Шаг 1. Строится иерархическое представление задачи, показанное на рисунке 2, с тремя уровнями цель – критерии – альтернативы.
Рисунок 2 - Иерархическая схема проблемы выбора типа заведения
Шаг 2. Оценки важности критериев занесены в матрицу сравнений, показанной на таблице 1.
Критерии | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 |
К1 | 1 | 1/5 | 1/3 | 1/9 | 1/7 |
К2 | 5 | 1 | 3 | 1/3 | 1/3 |
К3 | 3 | 1/3 | 1 | 1/5 | 1/5 |
К4 | 9 | 3 | 5 | 1 | 2 |
К5 | 7 | 3 | 5 | 1/2 | 1 |
Таблица 1 – Матрица сравнений для критериев
В данном этапе учитывается мнение совета директоров сети ресторанов о важности критериев.
По алгоритму Саати цены критериев среднегеометрических строк матрицы и их сумма следующие (размерность матрицы N = 5):
Веса критериев:
V2 = 0,10016097115682359852028537830617
0,028891423523472989854685568978872
0,31632635574914289909001142514587
Таблица 1 позволяет рассчитать коэффициенты важности соответствующих элементов иерархического уровня.
Шаг 3. На нижнем уровне иерархической схемы сравниваются заданные альтернативы (типы заведений) по каждому критерию отдельно.
|
|
При попарных сравнениях в распоряжение ЛПР дается шкала словесных определений уровня важности, причем каждому определению ставится в соответствие число:
a) 1 - равная важность,
b) 3 - умеренное превосходство,
c) 5 -существенное или сильное превосходство.
Размерность данной матрицы сравнений для альтернатив равна N = 3.
Матрица сравнений для альтернатив, собственный вектор и вес альтернативы по каждому вектору занесены в таблицу 2.
По критерию К1 | ||||||
Альтернатива | X1 | X4 | X5 | Собственный вектор | Сумма | Вес |
X1 | 1 | 3 | 5 | 2,466 |
3,871 | 0,637 |
X4 | 1/3 | 1 | 3 | 1 | 0, 258 | |
X5 | 1/5 | 1/3 | 1 | 0,405 | 0,105 | |
По критерию К2 | ||||||
Альтернатива | X1 | X4 | X5 | Собственный вектор | Сумма | Вес |
X1 | 1 | 1/5 | 1/5 | 0,342 |
3,762 | 0,092 |
X4 | 5 | 1 | 1 | 1,710 | 0,454 | |
X5 | 5 | 1 | 1 | 1,710 | 0,454 | |
По критерию К3 | ||||||
Альтернатива | X1 | X4 | X5 | Собственный вектор | Сумма | Вес |
X1 | 1 | 3 | 1 | 1,442 |
3,364 | 0,429 |
X4 | 1/3 | 1 | 1/3 | 0,480 | 0,142 | |
X5 | 1 | 3 | 1 | 1,442 | 0,429 | |
По критерию К4 | ||||||
Альтернатива | X1 | X4 | X5 | Собственный вектор | Сумма | Вес |
X1 | 1 | 5 | 5 | 2,924 |
4,094 | 0,714 |
X4 | 1/5 | 1 | 1 | 0,585 | 0,143 | |
X5 | 1/5 | 1 | 1 | 0,585 | 0,143 | |
По критерию К5 | ||||||
Альтернатива | X1 | X4 | X5 | Собственный вектор | Вес | |
X1 | 1 | 1/3 | 1/5 | 0,405 |
3,871 | 0,105 |
X4 | 3 | 1 | 1/3 | 1 | 0, 258 | |
X5 | 5 | 3 | 1 | 2,466 | 0,637 |
Таблица 2 – Матрица сравнений для альтернатив
Шаг 4. Обработка экспертных оценок заключается в нахождении глобальных приоритетов всех элементов задачи, представляющие собой обобщенные оценки важности элементов. Глобальные приоритеты элемента второго уровня равен локальным приоритетам.
Глобальные приоритеты критериев следующие:
;
V2 = 0,10016097115682359852028537830617;
|
|
0,028891423523472989854685568978872;
;
0,31632635574914289909001142514587.
Глобальные приоритеты альтернатив равны сумме локальных приоритетов альтернатив, умноженных на глобальный приоритет соответствующего критерия:
GX1 = 0,33535;
GX4 = 0,21133;
GX5 = 0,45328.
Чем больше глобальный приоритет, тем лучше альтернатива с учетом всех критериев и их важности (GX5 > GX1 > GX4).
Шаг 5. Наилучшим (оптимальным) типом заведения для открытия и расширения сети ресторанов является суши-ресторан Мацумото, несколько худшим - суши-бар Осака, далее по оптимальности - бар-кафе Дежавю, а остальные считаются бесперспективными по принципу множества Эджворта-Парето.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как в жизни отдельного человека, так и в повседневной деятельности организаций принятие решений является важнейшим этапом, который определяет их будущее. Для подавляющего большинства человеческих решений нельзя точно рассчитать и оценить последствия. Можно лишь предполагать, что определенный вариант решения приведет к наилучшему результату. Однако такое предположение может оказаться ошибочным, потому что никто не может заглянуть в будущее и знать все наверняка. Поэтому человеческие решения являются исключительно важным для практики и интересным для науки объектом исследования. Уступая компьютеру в скорости и точности вычислений, человек тем не менее обладает уникальным умением быстро оценивать обстановку, выделять главное и отбрасывать второстепенное, соизмерять противоречивые оценки, восполнять неопределенность своими догадками.
В сфере бизнеса для любой организации, фирмы, компании важно не только сохранить свои позиции на рынке, но и по возможности расширить их границы.
В данном курсовом проекте проведен анализ крупной сети ресторанов ООО «Цитадель 2004», которая поставила перед собой задачу выбора открытия оптимального типа заведения для развития сети и увеличения доли рынка. Данная задача носила многокритериальный, дискретный и слабоструктурированный характер. Проведен анализ методов для ее решения, больше всех подходил традиционный метод анализа иерархий из класса методов попарных сравнений, который позволил учесть мнение совета директоров сети о важности критериев. МАИ был применен к несравнимым альтернативам, входившим во множество Эджворта-Парето. Таким образом, была выявлена наилучшая альтернатива и установлен порядок оптимальности перспективных альтернатив для расширения сети.