Глава 1. Информационная проблема: истоки и перспективы

Раздел I. Государственная информационная политика: цели и принципы формирования

Глава 1. Информационная проблема: истоки и перспективы

Доминирующим фактором современного этапа развития цивилизации является феномен, который часто называют “информационной революцией”. Закономерность возникновения этого явления была предсказана еще в середине XX века учеными-кибернетиками и, в первую очередь, американскими идеологами информатизации Н.Винером и Д.Беллом. Информационная революция - результат двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Информация - уникальный ресурс, создаваемый самим обществом в процессе его жизнедеятельности. Было сделано много попыток дать общее определение информации, но ни одна из них не привела к результату, с которым бы согласились все. Понятие “информация” относится к числу таких общефилософских категорий, как пространство, время, движение, энергия. На наш взгляд, наиболее удачно определил информацию Н.Винер: “Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде”.

Особенность информационных ресурсов состоит в том, что, несмотря на непрерывно возрастающее их использование, происходит постоянное их накопление в увеличивающихся объемах. Именно это стимулирует развитие и совершенствование технологии эксплуатации информационных ресурсов - технологий накопления и распространения информации, которые принято называть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Технологии накопления и распространения информации развивались по мере развития человеческого общества. На рубеже первого и второго веков (указывают различные даты - 95, 105 и 153 годы) в Китае Чай Лунем была изобретена бумага, которая на многие столетия стала основным материальным носителем информации. Важнейшим шагом стало изобретение книгопечатания с использованием наборных литер сначала в XI веке в Китае, а затем в XV веке и в Западной Европе (условной официальной датой начала европейского книгопечатания с наборных металлических литер, изобретенного И.Гуттенбергом, считается 1440 год). К концу XIX века происходит качественный сдвиг, обусловленный изобретением технологии записи изображений (фотографии-дагеротипии во Франции Л.Дагером в 1839 году), технологии записи и воспроизведения звука (фонографа в США Т.Эдисоном в 1877 году), новых технологий распространения звуковой информации (телефона в США А.Беллом в 1878 году, радио в России А.Поповым в 1895 году и в Италии Г.Маркони в 1897 году), а также кинематографа во Франции братьями Люмьер в 1895 году. В XX веке развитие ИКТ резко ускоряется, создаются принципиально новые технологии (телевидение, электронно-вычислительная техника, спутниковые и оптоволоконные системы связи и т.д.). Но, конечно, самым существенным является то, что десятилетие, прошедшее с момента создания персональных компьютеров и начала их массового производства в 1977 году, завершилось революционным скачком в компьютерной технологии, определившим новую стратегию развития информационных систем. К концу века на основе конвергенции различных технологий и систем накопления и распространения данных, аудио и видео информации формируются условия для качественно нового этапа в развитии ИКТ и в целом всей информационной сферы, которая постепенно становится доминирующей в развитии человеческой цивилизации.

Информационные процессы уже сегодня являются важнейшей, неотъемлемой составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности любого общества и государства. Современные экономические, социальные и политические технологии обязательно включают ИКТ как одну из основных компонент. При этом ИКТ, как правило, реализуют наиболее существенные, “интеллектуальные” функции этих технологий. Характерными примерами являются он-лайновые сети массовой коммуникации, банковские информационно-коммуникационные системы, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы управления технологическими и производственными процессами и т.п.

Информационные процессы и ИКТ играют определяющую роль в обеспечении взаимодействия между людьми, различными социальными стратами и общественными структурами, между гражданским обществом и властью, включая сферу подготовки и распространения массовой информации. Именно информационная революция обуславливает тот факт, что понятие "средства массовой информации" постепенно уступает место новому понятию "средства массовой коммуникации", которое объединяет традиционные СМИ – печатные, звуковые, телевизионные (эфирное, кабельное, спутниковое вещание) и компьютерные системы передачи массовой информации по телекоммуникационным сетям. Уже сегодня информация, циркулирующая в глобальной сети Интернет, превышает все имеющиеся ресурсы традиционных СМИ. В индустриально развитых странах через компьютерные сети человек имеет возможность получить существенно больше информации, чем через традиционные СМИ. Поэтому развитие СМИ, процессов информатизации, развитие компьютерных информационных систем и сетей массовых коммуникаций уже сегодня необходимо рассматривать в неразрывном единстве.

В дополнение к ставшим уже традиционными средствам связи таким, как телефон, телеграф, радио в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды телематической связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как создают удобства и снимают многие технологические, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами интеграции мирового сообщества, интенсивным расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным свободным перемещением по планете.

Сегодня информационные процессы и технологии занимают центральное место в процессе “интеллектуализации” общества, развития образования, науки и культуры. Информационные технологии играют ключевую роль в процессах получения и накопления новых знаний. При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной наук, которые предоставляют современные информационные технологии. В первую очередь здесь необходимо отметить методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие ученому проводить своего рода ”вычислительный эксперимент”. При этом условия эксперимента могут быть выбраны такими, которые зачастую не могут быть практически осуществлены в условиях натурного эксперимента из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментаторов (и не только для экспериментаторов). Второе перспективное направление представляют методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решение плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными. Третье перспективное направление представляют так называемые когнитивные компьютерные методы моделирования.

Принципиально важное для современного этапа развития общества значение информационных и коммуникационных технологий заключается в том, что их использование может существенно содействовать решению глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления кризисных явлений. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных техногенных аварий, представляющих повышенную опасность для общества.

Информационные и коммуникационные технологии стали важнейшим средством повышения эффективности управления, практически, во всех сферах человеческой деятельности. В индустриально развитых странах пришли к осознанию того, что ИКТ перестали выполнять просто вспомогательные функции в деятельности компаний и органов государственной власти и местного самоуправления, а стали их необходимым элементом. От их развития зависит способность различных организационных структур решать свои задачи: повышать конкурентоспособность – для коммерческих структур, более эффективно удовлетворять потребности общества - для систем органов государственной власти и местного самоуправления.

Оптимизация информационных процессов и совершенствование ИКТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что актуализация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов - сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

Таким образом, тенденции развития информационной сферы, которые несомненно сохранятся, показывают, что основной вектор развития мировой цивилизации лежит именно в этой сфере и результатом происходящей в конце XX века информационной революции станет новый тип демократического общества - информационное общество. При этом, в ближайшие годы информационное общество для одних стран станет реальностью, а для других - ориентиром развития.

Термин “информационное общество” занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним они связывают будущее своих стран. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации президента США (“национальная информационная инфраструктура”), Совета Европы (“информационное общество”), Канады, Великобритании (“информационная магистраль”). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.

Переживаемый исторический период - период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости. Смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к проблемам демократии и равенства. Увеличит ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и старшим поколениями, теми, кто может и умеет использовать современные информационные и коммуникационные технологии, и теми, кто с ними не знаком? Наиболее существенной угрозой периода перехода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИКТ, и не обладающих такими навыками. Пока ИКТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Ибо новые информационные и коммуникационные технологии позволяют: расширить права граждан путем предоставления доступа к разнообразной информации; расширить возможности граждан участвовать в процессе принятия политических решений и контролировать деятельность государственной власти; предоставить возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять; обеспечить защиту частной жизни и т.д. Однако, эти потенциальные возможности и преимущества ИКТ не станут реальностью сами по себе. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на государственную власть ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур.

Еще в 1986 году I.R.Beniger предложил пятисекторную модель информационного общества (The control revolution: Technological and economical origins of information society – Cambridge (Massachusetts); L. 1986. – XI, 493 р.). Первый сектор представляет собой извлечение материи из окружения для продуцирования энергии. Второй сектор является синтезом материи и энергии в более организованных формах. Третий сектор включает инфраструктуру распределения материи и энергии в системе, а четвертый - параллельную инфраструктуру для сбора, обработки и распределения информации, необходимой всем живым системам для контроля за материальными потоками. Наконец, пятый сектор - это социальное программирование и коллективное или репрезентативное принятие решений для осуществления контроля. Четвертый и пятый секторы - информационные.

Интенсивное развитие информационной сферы, включая развитие и совершенствование ИКТ, заставляет все развитые страны трансформироваться в направлении такой пятисекторной модели. При этом, по крайней мере, в этих странах, в полной мере осознано, что информация является национальным ресурсом, сохранение, развитие и рациональное использование которого является задачей государственного значения. Таким образом, на современном этапе развития особое значение приобретает политика государства, направленная на решение задачи перехода к информационному обществу и оптимального использования национальных информационных ресурсов.

Современная информационная индустрия развивается под воздействием комплекса взаимосвязанных факторов, среди которых: быстрая смена информационных и коммуникационных технологий, “цифровизация” информации; изменения в законодательстве, регулирующем целые отрасли информационной индустрии; перемещение капиталов в эту сферу, как наиболее доходную; чрезвычайно высокая конкуренция среди ведущих производителей, их объединение; формирование транснациональных информационных “империй”.

Все наиболее экономически развитые страны уже поняли насущную необходимость целенаправленного государственного регулирования информационной сферы и принимают необходимые законодательные акты, перестраивают деятельность органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной политики. Исторически так сложилось, что в различных странах такую политику осуществляют разные государственные органы, но ее направленность и принципы во многом совпадают.

Основным условием реализации государственной информационной политики является законодательная база. Страны достигли разного уровня развития и подписали разные международные договоры, которые обязывают их придерживаться определенной правовой политики. В разных странах принято в области информации, информатизации и средств связи развивать нормативы, включающие:

· доступ к информации;

· юридическую защиту авторских и смежных прав вообще и прав на компьютерные программы и базы данных;

· защиту персональной информации;

· процессуальное законодательство;

· юридическую силу и применение электронного, компьютерного и телематического документа;

· электронные контракты и электронный обмен данными;

· борьбу с компьютерными преступлениями;

· законодательство о телекоммуникациях (с либеральной тенденцией).

Бурное развитие информационной сферы неизбежно оказывает влияние и на формирование внутренней политики государства, приводит к необходимости постоянного переопределения и приспособления существующих государственных и общественных институтов к возникающим инновациям.

Важнейшим аспектом информационной политики любого государства является регулирование рынка информационной продукции и услуг, включая влияние на технологический прогресс, инновационные и инвестиционные процессы, а также процессы приватизации в информационной сфере.

Важнейшим направлением государственного регулирования рынка информационной продукции и услуг является поощрение добросовестной конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей, предоставляющих информационные услуги. Государство должно законодательно запрещать создание картелей, которые полностью или в значительной мере контролировали бы информационный рынок. С другой стороны, необходимо помнить, что концентрация собственности способствует экономическому росту предприятий. Поэтому государственное регулирование этого рынка должно быть чрезвычайно сбалансированным.

Взаимопроникновение технологий приводит к объединению компаний, что вызывает возникновение новых фирм, которые начинают работать на еще не освоенных рынках – доступ в Интернет, поисковые программы для этой сети, программное обеспечение для телефонных компьютерных систем и другие новейшие ИКТ. Объединение различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях должно происходить обязательно с разрешения соответствующих государственных органов, которые определяют, не приведет ли объединение к возникновению монополии, которая устранит конкуренцию и, как следствие, со временем снизит качество и разнообразие услуг, приведет к росту цен.

Таким образом, государства, стремящиеся занимать полноправное место в мировом сообществе, должны разрабатывать и реализовывать эффективную национальную информационную политику и рассматривать ее как приоритетную задачу государственного управления по обеспечению перехода к новому типу демократического общества - информационному обществу.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: