Глава 4. Некоторые тенденции регулирования информационной сферы в современном мире

Создание единого информационного пространства признана одной из приоритетных проблем в наиболее развитых странах - США, Канаде, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии и Японии. Эти страны приступили к совместному решению задачи создания глобальной информационной инфраструктуры на базе следующих принципов:

· поддержка динамичной конкуренции.

· стимулирование частных инвестиций.

· установление гибких условий регулирования.

· обеспечение открытого доступа к сетям и универсального доступа к услугам.

· равенство возможностей для всех граждан.

· признание и учет различий, включая культурное и лингвистическое разнообразие.

· необходимость международного сотрудничества, особенно с менее развитыми странами.

Эти страны, считая, что информационное общество должно быть ориентировано на нужды граждан, обязались:

· стимулировать развитие универсальных услуг для обеспечения широкого круга возможностей для всех граждан;

· изучать влияние информационного общества на занятость;

· предоставлять богатства культуры всем гражданам через развитие многообразия;

· способствовать частному сектору в развитии информационных сетей и новых информационных услуг;

· обеспечивать необходимое обучение и образование;

· способствовать улучшению качества жизни (общественная поддержка, демонстрация возможностей гибкой и более качественной работы, улучшений в здравоохранении, образовательном досуге, городском развитии и большего участия инвалидов в жизни общества);

· стимулировать диалог в международных делах.

Страны этой группы подчеркивают необходимость достижения политических и технологических решений по защите личной тайны и персональных данных, увеличению информационной безопасности, защите поставщиков информации. Защита личной тайны и персональных данных наряду с сохранением плюрализма мнений играет значительную роль в возрастании доверия граждан к информационному обществу и, таким образом, способствует повышению их заинтересованности в его развитии. Только в условиях надежных гарантий информационной безопасности граждане и организации получат выгоду от информационной инфраструктуры. Общество и отдельные граждане должны быть защищены от ее криминального использования. Высокий уровень юридической и технической защиты информационной деятельности является одним из основных условий благоприятного инвестиционного климата, необходимого для развития информационного общества. Поэтому необходима признаваемая на международном уровне защита создателей и поставщиков информационной продукции, которая будет распространяться при помощи глобальной информационной инфраструктуры.

Эти страны совместно с Европейской Комиссией определили одиннадцать приоритетных проектов, имеющих международное значение и демонстрирующих потенциал информационного общества:

1. Глобальный перечень информации (электронно-доступный мультимедийный перечень информации, относящийся к национальным и международным проектам и исследованиям, связанным с развитием информационного общества).

2. Глобальное взаимодействие в развитии широкополосных сетей (организация международных связей между различными высокоскоростными сетями).

3. Межкультурное обучение и образование (инновационные подходы к изучению языков, особенно для студентов и представителей малого бизнеса).

4. Электронные библиотеки (распределенная коллекция знаний человечества, доступная большинству членов общества через сети).

5. Электронные музеи и галереи (мультимедийные коллекции).

6. Окружающая среда и естественные ресурсы (электронные информационные ресурсы, относящиеся к окружающей среде и природным ресурсам).

7. Глобальное управление чрезвычайными ситуациями (глобальная информационная сеть для управления ситуациями, связанными с чрезвычайными мерами и рисками).

8. Глобальные применения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении (телематические технологии в области медицины).

9. ”Электронное правительство” прямого доступа (использование новых информационных технологий для осуществления административной деятельности и электронного взаимодействия между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами).

10.Глобальный рынок для малого и среднего бизнеса (развитие среды открытого и свободного обмена информацией и предоставления глобальных торговых услуг в интересах малого и среднего бизнеса).

11.Морские информационные системы (повышение конкурентоспособности всех видов морской деятельности за счет развития информационных и телекоммуникационных технологий).

Указанные проекты первоначально будут инициированы группой наиболее развитых стран, но они являются открытыми для других участников. Чтобы стать ориентирами реальной политики, они должны продуцировать актуальные задачи практического плана. Опыт разработки различных концепций, связанных со стратегией информатизации, позволяет выделить три наиболее актуальные практические задачи:

1. Формирование и развитие информационной среды – создание системы распространения и использования информационных ресурсов, создание информационной инфраструктуры.

2. Совершенствование и развитие индустрии информационного обслуживания населения, системы информационного воздействия на общественное сознание, основу которой составляют средства массовой информации.

3. Создание правовых и организационных основ обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Придавая большое значение международному сотрудничеству в информационной сфере, развитые страны уделяют особое внимание национальной информационной политике, рассматривая ее как одно из приоритетных направлений совершенствования государственного управления. Так, проблема формирования национальной информационной политики стала насущной для США в 70-е годы. К этому времени стало очевидно, что решения в информационной сфере оказывают воздействия на проблемы, связанные с энергетикой, транспортом, занятостью, экономическим развитием, здравоохранением, образованием, международными отношениями и практически со всеми другими сферами деятельности правительства и частного сектора. Интенсивное развитие и внедрение новых информационных технологий и электронных средств связи привело к переструктурированию и реформе бизнеса, управления, социального и экономического взаимодействия в целом, заставило переосмыслить каждую идею, каждое действие, каждый институт, которые раньше считались непоколебимыми. Во второй половине 70-х годов президенту США был представлен доклад "Национальная информационная политика", в котором отмечалась всеобщность влияния информационной технологии на формирование внутренней и внешней политики государства.

В 90-х годах в США насчитывалось 3,3 тыс. коммерческих и правительственных баз данных; развивающаяся информационная технология стала одной из важнейших информационных проблем в различных сферах общественно значимой деятельности. По мнению федерального правительства именно эффективная работа информационных центров должна улучшить межотраслевой обмен информацией, ускорить внедрение новейших достижений вразличные отрасли экономики, повысить конкурентоспособность американских товаров. В последние десятилетия XX века на развитие информационной индустрии выделяются все возрастающие средства. Американские экономисты подчеркивают, что уровень развития общества во многом определяется плотностью сетей коммуникации и объемом передаваемой по ним информации, что информационные продукты и услуги все больше приобретают черты наиболее ходового товара. Быстрому развитию информационной индустрии способствует как возрастающий спрос на эти продукты и услуги, так и беспрецедентные темпы совершенствования вычислительной техники и средств связи. Поэтому основными принципами, которыми следует руководствоваться при принятии и проведении в жизнь правительственных решений, называют следующие:

· информация должна рассматриваться как национальный ресурс, требующий культивирования и защиты;

· информация является товаром, к которому потребитель должен иметь свободный доступ.

В соответствии с этими общими принципами деятельность федерального правительства США в области развития информационной сферы осуществляется по четырем главным направлениям:

· финансирование исследований и разработок по проблемам научно-технической информации;

· совершенствование работы федеральных органов информационной сферы;

· усиление правительственного регулирования информационных сетей;

· контроль использования и распространения информации в рамках федерального правительства.

Особую озабоченность правительство США проявляет по поводу обострения конкуренции на международных рынках информационной техники и технологии. В конце 90-х годов доля Соединенных Штатов на мировом рынке информационной продукции составляла примерно 82%, стран Европы примерно 11%, Японии примерно 2%. Поэтому в США уделяется особое внимание задаче сохранения мирового лидерства в области распространения информационной продукции и услуг.

Одним из важнейших событий для развития в США информационного общества и проведения национальной информационной политики стала программа администрации Клинтона - Гора по созданию Национальной информационной инфраструктуры (National Inform Infrastructure), содержащая намерение американской администрации оказать целенаправленную поддержку развитию структуры передовых средств коммуникации.

В докладе А.Гора дается разъяснение того, почему создание Национальной информационной инфраструктуры нуждается в новом фундаменте, и как сделать, чтобы технологические достижения оказались полезными для общества, предприятий, библиотек и других неправительственных учреждений. По этой причине, как следует из доклада, оставляя в стороне вопрос о физических компонентах этой инфраструктуры, ценность ее в значительной степени будет зависеть от качества таких элементов как:

· информация, которая может быть предложена в виде видеопрограмм, баз данных науки и бизнеса, изображений, звукозаписи, библиотек, архивов и других средств хранения информации;

· прикладные программы, которые должны давать пользователю широкие возможности доступа к информации, организации и адаптации в его интересах тех массивов информации, которые национальная информационная инфраструктура предоставит в распоряжение пользователя при помощи имеющихся у нее средств;

· сетевые стандарты и коды передачи, облегчающие межсетевые связи и операции, обеспечивающие конфиденциальность и безопасность передаваемой информации пользователя, а также безопасность и надежность систем в целом;

· персонал, особенно в частном секторе, который создает информацию, разрабатывает прикладные программы и оказывает информационные услуги, конструирует технические средства и обучает потенциальных пользователей, многие из которых будут работать продавцами, операторами и поставщиками услуг именно в частном секторе.

В докладе указано на необходимость реального "последовательного содействия со стороны общества как дополнения к действиям частного сектора, демонстрирующего другую, более высокую степень готовности к риску". В документе подчеркивается, что поставленная цель будет достигнута в том случае, если "при господствующей роли частного сектора в развитии национальной информационной инфраструктуры государственная администрация будет играть ведущую роль". Для этого администрация будет всемерно:

1. Стимулировать капиталовложения частного сектора посредством проведения соответствующей финансовой и законотворческой политики.

2. Расширять понятие универсального обслуживания таким образом, чтобы все средства информации были доступны всем пользователям и по разумным ценам. Принимая во внимание тот факт, что наличие информации эквивалентно расширению возможностей личности и расширению занятости, правительство должно стремиться обеспечивать всем гражданам доступ к средствам и потенциальным возможностям национальной информационной инфраструктуры для увеличения занятости населения в информационном обществе.

3. Стимулировать изобретения в области информационных технологий, касающихся новых сфер применения, широкомасштабные программы и правительственные фонды исследований в целях оказания помощи частному сектору в разработке и внедрении в практику технологий, а также в создании прикладных программ и услуг, максимально выявляющих их ценность для потребителя.

4. Обеспечивать бесперебойное, интерактивное и ориентированное на пользователя функционирование национальной информационной инфраструктуры; по мере того, как она будет превращаться в "сеть сетей", администрация должна будет разъяснять пользователям возможности беспрепятственной и эффективной передачи информации по этим сетям. Для того, чтобы расширить возможности этой интерактивной и в значительной степени направляемой потребителем инфраструктуры, администрации следует пересматривать те законодательные нормы и политические установки, которые превращаются в препятствия на пути разработки интерактивных прикладных программ.

5. Обеспечивать безопасность информации и надежность сетей. Национальная информационная инфраструктура должна быть надежной и безопасной, гарантируя конфиденциальность и/или частный характер деятельности потребителя. Усилия администрации также должны обеспечить поддержание надежности всей системы в целом, быстрое устранение причин отказа и, может быть, самое главное, достижение простоты ее использования.

6. Улучшать пользование спектром радиочастот, поскольку именно этот спектр постепенно становятся наиболее “узким местом” в развитии информационной инфраструктуры. Многие из ожидаемых качественных перемен станут следствием достижений в области технологий беспроводной связи. Однако при отсутствии достаточно широкого спектра возможность доступа к инфраструктуре в любой момент и из любой точки страны окажется ограниченной. Для того, чтобы недостаточная ширина спектра не препятствовала прогрессу национальной информационной инфраструктуры, правительство должно придавать самое серьезное значение необходимости упрощения процедуры использования радиочастотных средств связи.

7. Защищать права на интеллектуальную собственность. Администрация должна будет решить вопрос о том, как сделать более действенными национальные законы об авторском праве ("copyright”) и международные соглашения об интеллектуальной собственности с целью исключить в этой области пиратские действия и защитить интеллектуальную собственность.

8. Координировать свои действия с другими структурами исполнительной власти и с правительствами других стран. Учитывая тот факт, что для информации не существует государственных, региональных и национальных границ, координация действий имеет решающее значение для преодоления бессмысленных препятствий и своевременного отказа от политики, наносящей ущерб американской информационной сфере.

9. Предоставлять доступ к информации органам общественного управления и усовершенствовать практику закупок информационной и телекоммуникационной продукции и услуг. Администрации следует обеспечить федеральным органам, по согласованию с местными администрациями и администрациями штатов, возможность пользоваться национальной информационной инфраструктурой в целях расширения доступной для населения информации, причем так, чтобы самый широкий поток информации, которой располагают органы общественного управления, был легко доступен всем гражданам в равной степени. Федеральная стратегия закупок телекоммуникационного оборудования и услуг, а также информации должна разрабатываться таким образом, чтобы стимулировать технические разработки высокого уровня и создавать привлекательные условия для участия частного сектора в развитии национальной информационной инфраструктуры.

В докладе А.Гора подчеркивается: "Судьбы Соединенных Штатов Америки связаны с нашей информационной инфраструктурой. Этой инфраструктурой могут пользоваться все американцы, а не только ученые и инженеры. Наряду с предпринимателями заводские рабочие, учителя, государственные служащие и все американские граждане могут пользоваться этой технологией для того, чтобы: создавать рабочие места, способствовать расширению инфраструктуры и завоеванию американцами первенства в области технологий; предоставлять со стороны органов общественного управления более качественные и менее дорогостоящие услуги; подготовить наших детей к жизни в лихорадочном мире труда в XXI веке, построить более открытую и представительную демократию на всех уровнях администрации".

Информационная деятельность в США и их информационная политика свидетельствуют о следующем:

· В федеральном правительстве США и в частном секторе сложилось отношение к информации как к стратегическому национальному ресурсу.

· В настоящее время США являются крупнейшим в мире производителем информационной техники, технологии и услуг; усилиями федерального правительства и частных фирм сформирован развитый информационный рынок.

· Национальная информационная политика направлена на сохранение доминирующего положения США на перспективу за счет интенсивного развития всех областей информационной деятельности. Заметно стремление США к монополизации информационного рынка в западноевропейских странах и укреплению своих позиций в восточноевропейских странах, особенно в Венгрии, Чехии и Болгарии.

· В США существуют развитая сеть баз данных и сложившаяся структура центров анализа информации (500-600 центров), подготавливающих прогнозные, аналитические и справочные данные для федерального правительства, частного сектора и неправительственных учреждений.

· Решена задача автоматизации информационных процессов на всех уровнях. Созданы комплексные автоматизированные технологии ввода, обработки, хранения и поиска информации, выпуска изданий и т.д. Электронно-вычислительная техника и сети связи являются основой всех направлений информационной деятельности. Эти средства позволяют обслуживать большое число пользователей. Персональные компьютеры стали главным средством доступа в автоматизированные информационные системы. Формы, методы и виды информационного обслуживания многочисленны и постоянно совершенствуются. Экономически теледоступ оказался приемлемым благодаря, в частности, использованию сетей связи с пакетной коммутацией.

· Ведущие правительственные ведомства эффективно снабжаются необходимой информацией об исследованиях и разработках, по здравоохранению, сельскому хозяйству, занятости, внешней торговле, энергетическим ресурсам, преступности, законодательству и т.д. В конгрессе и обслуживающих его учреждениях созданы автоматизированные системы, обеспечивающие оперативное снабжение высших эшелонов власти необходимой информацией.

· Проводится активная национальная и международная политика по разработке стандартов в области информационной деятельности, в результате которой многие стандарты США приобрели международный статус.

· Основной стратегической целью информационной политики США признано создание национальной информационной инфрастуктуры; она должна связать в единое целое все информационное пространство страны и обеспечить в долговременной перспективе доминирующие положение США в мировом информационном пространстве и на мировом рынке информационной продукции и услуг.

 Выдвинутые администрацией США в докладе А.Гора инициативы обуславливают необходимость для европейских стран предпринимать энергичные действия для сохранения привилегированного положения на информационном рынке и обеспечения себе лидирующих позиций среди высоко развитых стран. Ответным шагом стал доклад комиссара Европейской комиссии Бангеманна “Европа и мировое информационное сообщество. Рекомендации Совету Европы”, включенный втак называемую Белую книгу Европейской комиссии “Рост, конкуренция, занятость, цели и пути в XXI век”. Рабочей группе, возглавляемой Бангеманном, было поручено провести соответствующие исследования, результатом которых и стал указанный доклад. В нем отмечены меры, которые следует предпринять европейским странам для того, чтобы воспользоваться социальными переменами, происходящими в результате интенсивного внедрения информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности. В этом документе настойчиво подчеркивается, что “страны, первыми вступившие в информационное сообщество, получат наибольшую выгоду, поскольку именно они будут устанавливать приоритеты, которым придется следовать остальным членам. И наоборот, странам, решившим ограничиться политикой приспособления или отдающим предпочтение вялым решениям, придется менее чем через десять лет столкнуться с кризисом инвестиций и трудностями в сфере занятости”.

После опубликования доклада в Европе вошли в употребление понятия “информационные автомагистрали” и “информационное сообщество”. Эти понятия отражают современные тенденции развития европейского сообщества на основе новых технологий передачи данных, изображения и звука по одной сети широкого диапазона; главной опорой нового общества становится совокупность социальных, экономических, политических и даже семейных разработок и опыта, широкие возможности использования которых открывает применение передовых информационных технологий.

Выделяемые в Белой Книге направления деятельности европейских стран основываются на принципах, сходных с американскими. Предлагаемый Европе план содержит следующие пять приоритетных направлений:

1. Расширение сферы использования информационных технологий.

2. Создание в Европе системы основных трансъевропейских информационно-коммуникационных услуг.

3. Продолжение внедрения единого регламентного кодекса.

4. Усиленная разработка новых технологий.

5. Увеличение технологической и промышленной эффективности.

Идея создания трансъевропейских сетей телекоммуникаций предусматривает разработку и внедрение четырех прикладных макропрограмм, рассматриваемых как фундаментальные:

· телетруд,

· телеинформация,

· телемедицина,

· телеадминистрация.

В Белой Книге определены условия, обеспечивающие развитие конкуренции и увеличение занятости, предполагаемые социальные перемены, а также информационные и коммуникационные технологии нового информационного сообщества. В то же время в этом документе содержатся предупреждения о поджидающей на пути перехода к единому информационному обществу опасностях и указывается на то, что “нельзя недооценивать риск возникновения культурной маргинализации или, говоря в общем, опасность формирования общества с двумя разными скоростями движения вследствие различного уровня квалификации его членов”. Авторы подчеркивают, что “в этом случае социальная ответственность ложится как на предпринимателей, так и на государство, так как возникают условия, порождающие заметное ускорение экономических и социальных перемен, и появляются новые, более гибкие формы занятости, которые часто нуждаются в новых формах социальной защиты”.

Проводимый в Белой книге анализ сделан с меньшим упором на рыночные изменения, но с большим прагматическим вниманием к социальным, политическим и экономическим последствиям формирования новых условий в информационном обществе. С учетом этих соображений авторы дают определение единого информационного пространства, описанного со всеми его компонентами, их взаимодействиями и широким спектром возможностей, предоставляемых всем гражданам, которые в состоянии ими воспользоваться. То, что авторы именуют “единым информационным пространством”, состоит в следующем:

· Информация преобразуется и хранится в электронном виде (базы данных, тексты и изображения, интерактивные компакт-диски и т.д.).

· Оборудование и программы предоставляются в распоряжение пользователя и позволяют обрабатывать получаемую информацию.

· Физические инфраструктуры включают надежные кабельные сети, радио- коммуникационные сети, спутники и т.д.

· Базовыми являются телекоммуникационные услуги, в особенности услуги электронной почты и передачи информационных архивов, интерактивные услуги по доступу к банкам данных и по обмену изображениями.

· Прикладные программы являются объектом хранения и передачи; они предлагают пользователям услуги, соответствующие именно их потребностям.

· Опытные пользователи осваивают не только прикладные программы, но главным образом возможности, которые предоставляются информационными и коммуникационными технологиями в условиях, необходимых для их оптимального использования.

Наибольшие усилия должны быть сосредоточены именно на прикладных программах в смысле их информационной структуры и легкости пользования ими. Именно посредством этих прикладных программ, их эффективности и условий их использования общее информационное пространство проявит свое социально-экономическое воздействие и будет способствовать расширению занятости.

Свою лепту в решение рассматриваемой проблемы должна внести представленная Комиссией Европейских сообществ в Европейский парламент и в Совет Европы долгосрочная программа стимулирования развития производства мультимедийных материалов и их использования в формирующемся информационном обществе. Главными идеями этого плана являются переход от печатных изданий к электронным и предоставление новых мультимедийных и интерактивных информационных услуг, рынок которых стремительно расширяется. В сообщении о программе говорится, что “концепция общества информации и экономики, взаимосвязанных на мировом уровне, в котором информационные и коммуникационные технологии играют решающую роль в преобразовании всех его аспектов, окончательно внесена в политическую повестку дня”. В этом документе также недвусмысленно указывается на то, что Европа сталкивается сегодня с определенными трудностями, которые требуют решительных мер:

· В Европе цены на телекоммуникационные услуги выше, чем в США и Японии; поэтому эти страны получают преимущество в конкурентной борьбе и могут захватить значительную часть рынка этих услуг.

· Современное положение Европы в области информатизации характеризуется как неудовлетворительное. Ни в одной из социальных сфер не отмечено реальное внедрение эффективного программного обеспечения.

· Разработка и распространение информационных продуктов и услуг стимулируются явно недостаточно, что ставит европейский рынок в уязвимое положение и обусловливает его отставание на несколько лет от рынков США и Японии. Все это осложняется необходимостью преодоления серьезных препятствий, среди которых выделяются лингвистические и культурные различия.

· Значительные и реально существующие различия между рынками программных продуктов в странах Европейского Союза. Это предопределяет наличие разнотипных региональных рынков и реальные трудности на пути к их объединению, не говоря уже о трудностях выхода за их пределы.

Распространенное выражение "Европа двух скоростей" сегодня можно скорее трактоваться как "Европа многих скоростей". Из-за технических, экономических и даже социально-политических проблем возникают серьезные препятствия для движения всей Европы по одной дороге. При этом отмечается, что существуют силы, интересы которых отличаются от общеевропейских и которые располагают возможностями и готовностью извлечь выгоду из сложившейся в Европе ситуации.

Именно этим обусловлена необходимость создания нормативного и технологического пространства, в котором стала бы возможна, в первую очередь, либерализация в сфере телекоммуникационных услуг и сетей, обеспечивающая снижение стоимости пользования, облегчения доступа к информационному оборудованию, структурированному по типам баз данных, и предоставление возможности работы с действительно интерактивной видео- и аудиоинформацией и данными. Это позволило бы каждому активному пользователю с учетом его конкретных возможностей постепенно приспособиться к новой форме работы и новой экономической структуре. Возникает также необходимость новой концепции регулирования информационной сферы и системы обучения с едиными, но гибкими целевыми установками, доступными и понятными любому желающему. Чтобы решить эти проблемы, прежде всего, необходимо адекватное унифицированное юридическое пространство, в котором интересы и права физических и юридических лиц были бы защищены до такой степени, что никто бы не опасался, даже теоретически, покушения на свободу собственности.

В Белой Книге указывается на то, что роль органов государственной власти должна быть четко определена. В первую очередь они обязаны отслеживать любые социальные противоречия, не допускать дискриминации, максимально сосредоточиться на вопросах занятости, внедрять системы образования и профессионального обучения и должным образом реагировать на культурные и этические противоречия в жизни общества, включая вопросы, связанные с охраной частной жизни.

При создании общеевропейского информационного пространства предполагается сосредоточить внимание на следующих основных направлениях:

· Распространение передового пользовательского опыта и разработка европейских прикладных программ на базе современных информационных и коммуникационных технологий. Это направление представляется фундаментальным, поскольку способствует возрождению европейского информационного рынка, росту конкуренции и занятости.

· Разработка и реализация таких юридических и политических норм, которые способствовали бы развитию частной инициативы, обеспечивая возможности конкурентной борьбы, ориентированной на достижение единой цели (наличие универсальных услуг и общеевропейских стандартов) в сочетании с индивидуальной заинтересованностью (защита информации о частной жизни, безопасность и т.д.).

· Развитие трансъевропейских базовых телекоммуникационных услуг как необходимого условия свободного движения информации.

· Внедрение специального обучения, обеспечивающего внедрение навыков интенсивного использования информации и удовлетворение потребностей производства информационной и коммуникационной продукции, технологии и услуг в квалифицированных кадрах.

· Удержание технологического преимущества и повышение эффективности европейской информационно-коммуникационной промышленности при условии приспособления прикладных программ к европейским особенностям, получения наибольшей выгоды от технологического прогресса и обеспечения максимально возможного влияния предлагаемых мер на увеличение занятости.

Сформулированные в докладе А.Гора и в Белой Книге цели имеют общую основу, но при детальном анализе выявляются и отличия. Они обусловлены прежде всего тем, что Европе необходимо “успеть запрыгнуть в вагон уходящего поезда”, а также некоторыми социальными, культурными и лингвистическими характеристиками, которые должны быть учтены при формировании информационного пространства.

Сравнение этих двух документов позволяет предположить, что США проводит в жизнь “наступательный план”, находясь, по всей видимости, в некоторых отношениях в привилегированном положении, в то время как в Европе рассматривается “оборонительный план”, направленный на сохранение своих нынешних позиций на международном рынке информационных и коммуникационных технологий. Это характерно даже для такой развитой страны Западной Европы, какой является ФРГ: принятый в ней подход к проблемам национальной информационной политики представляет самостоятельный интерес.

В ФРГ придается большое значение развитию информационных систем и служб. Здесь правомерно считают, что обеспечение информацией оказывает существенное влияние на развитие экономики и увеличение научно-технического потенциала страны, повышение ее роли в мировом производстве и международной торговле. При этом информацию рассматривают в качестве важного средства интеллектуального роста страны и развития ее культуры. Мероприятия по развитию информационных систем и информационного обслуживания получают поддержку федерального правительства и правительств земель ФРГ. При этом предпринимаются попытки сформулировать политику в области информации, определить цели и задачи в этой области на ближайшие годы, выработать конкретные мероприятия для решения этих задач. Особое внимание уделяется отношению между государственными органами и частным сектором экономики в накоплении и использовании информации.

Программы развития информационной индустрии ФРГ определяют взаимоотношения между правительственными органами и частными компаниями в организации информационных систем и использовании информации. В условиях рыночной экономики проблема сочетания интересов государства и частных компаний в области информации достаточно сложна. Государству предоставляется приоритет в организации информационных систем по научной, макроэкономической и другой информации общенационального значения, тогда как информация, относящаяся к сфере производства и продукции, сосредоточивается в промышленных компаниях.

В 1996 году был принят доклад федерального правительства ФРГ “Инфо 2000: Путь Германии к информационному обществу”. Доклад включает концепцию движения страны к информационному обществу и план действий. В этом документе сформулированы основные задачи федерального правительства ФРГ, которые и определяют национальную информационную политику страны, суть которой состоит в следующем:

1. Технологическое и экономическое преобразование в информационное общество должно быть использовано для того, чтобы модернизировать ФРГ и обеспечить в будущем ее привлекательность для инвесторов. Необходимо облегчить развитие новых рынков, рекламировать конкурентоспособность германской индустрии и создавать новые рабочие места. Дополнительный рост и возможности занятости, в частности, должны быть направлены на развитие малых и средних компаний.

2. Необходимо обеспечить тех, кто занят рыночной деятельностью, надежной правовой базой для нововведений и инвестиций. Кроме того, необходима большая активность предпринимательской деятельности на конкурентной основе. В этом ключевую роль должны играть продолжающаяся либерализация в области телекоммуникаций и разработка единых национальных законодательных правил для предоставления и использования новых информационных и коммуникационных услуг.

3. Интенсивный диалог в обществе и среде предпринимателей должен выявить препятствия на пути к информационному обществу, указать возможные пути их устранения и стимулировать принятие всеми заинтересованными сторонами необходимых для этого меры. Кроме того, ставится задача поднять уровень используемых технологий и снизить любой возможный риск.

4. Необходимо предоставить людям любого возраста и уровня образования равные возможности в использовании информационных и коммуникационных технологий, в получении социальной, культурной, политической и профессиональной информации.

5. Для государства очень важно противостоять любым попыткам создать общество, в котором одни могут использовать новые технологии, а другие не могут этого сделать. Это предполагает такую дружественную пользователю коммуникационную инфраструктуру, которая учитывала бы социальные и культурные аспекты. Все структуры системы образования, как государственные (федеральные, земельные, муниципальные), так и частные должны иметь играть существенную роль в процессе движения к информационному обществу.

6. Исследования и технологические разработки рассматриваются как существенные факторы формирования информационного общества. Поощрение исследований и разработок в области информационных технологий должно и будет осуществляться на самом высоком уровне. Основной упор будет сделан на новейшие базовые технологии, расширение их применения и сотрудничество между исследовательскими институтами, университетами и компаниями.

7. Создание современной надежно защищенной информационной инфраструктуры должно все больше становиться задачей частного сектора, который ориентирован на текущий и ожидаемый спрос. Конкуренция между инвесторами обеспечит технологический прогресс на пользу как производителю, так и потребителю.

8. Необходимо наиболее полно использовать возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, в сфере государственного управления, в бизнесе, в сфере общественных интересов, для охраны окружающей среды и т.д.

9. Должна быть создана эффективная система обеспечения прав и интересов служащих, потребителей, поставщиков и пользователей в области защиты данных, законодательства о труде, защиты потребителя, защиты молодежи, права интеллектуальной собственности, безопасности информационных систем и предупреждения преступлений.

10.Создание и развитие электронных информационны х систем должно улучшить доступ к информации о последних результатах исследований и разработок, а также к рыночным, товарным и другим экономическим данным.

11.Усилия, предпринимаемые для создания информационного общества Европейским Союзом и ФРГ должны координироваться и дополнять друг друга.

Подводя итоги краткого рассмотрения мировой практики регулирования информационной сферы, выделим следующие доминирующие в этом процессе тенденции:

· поощрение конкуренции и борьба с монополизмом;

· обеспечение прав и технических возможностей доступа к информации и информационным ресурсам для всего населения;

· контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в структурах государственной власти и местного самоуправления;

· защита национального культурного наследия и языка, противостояние культурной экспансии;

· охрана интеллектуальной собственности и борьба с пиратством на рынке информационной продукции и услуг;

· обеспечение информационной безопасности;

· борьба с компьютерными и т.п. преступлениями;

При этом, современные информационные и коммуникационные технологии постепенно стирают различия между разными секторами информационной индустрии – телекоммуникациями, кабельными сетями, телевизионными сетями, спутниковым и эфирным вещанием, печатными средствами массовой информации и т. п.

К наиболее значимым современным тенденциям в развитии информационной индустрии можно отнести, прежде всего, пересмотр установленных ранее правил регулирования рынков информационной продукции и услуг, в результате которого происходит как вертикальная, так и горизонтальная интеграция этих рынков. Основные изменения этих правил связаны с наметившейся дерегуляцией рынка телекоммуникаций, позволяющей кабельным, телефонным, сотовым, спутниковым и прочим компаниям беспрепятственно проникать на рынки своих конкурентов, оказывать услуги, которые ранее им были запрещены. Другое важное изменение касается ослабления контроля за концентрацией собственности в области СМИ. Это позволит компаниям увеличивать количество теле- и радиостанций, газет, журналов, информационных агентств, кабельных и киностудий, которыми они имеют право владеть.

 


 

Глава 5. Информационная политика в условиях социально-экономических и политических реформ в России

Прежде чем рассмотреть особенности информационной политики государства, осуществляющего радикальные реформы, напомним читателю некоторые существенные в данном контексте понятия и определения.

Под государственной властью будем понимать законодательно упорядоченную иерархическую совокупность органов государственной власти, обеспечивающую принятие в процессе государственного управления решений, направленных на развитие и удовлетворение потребностей общества и государства. В России совокупность органов государственной власти включает федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеется четыре структуры государственной власти: Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, Президент Российской Федерации с обеспечивающей его деятельность Администрацией Президента; Правительство Российской Федерации с комплексной иерархической и частично территориально-распределенной структурой федеральных органов исполнительной власти и федеральные органы судебной власти, включающие Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

На региональном уровне структуры государственной власти в различных субъектах Российской Федерации отличаются друг от друга при сохранении принципа разделения ветвей власти и наличии института президентства в национальных образованиях, а также института представителей Президента Российской Федерации. Существенно при этом наличие в структурах исполнительной власти субъектов Федерации органов исполнительной власти двойного подчинения (федерального и регионального).

Значение государственной информационной политики как важной составляющей государственного управления заметно возрастает при проведении социально-экономических и политических преобразований, подобных осуществляемым в России, другими словами, при переходе от тоталитарного государства с административно-плановым управлением экономикой к правовому демократическому государству с рыночной экономикой. Это обусловлено, главным образом, тем, что формирование и развитие открытой системы “общество – власть” носит характер не плавного процесса, протекающего в стабильной социально-экономической и политической обстановке, а порой скачкообразного динамичного процесса, меняющего социально-экономические и политические основы системы. При этом результат реформ, т.е. новое социально-экономическое и политическое состояние российского общества и государства, существенно зависит не только от содержания реформ, но и от методов и темпов их проведения.

Стимулятором реформ всегда является неудовлетворенность общества или его влиятельной части своим состоянием, сформировавшимся в предыдущий период развития. Под воздействием общественных сил происходит смена государственной власти, и в обязанность новой власти вменяется осуществление реформ. Конкретные формы и методы проведения реформ, т.е. характер и динамику переходного процесса определяет именно государственная власть; она сама начинает “тащить за собой” более инертное в целом общество. Здесь и возникает основная опасность – отчуждение общества от власти и потеря взаимопонимания и взаимодействия между ними. Из исторического опыта известно, что если такое отчуждение имеет место и реформы осуществляются только “сверху” без поддержки общества, то их никогда не удается довести до конца с точки зрения исходных целей, так как в процессе реформирования происходит искажение самих целей реформ.

Демократическая государственная власть, действительно желающая реализовать переход от тоталитарного к правовому демократическому государству, обязана постоянно взаимодействовать с обществом, искать у него взаимопонимание, разъяснять все свои решения и действия, способствуя тем самым консолидации и укреплению общественных сил, способных оказать проводимому ею курсу массовую поддержку. Демократическая власть должна четко осознавать, что особенно на первоначальном этапе такой переход осуществляется за счет напряжения внутренних сил и определенного ухудшения экономического и морально-психологического состояния общества и отдельных его членов. Поэтому в обществе создается питательная среда для политических сил, потерпевших поражение при смене власти, активно противостоящих курсу реформ и стремящихся к реваншу. Только власть, строящая свои отношения с обществом на основе взаимопонимания, доверия и равноправного партнерства и открыто стремящаяся найти в обществе поддержку, способна убедить общество в необходимости продолжения реформ, благоприятном их результате и не дать антиреформаторским силам воспользоваться временными трудностями для достижения своих политических целей.

Сказанное означает, что те или иные отношения между властью и обществом основаны на их информационном взаимодействии. Следовательно, партнерские взаимоотношения между властью и обществом в ходе глубоких социально-экономических и политических преобразований можно обеспечить, в первую очередь, эффективной государственной информационной политикой, являющейся, как подчеркивалось, неотъемлемой составляющей общей стратегии и тактики государственного управления.

Другим непременным условием успешного осуществления реформ является соответствие методов их проведения поставленным целям. Переход от тоталитарного государства к правовому демократическому в принципе не может быть реализован только самой исполнительной властью с использованием органически присущих ей командно-административных методов. Реформаторский потенциал власти всегда ограничен: без постоянного публичного политического воздействия на нее реформаторских сил общества и без такого взаимодействия с обществом власть сама по себе не способна последовательно проводить реформы.

Построение правового демократического государства требует сопричастности общества проводимым реформам. Развитие и использование реформаторского потенциала общества возможны только в том случае, когда реформы осуществляются открыто и гласно, когда деятельность государственной власти информационно прозрачна для общества, когда обществу заранее известны и понятны все действия и шаги, даже самые непопулярные, предпринимаемые для осуществления реформ.

Если общество не ощущает свою сопричастность реформам, то неизбежно нарастает его отчуждение от власти, которое может привести к активному противостоянию общества власти. В этом случае единственным средством обеспечения действенности власти становится силовое подавление общества, не имеющее ничего общего ни с правом, ни с демократией.

Поэтому демократические реформы могут осуществляться последовательно и динамично только тогда, когда методы их проведения носят информационно открытый характер.

Реформы в экономической, финансово-бюджетной, социальной и военной сферах, являющиеся основными предпосылками перехода России к правовому демократическому государству, не могут эффективно и динамично осуществляться без одновременного глубокого реформирования самого российского общества, судебной власти и системы государственного управления. Проведение реформ только в указанных сферах - необходимое, но недостаточное условие формирования в России гражданского общества, разрешения любых конфликтных ситуаций исключительно на судебно-правовой основе и создания компактной, эффективной системы государственного управления, необременительной и полностью подотчетной обществу.

Опыт проведения реформ в России свидетельствует, что отставание в проведении политических и институциональных реформ общества, судебно-правовой реформы и реформы системы государственного управления приводит к торможению и существенному искажению реформ в экономической, финансово-бюджетной, социальной и военной сферах, чревато социальными взрывами и потрясениями и может стать основным препятствием на пути продвижения России к правовому демократическому государству.

Одним из необходимых условий формирования гражданского общества, его политического и институционального структурирования является соответствующее информационное обеспечение такого процесса, так как именно информация является основным источником энергии развития общества. Для того, чтобы в России сформировалось и устойчиво развивалось демократическое гражданское общество необходимо, чтобы общественные структуры и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим их вопросам жизнедеятельности системы общество – власть и свободно обмениваться информацией. Свободное получение и распространение информации является основой действенной защиты прав и свобод человека, формирования адекватного происходящим событиям общественного мнения и обеспечения ему возможности реально воздействовать на само общество и государственную власть, т.е. всего того, что служит неотъемлемыми признаками гражданского общества.

Построение системы массового получения и распространения информации - одна из важнейших задач государственного управления процессом реформ; решение этой задачи осуществляется в ходе реализации государственной информационной политики.

Одна из причин медленного и трудного продвижения реформ в России заключается в неспособности существующей системы государственного управления реализовать и жестко контролировать исполнение законодательных и нормативных актов, принимаемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством, а также оперативно управлять теми областями социально-экономической жизни общества, которые сегодня частично или полностью находятся в сфере государственного регулирования. Сложившееся положение вызвано не только несовершенством нормативно-правовой базы государственного управления и откровенным сопротивлением курсу реформ отдельных государственных служащих, но и несоответствием в целом системы и технологии государственного управления новым социально-экономическим условиям, реально сложившимся в ходе реформ.

Очевидно, назрела необходимость реформировать систему государственного управления, законодательно определив функции и задачи всех элементов системы, приведя структуру государственного аппарата в соответствие этим новым функциям и задачам, законодательно закрепив права и обязанности государственных служащих и их переподготовку для работы с применением современных информационных технологий. Реформа системы государственного управления невозможна без новых правовых, организационных и технологических подходов к проблеме информационного обеспечения деятельности государственных органов власти и управления.

Государственный аппарат выступает в роли не только потребителя, но и источника социально и экономически значимой информации. Эта его особенность должна учитываться при его реформировании и разработке мер по борьбе с коррупцией в государственной власти. В органах государственной власти отсутствует четкий порядок использования и предоставления в вышестоящие органы и, что самое главное, общественности информации, поступающей конкретным должностным лицам. Это стало одной из основных причин низкой эффективности государственного управления и распространения коррупции в этой сфере. Поэтому четкое законодательное регулирование создания, использования и распространения информации в этих структурах и обязательность внедрения в их деятельность новых информационных технологий следует рассматривать как действенную меру повышения эффективности государственного управления. Эта мера должна предотвратить бесконтрольное использование и передачу информации отдельными должностными лицами и персонифицировать ответственность за достоверность и полноту предоставляемой обществу информации о деятельности государственной власти и решении социально-экономических и политических проблем, а также обеспечить информационную прозрачность государственной власти и широкий доступ общества к информации о ее деятельности.

При этом принципиально новым для России методическим подходом к реформированию системы государственного управления и решению проблемы взаимодействия (в первую очередь, информационного) между обществом и властью, может стать определение одной из целей такой реформы: формирование власти демократического типа, ориентированной на общество как потребителя ее услуг.

Реформирование информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, являющееся одной из важнейших составляющих реформы системы государственного управления, также относится к задачам государственной информационной политики.

Таким образом, особая роль государственной информационной политики как одной из важнейших составляющих государственного управления процессом проведения реформ в России, определяется тем, что переход от тоталитарного государства с административно-плановым управлением экономикой к правовому демократическому государству с рыночной экономикой не может быть успешно реализован без одновременного многопланового перехода к информационно открытому обществу, основанному на адекватной такому обществу законодательной базе.

В Приложении 1 приведены публицистические материалы, в которых отражены некоторые политические аспекты проведения реформ в России, связанные с проблемами информационного обеспечения этого процесса.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: