Приоритеты социально-экономической политики 2006 года

Новосибирский государственный педагогический университет

 

 

Институт молодежной политики и социальной работы

Кафедра социальной работы.

 

 

Методические рекомендации для самостоятельной и семинарской работы

по спец. курсу

«Социальная политика и социальная работа в регионе»

для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы НГПУ по специальности, 035500 «Социальная работа»

 

Разработал: доцент

Кафедры социальной работы

К.и.н. Д.В. Чернов

 

 

Согласованно

Зав. кафедрой СР

профессор, д.и.н. С.С. Букин

Директор ИМПиСР к.п.н. В.С. Пель

 

 

Новосибирск 2005

 

 

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ 3 САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЯ И ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТ.

 

 

ЗАДАНИЯ:

 

1. Проанализируйте и сравните между собой программы социально-экономического развития Новосибирской области и ……………… (любого выбранного вами региона Сибирского Федерального округа).

Источники: Программа социально-экономического развития НСО (студ. сервер ИМПиСР). Официальные сайты администраций областей и краев Сибирского Федерального округа.

 

2. Проанализируйте Российское законодательство в сфере социальной политики

Источники: (см. Е.И. Холостова тема семинара №3)

 

 

3. Посетите департамент труда социального развития администрации Новосибирской области и опишите современную систему организации управления социальной работой в НСО.

 

РЕФЕРАТ

 

На тему «Социальная политика и социальная работа в …………………. (область или город Сибирского Федерального округа).

 

 

Источники

Интернет сайты управленческих структур регионов Сибирского федерального округа.

 

 

Приложение

УТВЕРЖДЕН

 

Постановлением Губернатора

Новосибирской области

от 01.02.2006 №33

 

 

План

Социально-экономического развития

Новосибирской области

На 2006 год


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Социально-экономическое положение Новосибирской области в 2004- 2005 годах.

2. Приоритеты социально-экономической политики 2006 года.

2.1. Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста.

2.1.1. Интенсификация инвестиционных и инновационных процессов, создание потенциала для будущего роста.

2.1.2. Создание условий развития материального производства.

Промышленность.

Агропромышленный комплекс.

2.1.3. Создание условий для развития инфраструктурной базы социально-экономического развития.

2.1.4. Создание условий для развития малого предпринимательства области.

2.1.5. Создание условий для эффективной интеграции области на внутреннем и внешнем рынках.

3. Повышение эффективности формирования и использования бюджетных средств.

4. Повышение уровня и качества жизни населения области.

4.1. Повышение уровня благосостояния и качества трудовой жизни населения области.  

4.2. Повышение качества и доступности услуг социальной сферы.

4.3. Содействие в улучшении жилищно-коммунальных условий проживания населения на территории области.

4.4. Повышение безопасности жизнедеятельности населения области.

5. Совершенствование деятельности исполнительных органов государственной власти области и механизмов взаимодействия с системой местного самоуправления и институтами гражданского общества.

5.1. Совершенствование механизмов регионального управления.

5.2. Повышения качества принятия управленческих решений.

5.3. Развитие институтов гражданского общества и повышение социальной вовлеченности населения.

6. Основные показатели социально-экономического развития области.

 

При формировании Плана социально-экономического развития области на 2006 год (далее – План) использовались приемы, необходимые для перехода на методы программно-целевого планирования, ориентированного на результат. Определены целевые индикативные показатели социального и экономического развития области, которые отражают количественную определенность целей социально-экономического развития области в рассматриваемой перспективе, определяют критерии оценки эффективности деятельности и задают целевые ориентиры для исполнительных органов государственной власти области при планировании основных направлений их работы.

В разделах 1-6 Плана в соответствии с Законом Новосибирской области от 16.07.2005 №310-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» даны:

анализ социально-экономического развития области за 2004-2005 годы, оценка проблем, сдерживающих развитие экономики и социальной сферы области;

приоритетные направления социально-экономического развития области;

целевые показатели социально-экономического развития области, в том числе показатели качества жизни населения.

В приложении к Плану определены цели, задачи, целевые показатели социально-экономического развития области и основные направления деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, структурных подразделений администрации области.



Социально-экономическое положение Новосибирской области

В 2004-2005 годах

Итоги социально-экономического развития области 2004-2005 годов позволяют перейти к задачам стратегического характера, направленным на достижение качественных преобразований во всех сферах жизни.

По многим позициям область удерживает более высокие показатели социально-экономического развития, чем в среднем по России. Рост валового регионального продукта за 2004-2005 годы составил в сопоставимых ценах около 120%. В среднем по России - менее 115%. Объем инвестиций в основной капитал вырос за два года на 24% и составил 62 млрд. рублей. Увеличился объем иностранных инвестиций.

 

Темп роста основных экономических показателей
по Новосибирской области и Российской Федерации

(2005 год в % к 2003 году, в сопоставимой оценке)

 

Индекс физического объема промышленного производства составил за два года 119%. В среднем по России - 111%. Продолжается разработка комплексного плана размещения и развития производительных сил с учетом возможностей, стратегических перспектив каждого города и района области. За два года введено 43 новых, расширено и модернизировано более 320 действующих производств. Создано около 10 тысяч новых рабочих мест.

Конкурентные преимущества области - в разработке новых технологий и выпуске наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Развивается индустрия программных продуктов и информационных технологий. Полным ходом идет работа по созданию на территории области технопарка в сфере биотехнологий и IT-технологий.

В агропромышленном комплексе продолжались работы по повышению эффективности сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению сельхозпредприятий, организации закупа сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах. В 2004-2005 годах прирост производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах составил более 8%. В 2005 году собрано зерновых – более 2,3 млн. тонн, урожайность составила около 14 центнеров с гектара.

За счет соблюдения рациональных норм кормления, перевода скота на концентрированные корма и использования белково-витаминных добавок повысилась продуктивность скота. Увеличился закуп молока и мяса у населения.

Развивается строительный комплекс области. За два года общий объем строительно-монтажных работ в Новосибирской области вырос на 20% и составил около 26 млрд. рублей. Завершены строительство метро до станции Березовая роща, реконструкция Новосибирского государственного театра оперы и балета. За счет средств областного бюджета введено более 25 объектов социальной инфраструктуры.

Растут денежные доходы населения. За 2004-2005 годы реальные денежные доходы населения выросли более чем на треть. Постепенно снижается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Продолжительность жизни населения области выше чем в среднем по России и одна из самых высоких по Сибирскому федеральному округу.

За два года предприятиями и организациями всех форм собственности введено в эксплуатацию 1,4 млн. кв. метров общей площади жилых домов. Около 3,5 тысяч семей улучшили свои жилищные условия в рамках программы государственной поддержки населения при строительстве и приобретении жилья.

По оценке Сибирского фонда информационной поддержки социальных инициатив Новосибирская область удостоена звания лидера по показателям качества жизни в Сибирском федеральном округе. При среднем по округу индексе 1, Новосибирская область получила индекс 1,31. Второе место занял Красноярский край (индекс 1,21), третье - Томская область (1,18). У читывались уровень цен и доходов населения, развитие социальной инфрастуктуры, возможность получения хорошего образования и медицинского обслуживания, уровень безопасности, степень коррумпированности властей и другие показатели.

По успешности проведения реформ Новосибирская область занимает 13 место в России (материалы видеоконференции, проводимой Минэкономразвития РФ, по завершению проекта ТАСИС «Расширение возможностей проведения реформ в регионах»).

Устойчивое развитие отраслей экономики позволило обеспечить рост доходов консолидированного бюджета области. Доходы консолидированного бюджета области за 2004-2005 годы возросли на 48%. Основная часть бюджетных расходов направлялась на реализацию социальной политики, обеспечение государственных гарантий в сфере образования, здравоохранения, а также оказание финансовой поддержки местным бюджетам. Мероприятия по оптимизации бюджетных расходов в 2005 году обеспечили снижение размера внутреннего долга области и средств на его обслуживание (на 1,3 млрд. рублей).

Рейтинговое агентство Moody's Interfax Rating Agency присвоило в начале 2005 года Новосибирской области долгосрочный кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне A2 (rus). Высокий кредитный рейтинг Новосибирской области обеспечен значительной диверсификацией экономики, устойчивым экономическим ростом, растущим качеством управления.

Динамика основных макроэкономических показателей в расчете на душу населения повторяет динамику макроэкономических показателей в целом по области.

Отставание от среднероссийских показателей в расчете на душу населения произошло в начале 90-х годов и было связано с особенностями структуры экономики области, значительным сокращением оборонного заказа, отсутствием разведанных и разработанных месторождений природных ресурсов, имеющих устойчивый платежеспособный спрос. Глубина падения объемов производства, особенно в промышленности, в этот период была больше, чем в среднем по России. В последние годы в области созданы условия для динамичного роста экономики.

 План 2006 года нацелен на решение новых задач, способствующих преодолению факторов, сдерживающих развитие области.Некоторые из них носят долговременный характер. Это менее благоприятные условия для ведения производства и жизнедеятельности, которые возникают в силу природно-климатических и экономико-географических особенностей области.

Несмотря на высокие темпы инвестиционных вливаний в экономику области и запуск новых производств на основе современных технологий, все еще высок уровень изношенности основных фондов. Медленно растет доля инновационной продукции в объеме выпуска промышленной продукции. Слабо используется накопленный научно-технический потенциал.

Остается нестабильной динамика производства в сельском хозяйстве, высока его зависимость от погодных условий. В 2005 году проблема усложнена значительным ростом цен на дизельное топливо, особенно в разгар уборочных работ.

Сохраняют свою остроту демографические проблемы, наметившийся рост рождаемости населения и положительная миграция не покрывают естественную убыль населения.

Пока еще остается высоким уровень заболеваемости населения, в том числе социально значимыми болезнями. Несмотря на рост доходов средний уровень доходов населения области ниже среднего по России. Идет интенсивный процесс социального и экономического расслоения населения. Значительна доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. В области крайне напряженная проблема обеспечения социальным жильем, строящееся жилье недоступно для большей части нуждающихся.

Масштабность нерешенных проблем предъявляет жесткие требования к планированию основных направлений и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти, к организации и управлению процессами социально- экономического развития области.

 


Приоритеты социально-экономической политики 2006 года

 

Основная цель социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную перспективу определена Законом области от 23.07.2004 №215-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную перспективу (2004-2008 годы)» - повышение уровня и качества жизни населения области на основе устойчиво высоких темпов экономического роста и развития социальной сферы. 2006 год имеет свои особенности и новые управленческие механизмы в реализации среднесрочной цели развития. 

Изменяются принципы федеральной региональной политики.[1] Принцип выравнивания уровней регионального развития субъектов Российской Федерации заменяется на принцип поляризованного развития, предполагающего концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста). Итоги и тенденции развития области за последние шесть лет, а также специализация отраслей ее экономики позволяют Новосибирской области стать одним из «полюсов» роста Российской Федерации. Область может статьгенератором инновационного воздействия на остальную территорию страны, благодаря этому укрепить экономический потенциал и осуществить программу последовательного повышения благосостояния населения области.

Вот почему приоритеты социально-экономической политики области 2006 года связаны с сохранением высоких темпов роста и решением задач стратегического характера, направленных на достижение качественных преобразований во всех сферах жизни, реализацией приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве и агропромышленном комплексе области.  

В 2006 году планируется приступить к разработке стратегии развития области. Распоряжением администрации области от 23.07.2005 №397-р создана рабочая группа по разработке стратегии области под руководством первого заместителя Губернатора области В.А. Юрченко, в которую вошли специалисты администрации, депутаты областного Совета депутатов, представители мэрии г. Новосибирска, ведущие сотрудники Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

Для того чтобы реально стать опорным регионом в 2006-2008 годах   потребуется изменить характер экономического роста:обеспечить устойчивые темпы качественного экономического роста, повысить интенсивность инвестиционных и инновационных процессов, предпринимательскую активность, эффективность формирования и использования средств консолидированного бюджета области. Эти задачи становятся приоритетными уже в 2006 году.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: