Содержание
Стр. | ||
Введение | 4 | |
1 | ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 6 |
1.1 | Происхождение и экономическая сущность налогов | 6 |
1.2 | Сравнительная характеристика системы налогообложения в России и за рубежом | 12 |
1.3 | Проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения | 22 |
2 | ОЦЕНКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВТОСТИЛЬ» | 31 |
2.1 | Экономическая характеристика организации | 31 |
2.2 | Анализ механизма налогообложения деятельности организации | 43 |
2.3 | Оценка налоговой нагрузки деятельности организации | 59 |
3 | РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АВТОСТИЛЬ» | 71 |
3.1 | Основные методы оптимизации налогообложения в ООО «АвтоСтиль» | 71 |
3.2 | Снижение налоговой базы по налогу на прибыль при различных методах начисления амортизации | 77 |
Заключение | 88 | |
Список использованных источников | 91 | |
Приложения | 94 | |
|
|
Введение
Современный этап развития России характеризуется становлением рыночных отношений. В стране происходят глубокие социально-экономические преобразования, обусловленные проведением реформ, при этом, один из важнейших - вопрос налогообложения предприятий. Проведенные меры по реформированию налогообложения не в полной мере отвечают требованиям переходного периода. Налоговое законодательство построено с упором на фискальную функцию налогов. Особенно болезненно сказывались на экономической деятельности предприятий и организаций частые изменения в системе налогообложения. Взимаемые налоги, сборы, отчисления и другие обязательные платежи уплачиваются предприятиями не только за счет чистого дохода, но и за счет ресурсов простого воспроизводства. В итоге сокращаются объемы производства, а это идет не только в ущерб налогоплательщику, но и подрывает базу будущего поступления налоговых платежей. Дело в том, что размер налоговых ставок непосредственно влияет на финансовое состояние предприятий.
Вопросы влияния налогов на деятельность предприятий рассматриваются в работах Аньшина В.М., Генделя П.П., Кировой Е.А., Крейниной М.Н., Трошина А.В., Шмелева К.Ф., Шлемова В.Ф. и других.
Сущность налога, заключающаяся в конституционной обязанности хозяйствующих субъектов отдавать часть своей собственности в пользу государства, вызывает у налогоплательщиков естественное стремление уменьшить величину этой части. Подобное стремление выражается как в законных, так и незаконных действиях по снижению размера налоговых обязательств. В этом и заключается основное противоречие интересов государства и хозяйствующих субъектов в налоговой сфере. Разрешение этого противоречия может быть достигнуто на основе создания и функционирования эффективной налоговой системы, в свою очередь обеспечивающей достижение оптимального соотношения величины поступлений в бюджет различных уровней и величины налоговой нагрузки, которая не должна лишать их стимулов дальнейшего развития, достижение такого оптимального соотношения возможно как путем реформирования налоговой системы, так и совершенствованием системы налогообложения хозяйствующих субъектов, обеспечивающей в итоге снижение его налоговой нагрузки. Научно-теоретические и практические аспекты снижения налоговой нагрузки предприятиями исследуются в трудах Брызганина А.В., Галимзянова Р.Ф., Илышевой М.А., Павленко Н.А., Сатырина СФ., Чудакова А.В. и других.
|
|
Целью дипломной работы является изучение действующей практики налогообложения на примере конкретной организации и разработка практических предложений по совершенствованию организации налогообложения предприятий в условиях становления рынка.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— раскрыть экономическую сущность налогов и их происхождение;
— изучить отечественные и зарубежные методики налогообложения хозяйствующих субъектов;
— провести экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности выбранного объекта исследования - ООО «АвтоСтиль»;
— представить перечень налогов на предприятии, тщательно изучить методику начисления налогов и оценку налоговой нагрузки;
— рассмотреть схемы по оптимизации налогообложения на предприятии.
Предметом исследования является действующая в организации система налогообложения.
Теоретической и методологической базой дипломной работы послужили труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области налогообложения. Были использованы годовые отчеты за 2007-2008 гг. и налоговые декларации за 1 полугодие 2007-2009 года, нормативно-правовые документы, регламентирующие налогообложение ООО «АвтоСтиль».
ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Происхождение и экономическая сущность налогов
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последним на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Требования к определенным жертвам в пользу храма были неписанным законом, которые постепенно стали иметь более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор». Причем процентная ставка сбора была определенной.
Первый этап развития налогообложения охватывает собой Древний мир, когда понятия «налог» еще не существовало. В классическом Древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой республику. Учрежде-ний и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями в то время не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. Взиманием налогов занимались так называемые мытари.
|
|
В средневековом обществе налоги не являлись основным источником доходов государств. Название наиболее распространенного в Средневековье налога означает в переводе с немецкого «просьба». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государств.
Для государства XVI - начала XVII веков был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагающая регулярными налоговыми поступлениями и покрывающая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течение непродолжительного периода времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем его доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.
По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии, как в военное, так и в мирное время, и многие другие требующие соответствующего финансирования расходы привели к тому, что налоги постепенно становятся основным видом государственных доходов.
|
|
На протяжении многочисленной истории существования налоги всегда были только денежными отношениями. Первоначально денежные отношения, устанавливаемые государством, имели непостоянный, бессистемный характер. Они устанавливались по мере возникновения необходимости покрытия денеж-ных расходов. Такие непостоянные денежные отношения нельзя считать налогами. Только тогда, когда товарно-денежные отношения в обществе получали достаточную степень развития, отношения по формированию государственной казны принимали исключительно денежную форму, превращаясь в постоянный и основной доход. Только тогда налоги как экономическая категория складывались окончательно.
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Риккардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».
Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. Налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Первым признаком налога является императивность. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств государство при-меняет заранее определенные санкции.
Второй отличительный признак налога - смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов. Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, то есть оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов. Фундаментом теории налогов являются принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом (рисунок 1).
Рисунок 1 - Принципы налогообложения
Теоретические принципы налогообложения легли в основу Налогового Кодекса Российской Федерации. В статье 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" законодательно утверждены следующие принципы: всеобщности, равномерности, отрицания дискриминационного характера налогов, справедливости, экономической обоснованности.
Следуя принципу определенности, налог может считаться установленным только в том случае, если для него определены элементы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Элементы налогообложения
Сущность налогов выражается в их функциях, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3 - Функции налогов
По мнению Н.Б. Телятникова [19; с 64], анализ практики налогообложения и хозяйствования позволяет дополнительно выделить учетную функцию налоговой системы как самостоятельную, тесно связанную с контрольной функцией. Учетная функция обеспечивает учет созданного национального дохода и облагаемой его части. Практическим воплощением этой функции является налоговый учет или учет в целях налогообложения.
Мировой опыт развития налогообложения привел к созданию систем на основе множественности применяемых налогов, в настоящее время не существует системы, ограниченной одним налогом. Однако теория единого налога была популярна в разное время. Как правило, ее сторонники предполагали, что переход на уплату единого налога должен привести к росту производства и ликвидации бедности.
В 1970-1980 годы в западных странах большое признание получила бюджетная теория А.Лэффера, согласно которой налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов:
— налоговой ставки;
— налоговой базы.
С ростом ставки налога поступления в бюджет растут только до определенного предела, потом начинается сокращение налогооблагаемой базы, как части национального производства, и снижение доходов бюджета. Оживление деловой активности возможно при снижении ставки, при этом рост производства компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом правильным соотношением налоговых ставок, налоговых льгот и прогрессивностью налогообложения.
Реальная ставка налогообложения может отличаться от номинальной, вследствие введения в действие достаточного количества налоговых льгот.
В современной налоговой политике западных стран сталкиваются два альтернативных направления:
- первое заключается в установлении множественности налогов и достаточно высоких ставок с одновременным использованием большого количества целевых льгот;
- другое - в постепенном отказе от льгот, что расширяет налоговую базу и позволяет снизить общую ставку налогообложения.
В связи с разработкой проекта Налогового Кодекса в печати неоднократно обсуждал вопрос об отмене налоговых льгот.
По мнению авторов проекта, ликвидация неэффективных и неоправданных льгот поможет расширить налоговую базу, сделает налоговую систему более равномерной и справедливой, а также создаст условия для дальнейшего снижения налоговых ставок.
Важным вопросом теории налогообложения является обоснование оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами.
Прямые налоги взимаются непосредственно:
— с владельцев имущества;
— получателей доходов, к их числу относятся подоходный налог, налог
на прибыль, налог на имущество, земельный налог и другие.
Косвенные налоги взимаются в сфере:
— реализации или потребления товаров, к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные пошлины.