Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста

 

На протяжении последних лет перед областью стояла задача достижения устойчивых темпов экономического роста. В 2006 году ставится более сложная задача: сохранить высокие темпы и при этом добиться высокого качества роста. Важны не только источники роста, но и характер роста. В план социально-экономического развития области на 2006 год включены меры, обеспечивающие и количественные и качественные аспекты роста: создание условий для развития материального производства и сферы услуг на основе модернизации действующих производств и внедрения новых технологий при выполнении социальных обязательств органов государственной власти области по обеспечению качества жизни населения. 

Основной целевой ориентир экономического развития области - темп роста объема валового регионального продукта. За   период2006-2008 годы по этому показателю прогнозируется увеличение в 1,6 раза в текущих ценах, в сопоставимых ценах - на 29,5% к уровню 2005 года. В 2006 году темп роста ВРП по отношению к предыдущему году составит 109%.

Ключевым фактором качественного роста являются инвестиции.

 

Интенсификация инвестиционных и инновационных процессов, создание потенциала для будущего роста

 

Привлечение инвестиций - приоритетная задача деятельности областных исполнительных органов государственной власти, ответственных за экономическое развитие области, органов местного самоуправления всех уровней, Агентства инвестиционного развития. До конца 2008 года в соответствии с Программой социально-экономического развития Новосибирской области среднесрочную перспективу предполагается реализовать не менее 140 инвестиционных проектов и дополнительно создать свыше 27 тысяч рабочих мест.

 В 2004-2005 годах в области сохранялся темп роста инвестиций в основной капитал на уровне 110% в сопоставимых ценах. В 2006-2008 годах ставится задача обеспечить масштабное привлечение крупных частных инвестиций на территорию области и устойчивую динамику инвестиций с ежегодным темпом роста не ниже 113% в сопоставимых ценах. Целевым ориентиром должно стать привлечение инвестиций в размере не менее 150 млрд. рублей за три года.

Усиление инвестиционной привлекательности области связано с развитием инновационной деятельности, созданием в Новосибирской области технопарковой зоны, приоритетными направлениями деятельности которой должны стать биотехнологии, IT-технологии, силовая электроника. В 2006 году должны быть созданы условия и начато формирование инфраструктуры научно-технологического парка «Академгородок» на основе механизмов частно-государственного партнерства. Планируемый годовой объем продаж продукции высоких технологий достигнет в течение трех лет не менее 3% ВРП области.

Необходимо активизировать работу по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов развития строительного комплекса, индустрии жилищного строительства. Развивать систему кредитования застройщиков жилья. Организовать строительство магистральных внеквартальных инженерных коммуникаций для объектов жилья и соцкультбыта. Обеспечить всеобщий доступ к информации о готовых строительных площадках. Организовать открытые конкурсные процедуры предоставления застройщикам прав собственности на сформированные земельные участки.

В 2006 году должны быть созданы условия для привлечения инвестиций на модернизацию действующих производств, обеспечивающих обновление не менее 10% активной части основных фондов.

 

Создание условий для развития материального производства

 

Качественное изменение экономической политики администрации области направлено на  преобразования в производственной сфере и сфере услуг: создание конкурентоспособного производства в базовых отраслях, усиление значения фактора пространственного размещения производительных сил в обеспечении темпов роста экономики области. 

Промышленность.

В 2006 году ставится задача по формированию промышленной политики области, направленной на повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, формирование устойчивого государственного оборонного заказа, реформирование хронически убыточных производств, расширение рынков сбыта продукции, развитие потенциала территорий.

Целевой ориентир развития промышленного производства в 2006-2008 годах: достижение темпов роста в сопоставимых ценах не ниже 127%, на 2006 год определен индекс промышленного производства в размере не ниже 108,5%.

Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий планируется за счет создания условий и стимулирования опережающего развития наукоемких производств, технологической модернизации традиционных отраслей. Ускорение освоения новых видов продукции и новых технологий, максимальное использование научно-технического потенциала Новосибирской областиостается главной задачей в укреплении промышленного потенциала области.

В 2006 году планируется продолжить работы по подготовке производства российского регионального пассажирского самолета в рамках совместного проекта с ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»-«Боинг». Продолжится освоение производства широкой номенклатуры изделий в рамках региональной межотраслевой программы «Силовая электроника Сибири». Расширится номенклатура выпуска сварочных электродов и будут продолжены работы по повышению качества продукции в рамках проекта «Модернизация оборудования ОАО «Сибирский электродный завод». ЗАО «Сибирский Антрацит» подготовил инвестиционный проект реконструкции обогатительной фабрики, реализация которого приведёт к повышению экономической эффективности производства. Новую импортозамещающую продукцию планируется освоить на химических предприятиях и предприятиях ряда других производств.

С целью содействия повышению конкурентоспособности предприятий области в 2006 году около 100 млн. рублей из областного бюджета будет направлено на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам на реализацию инвестиционных проектов и на пополнение оборотных средств.

В 2006-2008 годах наиболее высокими темпами будут развиваться производства, выпускающие продукцию конечного потребления. Продолжится формирование вертикально-интегрированных структур на базе сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий.

Планируется системная работа по повышению ценовой конкурентоспособности продукции новосибирских предприятий путем сдерживания необоснованного роста цен на тепло- и электроэнергию; по содействию в повышении уровня загрузки и использования имеющихся мощностей промышленных предприятий. Особая работа предстоит с хронически убыточными предприятиями. Планируется индивидуальный подход и оказание всесторонней помощи в определении дальнейшей стратегии развития таких предприятий. В период 2006-2008 годов государственная поддержка должна быть направлена на обеспечение опережающего роста объема производства гражданской продукции на предприятиях ОПК по сравнению с темпами роста военной продукции.

Требуется расширить региональный аспект промышленной политики. Учесть недостатки пространственной организации производительных сил области и перейти к постепенному формированию кластерной политики, направленной на концентрацию на территории области предприятий тесно связанных отраслей, способствующих взаимной конкурентоспособности. Участники экономического кластера получают конкурентные преимущества за счет упрощения доступа к новым технологиям, совместного выхода на внешние рынки, совместного использования знаний.

Перспективы ряда предприятий области связаны с освоением зарубежных рынков. Рост промышленного производства будет стимулироваться активным содействием в продвижении продукции на внешние рынки. Темп прироста экспорта промышленного производства к концу 2008 года должен составить более 30%. При вступлении России в ВТО реальную конкуренцию на зарубежных рынках смогут составить не более 10-15 видов товаров, производящихся в настоящее время на территории области. Это количество требуется увеличить в десятки раз. Для повышения конкурентоспособности продукции новосибирских предприятий с 2006 года стоит задача оказать организационную и финансовую поддержку сертификации систем качества продукции в соответствии с требованиями стандартов серии ISO.

В целях пресечения недобросовестной конкуренции планируется скоординированная деятельность совместно с территориальными отделениями силовых структур по пресечению незаконного ввоза, производства и продажи товаров, в первую очередь потребительского спроса. Результатом должен стать рост показателя «отгруженная продукция» в легкой промышленности до 3 млрд. рублей уже в 2006 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: