборе профессий высококвалифицированного умственного труда, требующих высшего образования. Но ведь ориентация на высокий уровень образования не может не соотноситься с ценностями познания и творчества. В противном случае образование станет пустой формальностью, не нужной ни обществу, ни, в конечном счете, самому человеку.

Создается впечатление, что при выборе профессии и соответственно места учебы значительная часть молодежи руководствуется, в первую очередь, не теми ценностными ориентациями, которые "сообразны их природе", а некоторыми стереотипами массового сознания. Эти стереотипы привлекательны для молодежи в силу их безусловной положительной социальной окрашенности, поддержки общественными институтами - школой, средствами массовой информации, искусством. Но, в отличие от таких ценностей, как добросовестный труд, работа по душе, которые могут быть реализованы любым человеком при условии что он будет трудолюбивым и добросовестным работником, высокий уровень образования и творчество требуют определенных познавательных и творческих способностей интереса к познанию как к процессу. Поэтому, по-видимому' среди жизненных ценностей хорошая работа фигурирует значительно чаще, чем познание и творчество. Любопытны в связи с этим данные, полученные при опросе старшеклассников Киевской области. В анкете, подготовленной для этого исследования, содержится вопрос о том, как воспринимается школьниками течение времени в процессе общения с друзьями, на занятиях по труду, профессиональном, обучении, а также на уроках по общеобразовательным дисциплинам. Известно, что при наличии интереса к деятельности течение времени воспринимается ускоренным по сравнению с ситуациями, которые не вызывают заинтересованности. Оказалось, что при общении с друзьями у 81% респондентов время течет быстро, они не замечают, как оно проходит. Это вполне естественно, учитывая то значение, которое для подростков и юношей имеет общение со сверстниками. На занятиях по труду 42 % школьников, отмечают ускоренное течение времени, они не замечают, как проходят занятия. И только для 16 % старшеклассников время течет быстро на уроках по общеобразовательным дисциплинам (все различия значимы на уровне 1 %).

Итак, повышенный интерес к труду, профессиональной подготовке встречается у школьников значительно чаще чем к процессу учебы, приобретению абстрактных знаний. Это еще одно косвенное свидетельство недостаточно развитой ориентации на познание как самостоятельную жизненную ценность.

Здесь можно, разумеется, говорить и о том, что школа не использует в полной мере свои возможности по формированию соответствующих интересов. Но какими бы ни были причины этого, обнаруженный факт говорит сам за себя. В настоящее время вполне обоснованно можно утверждать, что существует противоречие в структуре жизненной перспективы, которое обусловлено несогласованностью ценностных ориентации на познание и творчество с жизненными целями и планами в сфере образования и соответственно выбора профессии. Данное противоречие может быть разрешено двумя путями: формированием соответствующих ценностных ориентации или согласованием жизценных притязаний с реальными ориентациями, представленными в сознании молодежи прежде всего ориентациями на добросовестный труд, материальное благополучие и семью.

Первый путь требует создания объективных условий для повышения интереса молодежи к познанию и творчеству, что предусмотрено школьной реформой. Но еще далеко не в полной мере реализуется на практике.

Второй путь связан с формированием единства профессиональной и жизненной перспективы в ситуации выбора профессии. Решение этой задачи требует изучения противоречий в структуре ценностных ориентации, которые могут выступать негативным фактором профессионального самоопределения, поиска механизмов формирования согласованной жизненной перспективы молодежи.

В третьей главе была сформулирована гипотеза о влиянии типов ценностно-ориентацнонных структур личности на ее профессиональное самоопределение. Были выделены три основных типа: непротиворечивый, внепрофессиональный, противоречивый. Последние два рассматривались как менее благоприятный фактор формирования жизненной перспективы и эффективности профессиональной деятельности, чем непротиворечивый тип ценностных ориентации. Принадлежность личности к тому или иному типу определялась сочетанием доминирующих ценностных ориентации, для" фиксации которых применялась специальная процедура, описанная в третьей главе. Проверка гипотезы потребовала сопоставления данных, полученных при опросе не только старшеклассников, но и людей более зрелого возраста, имеющих различный стаж профессиональной деятельности (было опрошено более 700 чел. в одном из городов Киевской области). Рассмотрим в связи с этим распределение респондентов по типам ценностных ориентации (табл. 23).

Таблица 23. Распределение различных групп респондентов по типам ценностных ориентации, %                                                                                                                                                                                 

Тип ценностных ориентации

Старшеклассники

 

Молодые

учителя

 

Работающие

8 класс   10 класс
Непротиворечивый Противоречивый Внепрофессиональный 52,9 34,3 12,8 51,9 36,4 11,7 48,0 32,6 19,4 44,2 35,1 20,7

Привлекает внимание тот факт, что у работающих не только снижается удельный вес непротиворечивых ориентации (по сравнению со школьниками) за счет увеличения доли внепрофессиональных ориентации. На первый взгляд, эти данные кажутся парадоксальными, поскольку естественно предполагать, что конкретный выбор профессии и опыт работы по специальности должны приводить к гармонизации структуры ценностных ориентации, к формированию у человека более четкой профессиональной направленности, к согласованию профессиональной и жизненной перспективы. Однако этого не происходит. Так среди опрошенных в возрасте до 30 лет доля лиц с противоречивым типом ориентации составляла 28 %, а в старшей возрастной группе -38 % (различия значимы на уровне 5%)*. Внепрофессиональный тип у молодых учителей встречается даже чаще, чем у школьников. Следовательно, проблема профессиональной направленности личности с возрастом не только не снимается, но в определенной мере обостряется. Чем же объясняется эта тенденция, каковы ее причины? На наш взгляд, их следует искать в динамике жизненного пути личности, в социальных и психологических особенностях различных возрастных этапов.

С: возрастом у человека появляется не только профессиональный опыт и мастерство, но и немало серьезных жизненных проблем и забот, связанных с семьей, бытом, состоянием здоровья, общением, которые могут приобретать высокую ценность и во многом конкурировать с ценностями профессиональной деятельности. Так, например, выбирая в юности профессию по призванию, человек мог и не ориентироваться на высокую зарплату или избыток свободного времени, тогда как эти ценности могут быть значимы для членов его семьи, с чем в зрелом возрасте он не может не считаться.

Сущность ценностного конфликта в данном случае заключается в том, что профессия выбирается, как правило, в возрасте, когда большинство реальных жизненных трудностей не учитывается при принятии решения о будущей профессии. В дальнейшем происходит расширение круга социальных ролей, появляются новые ценности, которые могут вступать в конкуренцию с "юношеским" ценностным стереотипом, и казавшаяся ранее привлекательной профессия начнет утрачивать первоначальный "романтический ореол", поскольку противоречивые и внепрофессиональные ценностные ориентации не могут быть реализованы в рамках конкретной профессиональной деятельности. Не случайно, с ростом стажа работы на предприятии или в учреждении доля противоречивого типа ориентации возрастает с 33 % (при стаже до 5 лет) до 42 % (при стаже свыше 10 лет).

___________________

* Далее в тексте различия анализируются при 5 % уровне значимости

Разумеется, один только факт распространенности противоречивых и внепрофессиональных ориентации не может быть достаточным основанием для доказательства гипотезы об их отрицательном воздействии на профессиональное самоопределение личности. В связи с этим остановимся подробнее на материалах исследований, характеризующих группы респондентов с различными типами ценностных ориентации. Так, среди работающих, которые всегда выполняют производственные задания в полном объеме и не допускают срывов, 38 % респондентов с непротиворечивыми, 33 % с противоречивыми и 26 % с внепрофессиональными типами ценностных ориентации. Хотя различия статистически значимы только между крайними группами, общая тенденция весьма наглядно свидетельствует о зависимости производственных показателей от структуры ценностных ориентации. Но как при этих показателях люди с различным типом ценностных ориентации чувствуют себя на рабочем месте? Удовлетворены своим физическим состоянием к концу рабочего дня 48 % респондентов с противоречивым и 56 % - с непротиворечивым и внепро-фессиональным типами ориентации. Размером заработной платы удовлетворены 30 % с противоречивым типом, 40 % с непротиворечивым и 41 % с внепрофессиональным типами ориентации. По этим данным можно судить о некоторых различиях между работниками с указанными типами ориентации. Худшие производственные показатели при внепрофессиональном типе сочетаются с таким же уровнем удовлетворенности, как при непротиворечивом типе. Противоречивость ценностных ориентации прежде всего сказывается на ухудшении самочувствия и удовлетворенности зарплатой в сравнении с двумя другими типами.

Вспомним теперь, что противоречивость ценностных ориентации характеризуется доминированием в сознании человека конкурирующих ценностей, что, по-видимому, и является фактором неудовлетворенности своим положением на производстве. Внепрофессиональная направленность обусловливает, с одной стороны, более низкие трудовые показатели, а с другой, - более высокую удовлетворенность, поскольку притязания в профессиональной сфере невысоки, а потребности в других сферах жизни могут быть удовлетворены и без значительного напряжения сил на производстве. Даже низкие производственные показатели не сказываются на удовлетворенности своей работой респондентов, принадлежащих к данному типу ориентации. Удовлетворенных среди них - 71 %, столько же среди относящихся к непротиворечивому типу, и только 57 % удовлетворенных работой среди лиц с противоречивым типом. Приведенные данные свидетельствуют о том, что непротиворечивый тип ценностных ориентации может рассматриваться как один из факторов, благоприятствующих повышению профессиональной активности личности. Но мы видели и то, что его удельный вес с возрастом несколько снижается, т. е. "естественные", стихийные процессы, характеризующие профессиональный путь личности, не способствуют усилению ее профессиональной направленности. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании устойчивой профессиональной направленности, непротиворечивых ценностных ориентации в юношеском возрасте, когда, как известно, происходит становление основных ценностных структур личности.

Уже в этом возрасте тип ценностных ориентации во многом определяет особенности профессионального самоопределения. Так, окончательное решение о выборе будущей профессии приняли 49% десятиклассников с непротиворечивым, 42 % с противоречивым и 34 % с внепрофессиональным типом ориентации. Уровень профессиональных притязаний также существенно связан с типом ориентации (табл. 24).

Таблица 24. Будущая должность в жизненных планах десятиклассников с различным типом ценностных ориентации, %

Тип ценностных ориентаций

Будущая должность

рядовой работник руководитель небольшого коллектива (бригадир, зав. группой и т.д.) руководитель крупного подразделения на предприятии, в учреждении руководитель предприятия, учреждения, института руководитель более высоких звеньев управления не ответили
Непротиворечивый Противоречивый Внепрофессиональный 9,9 12,9 21,9 39,0 49,8 60,3 31,3 23,6 15,1 10,5 6,2 2,7 6,8 5,8 0,0 2,5 1,8 0,0

По данным таблицы можно судить о том, что распределение ответов десятиклассников на вопрос о будущей должности, с которой они связывают вершину своей профессиональной карьеры, различается (χ2=37,1) по типам ценностных ориентации. Различия проявляются прежде всего в том, что при внепрофессиональной направленности притязания невысоки. Это можно было бы считать реализмом, если бы не 60 % ориентированных на должность руководителя небольшого коллектива, которая привлекает и половину респондентов с противоречивым типом ориентации. Высокие должности, требующие повышенной ответственности, больше привлекают старшеклассников с непротиворечивым типом. Соответственно распределяются и размеры ожидаемой заработной платы (непротиворечивый тип-220 руб., противоречивый - 202, внепрофессиональный - 195 руб.). Таким образом, можно утверждать, что при непротиворечивом типе ориентации формируются более высокие притязания, чем при двух других. Само по себе это не дает оснований утверждать, что первый тип предпочтительнее. Не исключено ведь, что завышенные притязания могут стать источником разочарования в будущем, тогда как умеренность притязаний позволит лучше приспособиться к реальным жизненным и профессиональным ситуациям. Так ли это? В нашей анкете был предусмотрен вопрос, фиксирующий преобладание у респондентов внешнего или внутреннего локуса контроля. В социально-психологических исследованиях показано, что внутренний контроль характерен для людей, возлагающих ответственность за происходящее на самих себя, а не на внешние обстоятельства; они, как правило, более настойчивы в реализации поставленных целей, активнее противостоят жизненным трудностям, имеют более высокий профессиональный статус, больше зарабатывают, более удовлетворены работой [Муздыбаев, 1983, 72-85]. В связи с этим представляет большой интерес распределение респондентов с внутренним контролем по типам ценностных ориентации. Здесь явное предпочтение у непротиворечивого типа - 58 % его представителей имеют внутренний локус контроля, противоречивый тип - 47, внепрофессиональный - 41 %.

Следовательно, высокие притязания в данном случае подкрепляются определенными личностными качествами. Они подкрепляются также большей готовностью к самоотдаче в профессиональной деятельности, готовностью идти на определенные жертвы для досгижения поставленных целей. Об этом убедительно свидетельствуют данные, приведенные в табл. 25.

Таблица 25. Готовность десятиклассников с различными типами ценностных ориентации жертвовать своим свободным временем, отдыхом, досугом для осуществления жизненных целей, %

Степень готовности

Типы ценностных ориентации

непротиворечивый противоречивый внепрофессиональный  
Согласен Трудно сказать Не согласен 48,4 29,2 22,3 28,8 44,5 26,7 12,3 52,1 35,6

Аналогичные данные были получены относительно готовности старшеклассников выполнять в будущем работу, требующую частой перемены места жительства, высокой ответственности, риска для жизни, неблагоприятных условий труда. Следовательно, непротиворечивый тип ценностных ориента-.jym_ ха р актер нзует. л и ч -ность с наиболее высоким уровнем профессионального сознания, в котором ближайшая профессиональная перспектива сравнительно теснее связана с отдаленными жизненными планами и ожиданиями, а более высокий уровень профессиональных притязаний подкреплен соответствующими трудовыми установками. Исходя из этого, можно утверждать, что гипотеза--о"'формировании непротиворечивого типа ценностных ориентации как факторе согласования профессиональной и жизненной перспективы личности нашла подтверждение в проведенных нами исследованиях. Данный тип ценностных ориентации характеризуется внутренней согласованностью, •единством целей и средств их осуществления в профессиональной и других сферах жизнедеятельности человека. Его формирование является конкретным направлением в реализации принципа единства профессиональной и жизненной перспективы личности в системе профориентационной работы с молодежью.

Практическим воплощением этого принципа должна стать переориентация профессиональной информации и пропаганды с "чисто профессиональных" проблем, связанных с выбором профессии и трудовой адаптацией, на широкий спектр жизненных проблем, обусловленных включением человека в самостоятельную трудовую жизнь. При этом должны учитываться не только ближайшие, конъюнктурные проблемы профессионального самоопределения, но и отдаленные его последствия на различных этапах трудового и жизненного пути.

 

 


С. 126 - 137

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: