Повышение качества и доступности услуг социальной сферы

Приоритетными направлениями политики развития социальной сферы на 2006-2008 годы остаются задачи в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной поддержки населения, а также физической культуры и спорта.

 В сфере образования стоят задачи по обеспечению условий предоставления качественных услуг в сфере общего, дополнительного и предшкольного образования в общеобразовательных учреждениях, усилению воспитательной работы в школе. Требуется перейти на нормативно-подушевое финансирование. Необходимо сформировать конкурентную систему профессионального образования. Обеспечить условия для непрерывного повышения уровня образования населения и удовлетворения потребности экономики в квалифицированных рабочих и специалистах.

Целевые показатели: охват детей в возрасте 7-15 лет общеобразовательным процессом - не менее 98,8% (2005 г. - 93,4%); уровень обеспеченности образовательных учреждений педагогами - не ниже 99,3%; увеличение доли педагогических работников, имеющих высшее образование - до 76,6% (2005 г. - 75,9%), в 2008 г. - до 80%. Увеличить к концу 2008 года на треть обеспеченность учащихся школ компьютерами (в 2006 году - на 10%).

Планируется реализация пилотных проектов на конкурсных условиях государственного заказа по развитию системы предшкольного образования, развитие дошкольного образования. Эти проекты направлены на выравнивание стартовых возможностей детей разных социальных групп и слоев населения.

В план включены меры по вовлечению в образовательный процесс детей школьного возраста, не посещающих школу, организации подвоза детей из отдаленных и малых сел к местам учебы, в том числе за счет лучшего использования муниципального транспорта. Планируется обеспечение деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Будут открыты спортивные классы в районах и городах области, организована работа школ искусств и летних творческих смен.

Важно усилить кадровый состав системы образования. Большое внимание будет уделяться переподготовке и повышению квалификации педагогов и продолжению компьютеризации образовательных учреждений. Планируется реализация программ информатизации образования и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, приобретение компьютерного оборудования, дополнительное подключения школ к сети Интернет, развитие профильного образования в старших классах общеобразовательных учреждений.

В 2006 году будет продолжена оптимизация сети образовательных учреждений, предусмотрена разработка нормативов подушевого бюджетного финансирования образовательных услуг.

Для обеспечения потребности экономики в квалифицированных рабочих и специалистах уже в 2006 году планируется усилить взаимодействие учебных заведений с работодателями, организовать мониторинг потребности крупных и средних предприятий области в специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием и корректировку планов набора студентов по итогам мониторинга. Будет осуществляться работа по целевой подготовке рабочих кадров в счет установленной квоты по профессиям, востребованным на рынке труда, на условиях софинансирования за счет средств областного бюджета и средств предприятий и организаций области.

В 2006 году предусматривается целевая контрактная подготовка специалистов и управленческих кадров (набор не менее 400 человек), в том числе около 330 специалистов для работы в сельской местности. Будет оказано содействие в трудоустройстве всех выпускников, обучающихся по целевой контрактной подготовке. Необходимы развитие системы непрерывного образования, действенный контроль за качеством подготовки и переподготовки специалистов в сфере основного и дополнительного образования, подготовки специалистов-менеджеров инновационного бизнеса; создание условий для повышения доступности высшего образования всем слоям населения.

Целевые показатели: увеличение доли населения, имеющего профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), в численности населения в возрасте старше 15 лет не менее чем на 3% ежегодно.

Вцелях укрепления института семьи, снижения уровня социального сиротства, социальной патологии в обществе молодым семьям будет оказываться психологическая поддержка по вопросам семейных отношений; получат развитие семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 г. не менее 360 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет устроено в приемные семьи и семьи опекунов (попечителей).

Намечены меры по развитию дополнительного образования, предшкольного образования для детей из неблагополучных семей, усилению воспитательной работы в школе.

 Планируется реализация системных мер по социальной адаптации несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи, профилактике безнадзорности, наркомании и преступности, трудоустройству и занятости несовершеннолетних, по вовлечению детей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, к занятиям физической культурой и спортом.

Работа будет организована по направлениям: создание условий для повышения деловой активности и укрепления благосостояния молодёжи области; поддержка инновационных форм культурного и интеллектуального развития молодежи; содействие профилактике асоциального и девиантного поведения молодёжи в рамках разрабатываемой отраслевой программы «Молодёжь Новосибирской области», подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ОЦП «Дети Новосибирской области» на 2004-2008 годы, комплексного плана мероприятий по снижению заболеваемости наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией.

Под социальный патронаж будет взято более 6000 неблагополучных семей, в которых проживают дети. 

Целевые показатели: ежегодное сокращение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии не менее чем на 3%; охват мероприятиями вне школьной программы 100% детей школьного возраста из группы риска.        

В сфере здравоохранения стоит задача повышения эффективности функционирования системы здравоохранения и доступности медицинских услуг путем усиления первичного звена здравоохранения, развития системы профилактики заболеваний и диспансеризации населения, совершенствования системы оплаты труда медработников, легализации и расширения объема платных медицинских услуг.

Требуется повысить целевую направленность функционирования системы здравоохранения области на решение задач по охране здоровья населения, предупреждению заболеваний, созданию условий для рождения здоровых детей, предупреждению инвалидности; повысить доступность, качество и расширить спектр оказываемых медицинских услуг, лекарственного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» будет решаться путем переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, широкого внедрения стационарозамещающих технологий, формирование и развитие системы первичной медико-санитарной помощи населению на основе развития участковой терапевтической службы и общих врачебных практик. Планируется переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи и новым методам оплаты труда медицинских работников.

В 2006 году основные усилия будут направлены на укрепление первичного звена здравоохранения, распространение опыта реализации пилотного проекта оказания первичной медицинской помощи населению в г. Бердске, проведение профилактических мероприятий. Предусматривается снижение распространенности заболеваний социального характера, внедрение единых стандартов проведения реабилитации детей и подростков на всех этапах лечения.

Необходимо развивать дистанционное оказание медицинских услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. К 2008 году удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи должно достичь 60%.

Реализация комплексных планов профилактики, предупреждения и лечения социально-значимых заболеваний предусматривается в рамках областных целевых программ «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2004-2006 годы», «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Новосибирской области на 2004-2006 годы». Это позволит направить финансовые ресурсы на решение наиболее значимых проблем, связанных с состоянием здоровья населения, оказанием специализированной медицинской помощи, обеспечением определенных групп населения лекарственными средствами.

В 2006-2008 годах политика будет направлена на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы, формирование системы современных курортных комплексов, рациональное использование природно-лечебных ресурсов области. Планируется организация круглогодичного оздоровления детей и пожилых граждан.

Целевые показатели: охват профилактическими осмотрами декретированных групп населения до 95%, диспансерным наблюдением детей - до 90%; снижение первичной заболеваемости населения мозговыми инсультами не менее чем на 6%, ишемической болезнью сердца - не менее чем на 2%; оздоровить не менее 6 тыс. человек социально незащищенных категорий населения санаторно-курортным лечением, около 300 тыс. детей.

Особое внимание будет уделяться формированию здорового образа жизни граждан, увеличению числа граждан, активно занимающихся физической культурой и спортом, в первую очередь, детей и инвалидов.

Приоритетные направления деятельности в области физической культуры и спорта:

увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, в первую очередь, детей;

развитие физической культуры и спорта в сельской местности;

привлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к занятиям физической культурой и спортом;

привлечение к занятиям спортом до 30-40% инвалидов.

Целевые показатели: увеличение численности систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения области к 2008 году до 15% (в 2006 г. - до 12%).

В сфере социальной защиты населения на 2006-2008 годы ставится задача поэтапного ее реформирования, внедрения новых форм оказания социальной помощи, приоритетная поддержка ветеранов, пожилых людей и инвалидов, обеспечение высокого уровня обслуживания детей и семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи.

Реализация задач по социальному обслуживанию и поддержке социально незащищенных категорий населения области будет осуществляться в рамках комплексного плана мероприятий по социальной поддержке населения Новосибирской области на 2004-2008 годы и областных целевых программ «Старшее поколение на 2004-2008 годы», «Дети Новосибирской области» на 2004-2008 годы, «Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2006-2008 годы».

 С целью адаптации детей-инвалидов к жизни в обществе приоритетным направлением является создание условий для их воспитания в семье. Необходимо развивать сеть реабилитационных центров и отделений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В 2006 году получит дальнейшее развитие система стационарного и полустационарного социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов (отделений милосердия, домов интернатов, специальных домов для одиноких престарелых граждан, сети отделений реабилитации граждан и инвалидов).

Планируется дальнейшее сотрудничество с ветеранскими общественными организациями по развитию волонтерского движения по оказанию социальных услуг гражданам старшего поколения. Следует развивать и поддерживать инициативу общественных, некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг инвалидам, пожилым гражданам, утратившим способность к самообслуживанию. С 2006 года планируется постепенно переходить на конкурсные условия размещения государственного заказа на оказание социальных услуг.

Целевые показатели: 100% обеспечение потребности населения в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых, инвалидов (взрослых и детей), психоневрологических больных (в 2006 году ввести не менее 270 мест стационарного обслуживания); 100% охват оздоровлением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях общественного воспитания.

В сфере культуры стоит задача содействия в реализации потребности населения в культурном и духовном развитии, в качественных формах досуга, сохранение культурного и исторического наследия, национальных традиций, развитие народного творчества, народных художественных промыслов.

Эти задачи будут решаться в рамках реализации мероприятий ОЦП «Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2008 годы», планов проведения национальных фестивалей и праздников в районах области,оказания государственной поддержки деятельности областных государственных музеев. Планируются меры по оказанию поддержки: реставрации, пополнению и использованию музейных фондов; областных театров и концертных организаций; гастрольной деятельности в городах и районах области; организации работы государственных и муниципальных публичных библиотек.

Запланировано внедрение новых форм поддержки общественно значимых акций в сфере культуры и искусства: в форме грантов и заказов на оказание социальных услуг на конкурсных условиях, а также формирование планов-заданий на оказание услуг учреждениям культуры и искусства в соответствии с выделяемыми бюджетными средствами.

Целевые показатели: сохранение числа пользователей публичных библиотек на уровне 38-40% населения области; рост числа посещений театральных мероприятий и концертов на 1000 жителей до 400 посещений в год, участников клубных формирований - не менее 140 тыс. жителей, в том числе более 70 тыс. детей в возрасте до 14 лет.

Качество и доступность услуг социальной сферы в значительной степени зависят от уровня материально-технической базы. Повышение доступности социальных услуг будет осуществляться как за счёт строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы, так и за счёт развития мобильных форм оказания медицинских и социальных услуг, развития дистанционного обучения, оказания помощи в приобретении школьных автобусов. В 2006 году за счет средств областного бюджета планируется ввести 3 новых школы, пристройку к школе, 6 больниц, поликлинику, 2 спортивно-оздоровительных комплекса, Ледовый дворец спорта, 2 клуба. Кроме того, в 2006 году будет продолжено строительство и реконструкция незавершенных объектов социальной сферы, начато новое строительство (реконструкция) 7 школ и пристроек к ним, 3 центральных районных больниц, 3 учреждений социального обслуживания, 2 объектов культуры и спорта. На эти цели запланировано направить не менее 900 млн. рублей средств областного бюджета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: