Основы налоговой системы Российской Федерации определены Налоговым кодексом, порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов регламентируется отдельными законами.
В соответствии с НК РФ налоги и сборы РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Основу доходов федерального бюджета составляют: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, государственная пошлина. Доходы регионов складываются из: налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на игорный бизнес. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Одним из важнейших видов налогов в налоговой системе РФ является НДС. Это разновидность косвенного налога на товары и услуги. НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех -этапах производства и реализации товара. Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации. Основная ставка налога - 18%, также применяются ставки в размере 10 и 0%. Приведём для сравнения основные ставки налога, действующие за рубежом: в Бельгии - 21%, во Франции - 18,6%, в Норвегии - 20%, в Японии - 5%.
|
|
НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.
Основная функция НДС - фискальная. Доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах - 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 2008 году составил 29,7%. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ в 2008 году - 6,4. Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах в 2008 году составило 7,4%; минимальное - в Германии (6,5%); максимальное - в Греции (10,2%).
Важным источником доходов бюджета также служат акцизы. Это федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. В соответствии с действующим российским законодательством акцизами облагаются: этиловый спирт, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла. Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ. В России с 1 января 2003 года применяются не только специфические (в рублях и копейках), но также и комбинированные ставки.
|
|
Поступления акцизов в доходы федерального бюджета в 2008 году составили 126,7 млрд. рублей. Из них почти 84% приходится на подакцизные товары отечественного производства, в том числе 40,4% - на нефтепродукты и 38,5% -на табачные изделия. Доля акцизов в общей сумме налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2008 году составили около 2%.
Ведущее место среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов занимает налог на прибыль организаций. Основное предназначение этого налога - обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Объектом обложения налогом признаётся прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведённых расходов. Плательщиками налога на прибыль, как правило, во всех государствах, в любой налоговой системе являются все юридические лица, за исключением ряда предприятий, которые не имеют своей основной целью по уставу получение прибыли, либо платят иные налоги с доходов, а также по другим основаниям. Общая налоговая ставка установлена в размере 24%, из них направляются: 6,5% -в федеральный бюджет; 17,5% - в бюджет субъекта Российской Федерации. Законодательные органы власти субъекта РФ могут снижать ставку налога, подлежащего зачислению в их бюджеты, для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%.
Зарубежные варианты налогообложения прибыли очень разнообразны. Весьма привлекательным представляется механизм обложения налогом только акционерных фирм, например, в Германии и США. Во многих странах используются два объекта и две ставки налога на прибыль: распределяемую и нерас-пределяемую. В США ставки налога на прибыль корпораций дифференцированы в зависимости от величины годового дохода предприятия.
При формировании налоговой системы нашей страны учитывался и опыт Франции, где налогом облагается чистая прибыль предприятия. Общая ставка налога составляет 35%. Убытки, понесённые предприятием в отчётном году, могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально оговорённых случаях вычитаются из чистой прибыли предыдущих лет.
Система налогообложения прибыли в Германии построена на основе двух налогов: налога на доходы корпораций (фактическая ставка налога составляет в среднем 38,7%) и налога на предпринимательскую деятельность.
Современный характер налогообложения прибыли предприятий в РФ в целом соответствует мировому уровню.
В налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.
Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счёт изменения ставок налога по мере роста заработков граждан. Цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:
|
|
— данный налог является личным, то есть его объектом является доход, полученный конкретным плательщиком;
— налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения доходов бюджетов;
— основной способ взимания налога на доходы физических лиц – у источника его выплаты - является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременность перечисления средств в бюджет.
В РФ действуют одна базовая ставка налога (13% - применяется к подавляющему большинству доходов) и три специальные (9, 15, 30 и 35% - применяются к ограниченному перечню доходов).
Во всех странах подоходный налог с граждан взимается по прогрессивной шкале. Диапазон ставок налога широк: от 5 до 45% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании - 61%.
Поступления от подоходного налога с физических лиц занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (порядка 35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.
Второй по значению налог с населения - налог на имущество физических лиц - играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 миллионов физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях составляет более 10 % (Великобритания, Япония, США).
Имущественные налоги с организаций играют существенную роль в современной налоговой системе РФ. Их преимущество заключается в стабильности налогооблагаемой базы в течение налогового периода, отсутствии зависимости суммы налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что обуславливает их фискальную значимость.
|
|
В качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций предусмотрены только основные средства. Предельный размер налоговой ставки на имущество организаций установлен на федеральном уровне и не может превышать 2,2%. Конкретные ставки налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах максимальной налоговой ставки, предусмотренной в Налоговом кодексе РФ.
В 2008 году объем поступлений налога на имущество организаций в консолидированный бюджет РФ составил 142,7 млрд. рублей. В Беларуси и Азер-байджане предприятия уплачивают налог на имущество в размере 1% от среднегодовой стоимости основных средств. Законодательством этих стран, как и в России, установлено большое количество льгот; в частности, освобождаются от налогообложения основные средства сельскохозяйственного назначения.
Вторым имущественным налогом организаций является транспортный налогов состав объекта налогообложения включаются все виды транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика. Налоговые ставки представляют собой фиксированную денежную сумму в расчёте на соответствующую единицу измерения налоговой базы. Общие основы построения указанного налога регламентируются главой 28 НК РФ. К налоговым платежам и сборам за пользование природными ресурсами относятся: налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; земельный налог. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счёт этих платежей и сборов. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы.
В структуре ресурсных платежей России налог на добычу полезных ископаемых имеет наибольший вес - 56,7%, в то время как земельный налог - 8,7%, доля остальных платежей незначительна. Рентные платежи являются основой формирования государственных доходов Норвегии, Венесуэлы, арабских стран, бюджетов ряда штатов и территорий США, Канады. До 95% сверхприбыли при добыче нефти изымается в Англии, до 90% - в арабских странах, в Норвегии. Очевидно, и в условиях нашей страны объективной необходимостью является совершенствование рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами.
Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств обеспечения прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Специфика ЕСН заключается в том, что он формируется как сумма взносов, получателями которых являются федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Налогоплательщиками ЕСН признаются: организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, граждане. ЕСН уплачивается по так называемой регрессивной шкале ставок. Налоговые ставки установлены для каждой категории работодателей. Переход к взиманию ЕСН стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением.
Переход к взиманию ЕСН стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением. Подобный опыт есть и в международной практике. Налоговые органы осуществляют сбор страховых взносов в Пенсионный фонд в целом ряде развитых стран мира, таких как США, Канада, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия.
В стране предусмотрены также специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К ним относятся:
1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2. упрощённая система налогообложения;
3. система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;
4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Назначение этих режимов - дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощённая система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса).
Проведём анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального и территориальных бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов. Обратимся к федеральному уровню. В табл. 1.1 и на рис. 1.4 представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2007 - 2008 годах.
В таблице 1 приведены объём и структура доходов федерального бюджета за 2008 год. Обращает на себя внимание доля двух видов поступлений: доходов от внешнеэкономической деятельности (32,95% от общей суммы доходов, то есть практически треть федерального бюджета) и налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (24,02%).
Таблица 1- Объём и структура доходов федерального бюджета, 2008 г.
№ п/п | Показатели | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Налог на прибыль | 344838,1 | 6,83 |
2 | Налоги и взносы на социальные нужды | 302090,2 | 5,99 |
3 | Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, - всего в том числе: | 1212247,5 | 24,02 |
3.1 | Налог на добавленную стоимость | 1123721,4 | 22,27 |
3.2 | Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ | 88526,1 | 1,75 |
4 | Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 532282,6 | 10,55 |
5 | Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 782853,3 | 15,52 |
6 | Государственная пошлина | 23058,5 | 0,46 |
7 | Доходы от внешнеэкономической деятельности | 1662922,6 | 32,95 |
8 | Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности | 85769,0 | 1,70 |
9 | Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 89837,8 | 1,78 |
10 | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 1328,3 | (£03 |
11 | Административные платежи | 3537,6 | 0,07 |
12 | Штрафные санкции, возмещение ущерба | 2049,5 | 0,04 |
13 | Прочие неналоговые доходы | 3243,5 | 0,06 |
Всего доходов | 5046137,5 | 100 |
НДС соответственно 22,27%. Сопоставимы по значимости группы Доходов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (15,52 %). Общий удельный вес налогов в структуре доходов федерального бюджета позволяет сделать вывод о том, что от научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений зависит более 60% объёма федерального бюджета (рисунок 4).
Следующий уровень бюджетной системы РФ - бюджеты субъектов РФ (республик в составе РФ, областей, краев и т.д.). Рассмотрим структуру доходов областного бюджета Воронежской области (таблица 2).
Рисунок 4 – Структура доходов федерального бюджета, 2008 г.
Анализируя таблицы 2 видим, что основными источниками доходов областного бюджета Воронежской области в 2008 году являются налог на доходы физических лиц, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности и земельный налог. В совокупности эти три налога должны обеспечить почти 90% налоговых доходов областного бюджета.
Таблица 2 - Объём и структура доходов областного бюджета Воронежской области, 2008 г.
№ п/п | Наименование | Сумма, млн. руб. | Удельный вес, % |
1 | Налоговые доходы (без налога на прибыль) в том числе: | 3 815,4 | 73,4 |
1.1. | налог на доходы физических лиц | 2 360,9 | 46,8 |
1.2. | налоги на совокупный доход, в том числе: | 579,4 | П,1 |
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 571,5 | 10,9 | |
единый сельскохозяйственный налог | 7,9 | 0,2 | |
1.3 | налоги на имущество, в том числе: | 804,9 | 15,5 |
налог на имущество физических лиц | 34,4 | 0,7 | |
налог на игорный бизнес | 217,5 | 4,2 | |
земельный налог | 434,7 | 8,3 | |
транспортный налог | 118,3 | 2,3 | |
2. | Неналоговые доходы | 1 385,9 | 26,6 |
Всего доходов | 5 201,4 | 100 |
При расчёте налога на доходы физических лиц учтены рост среднемесячной заработной платы в 2008 году на 20,4%, а также увеличение налоговых вычетов (социальные, имущественные и профессиональные) на 22,7%.
Сумма налогов на совокупный доход рассчитана с учётом роста количества налогоплательщиков, изменения налогового законодательства, а также индекса-дефлятора, соответствующего индексу изменения потребительских цен.
Рост поступлений по налогу на имущество физических лиц связан с увеличением инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц.
Поступления налога на игорный бизнес в 2008 году составили 217,5 млн. руб.
Поступления земельного налога в 2008 году сформирован с учетом процесса выкупа земельных участков в собственность юридическими лицами. (Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» юридические лица, за исключением отдельных кате-горий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в срок до 1 января 2009 года.)
Поступления транспортного налога рассчитаны по ставкам, действующим на территории области, с учетом их роста в среднем на 8,6%.
Неналоговые доходы областного бюджета городского в 2008 году составили 1 385,9 млн. рублей.
Наибольший удельный вес (13,7 %) в неналоговых доходах составляют доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности - 671,5 млн. руб. (рисунке 5).
Рисунок 5 - Объём и структура доходов областного бюджета Воронежской области, 2008 г.
Остановимся на особенностях структуры доходов местных бюджетов -бюджетов муниципальных образований. Структура доходов местных бюджетов определяется уровнем территории (город, небольшое поселение и др.), её экономическим потенциалом, численностью и структурой населения, многими другими факторами. Общая проблема - укрепление, наращивание финансовой базы органов местного самоуправления в рамках мероприятий бюджетной и налоговой реформы.