Раздел 1. Концепции стратегического управления

Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ КУРСА

Цель: сформировать у студентов общие представления о системе (структуре и процессе) стратегического управления организациями; обсудить ключевые проблемы стратегического управления.

Введение в программу курса. Понимание стратегического управления. Система и наука управления. Элементы организаций и процесса управления. Искусство управления. Внешняя среда. Анализ среды. Определение миссии и целей организации. Внутренняя среда организации. Цели, задачи, кадры, структура, технология.

Как научиться стратегическому управлению (СУ)? Понятие стратегии. Стратегия и состязательность. Стратегия организации. Два типа организации: традиционная и рыночно-ориентированная. Стратегия в системе управления предприятием. Стратегический менеджмент как научная дисциплина.

Тема 1.2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Цель: показать различие и взаимосвязь между стратегическим и оперативным управлением, стратегией и управленческим потенциалом, между стратегией и организационной культурой предприятия.

Факторы возрастания роли стратегического управления. Стратегия и конкуренция. Конкурентоспособность предприятия. Прикладные аспекты анализа конкурентной ситуации.

Формирование концепции стратегического управления. Стратегическое и традиционное (оперативное) управление. Процесс стратегического управления. Анализ среды. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Выполнение стратегии. Оценка и контроль выполнения.

Стратегия и управленческий потенциал организации. Стратегическое управление: создание и развитие организационно-управленческого потенциала и формирование новых организационных культурдля выбора и реализации стратегии предприятия. Создание экономичного и эффективного аппарата управления.

Формирование инфраструктуры информационно-консультационных фирм по управлению. Создание новых структур власти и подчинения на основе современных организационных культур.

 

Тема 1.3. СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА

Цель: показать различие и взаимосвязь между стратегией и политикой (организационным механизмом управления)  предприятия.

Определение и понимание политики. Стратегия и политика как факторы направления планирования. Типы стратегий и политики в различных областях деятельности делового предприятия. Факторы эффективной реализации стратегии и политики.

 

Тема 1.4. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СТРАТЕГИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Цель: сформировать у студентов общие представления об истории стратегического управления организациями.

Развитие стратегического менеджмента как научной дисциплины.

Школа дизайна. Формирование стратегии как процесс мышления. Основная модель дизайн-школы. Критика дизайн-школы. Школа дизайна: контекст и вклад.

Школа планирования. Построение стратегии как формальный процесс. Основная модель стратегического планирования. Исходные положения школы планирования. Последние достижения школы планирования. Внеплановые трудности планирования. Ошибки стратегического планирования. Контекст и научный вклад школы планирования.

Школа позиционирования. Построение стратегии как аналитический процесс. Появление М.Портера. Исходные положения школы позиционирования. Первая волна: основы стратегии в военных максимах. Вторая волна: поиск консалтинговых императивов. Бостонская консультативная группа (БКГ): устойчивость соотношений рост – доля рынка. БКГ: опыт эксплуатации. РIМS – модель. Третья волна: развитие эмпирических утверждений. Модель конкурентного анализа. Ценностная цепочка М. Портера. Основные направления исследований школы позиционирования. Критика школы.

Школа предпринимательства. Построение стратегии как процесс предвидения. Коренящиеся в экономике предпосылки. Руководство как видение. Основные посылки школы предпринимательства. Вклад, критика и контекст школы предпринимательства.

Когнитивная школа.Построение стратегии как ментальный процесс. Посылки когнитивной школы. Критика, вклад и контекст когнитивной школы.

Школа обучения. Построение стратегии как развивающийся процесс. Формирование против формулирования. Возникновение и развитие обучающей модели. Стратегические инициативы. Основные положения школы обучения. Обучение как повышение уровня собственных знаний. Вклад и контекст школы обучения.

Школа власти. Построение стратегии как переговорный процесс. Микровласть. Макровласть.

Школа культуры. Построение стратегии как коллективный процесс. Сущность культуры. Посылки школы культуры. Культура и стратегия. Шведская ветвь школы культуры. Критика, вклад и контекст школы культуры.

Школа внешней среды. Построение стратегии как реактивный процесс. Теория ситуационных факторов. Экология популяции. Критика, вклад и контекст школы внешнего окружения.

Школа конфигурации. Построение стратегии как процесс трансформации. Критика, контекст и вклад школы конфигурации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: