Сегментирование (сегментация)

1. Процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и/или поведении.

2. Сознательное разделение рынка на частичные рынки, развитие и приспособление особого предложения и программ маркетинга к таким частичным рынкам (сегментам).

3. Разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.

СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

СИСТЕМА СБОРА ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – форма рынка, для которой характерно:

- много продавцов и покупателей, каждый из них контролирует столь малую часть общего количества отдельного продукта, что это не может оказать влияния на рыночную цену;

- свободная исчерпывающая информация для покупателей обо всех торговцах, продуктах и ценах;

- полная свобода начать дело и прекратить его;

- независимость в принятии решений: никаких объединений или форм соглашений, препятствующих осуществлению вышеперечисленных условий.

Совместное предприятие – это хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран. Целями создания совместных предприятий могут быть:

- использование передовой технологии и опыта современной организации производства, получение прибыли в иностранных валютах;

- расширение сотрудничества с организациями других стран;

- извлечение прибыли на инвестируемый капитал в расчете на большую емкость внутреннего рынка других стран;

- возможность внедрения или расширения сбыта на рынках других стран.

В реальной практике организация может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено в многоотраслевых организациях. В некоторых организациях наблюдается определенная последовательность в реализации стратегий. В том и другом случае говорят, что организация осуществляет комбинированную стратегию.

СОЗНАНИЕ ФИРМЕННОЙ (ТОРГОВОЙ) МАРКИ – это знание потребителем фабричной марки, отличие им одной марки от другой.

СОПУТСТВУЮЩИЕ (ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ) ТОВАРЫ – товары или услуги, дополняющие друг друга, например, автомобиль – бензин, проигрыватель – диски.

СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА – см. маркетолог.

СПРОС – количество товара или группы товаров, которые потребители желают купить на предложенных им условиях. Измеряется на практике количеством реализованного товара.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА – преимущества в издержках производства, которыми располагает страна, регион, предприятие по сравнению с другими, например, за счет полезных ископаемых, климата, уровня зарплаты, цен на энергию и т.п.

СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА (ЖЦП) – определенный период времени в жизненном цикле продукта (стадия появления на рынке, стадия роста, стадия зрелости, стадия спада).

СТЕПЕНЬ ПОКРЫТИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРАНЫ ВНУТРЕННИМ ПРОИЗВОДСТВОМ – выраженная в процентах часть национального (внутреннего) потребления товара, которая покрывается внутренним производством.

СТЕПЕНЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ – часть возможного (или планируемого) количества торговцев, как правило, предприятий розничной торговли, которые продают товар (марочный товар) определенного поставщика. Обычно дается в цифрах исчисления от 1 до 0 напр., 0,80 или в процентах.

СТИМУЛ – побудительная причина, вызывающая действие определенных мотивов; выполняет роль «рычага» побуждения к действию.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА – термин включает в узком смысле поощрение покупателей, стимулирование труда торговых работников, поощрение промышленных заказчиков, поощрение торговых заказчиков; в широком смысле он включает еще и всю рекламную работу.

СТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ – стоимость привлечения внимания людей к товарам с помощью изображений, красок и слов в рекламных средствах.

Стратегическая задача – это предстоящее событие либо внутри организации, либо за её пределами, которое может существенным образом повлиять на способность организации достичь своей цели.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА. Выстраивание такой пирамиды – это задача не только высшего руководства. На крупных предприятиях решения по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимаются корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных функциональных отделов корпорации в целом или ее подразделений, а также менеджерами среднего звена управления. В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных уровнях.

1. Стратегия фирмы (корпоративная стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом).

2. Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании).

3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т.д.

4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представительств и отделов (внутри функциональных направлений).

На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки направить свою деятельность в другие сферы.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

С Т Р А Т Е Г И Я: В О З М О Ж Н Ы Е С Т Р А Т Е Г И И

Интеграция “Вперед” Приобретение или усиление контроля за распределительной или розничной сетью
Обратная интеграция Приобретение или усиление контроля за поставщиками
Горизонтальная интеграция Приобретение или усиление контроля за конкурентами
Проникновение на рынок Увеличение доли существующего рынка путем усиления маркетинговых усилий
Развитие рынка Введение производимого продукта на новый рынок
Развитие продукта Увеличение объема продаж путем модификации производимого продукта
Концентрическая диверсификация Добавление нового, относящегося к производимому продукту
Конгломератная диверсификация Добавление нового, не относящегося к производимому продукту
Горизонтальная диверсификация Добавление нового, не относящегося к производимому продукту для тех же потребителей
Совместное предприятие Два или более спонсора создают отдельную организацию в целях кооперации
Перегруппировка сил Перемещение активов для приостановления снижающихся продаж и прибыли
Частичная распродажа Продажа частей организации
Ликвидация Продажа всей компании или значительной ее части

Т

 

ТЕОРИЯ ‘X’ – термин Дугласа Мак-Грегора, относящийся к оценке стиля автократического руководителя в отношении его подчиненных. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности; главный вывод - людей надо принуждать работать.

ТЕОРИЯ ‘Y’ – термин Дугласа Мак-Грегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди стремятся к работе, тогда как преданность целям организации достигается функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории большая часть населения обладает творческим потенциалом.

ТЕОРИЯ ‘Z’ – термин У. Оучи - концепция “человеческого потенциала”. Суть этой концепции в том, что радикально меняется характер отношений человека и вещных факторов производства. Самым мощным мотивом является содержание работы, которая дает ему возможность раскрыть заложенный в нем потенциал, реализовать творческие задатки, способствует его развитию и доставляет удовлетворение.

Основная задача управляющего, руководствующегося «теорией Х» или «теорией Y», состоит в том, чтобы найти и обучить человека для исполнения той или иной функции. В соответствии же с «теорий Z» основная проблема заключается в том, чтобы подобрать для человека такую функцию, которая наилучшим образом позволяет ему реализовать себя.

ТИП ЛИЧНОСТИ – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительную последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

ТОВАР (ПРОДУКТ) – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобрете­ния, использования или потребления.

ТОВАРНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ – производство двух или нескольких товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т.д.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК – отличает продукт определенной компании. Большинство компаний, для того чтобы повысить узнаваемость товаров, наделяют их «фирменными именами».

ТОВАРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ – товары, которые покупаются и используются организациями и учреждениями и не предназначены для обычного производства, продажи или частного потребления. Например, конторское оборудование, продовольственные запасы для больниц и др. им подобных учреждений.

ТОРГОВАЯ МАРКА – имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов. Высокая стоимость торговых марок обеспечивает компании определенные преимущества перед конкурентами. Уменьшаются затраты на маркетинг, так как покупатели доверяют торговой марке, сохраняют высокую степень лояльности к ней. Компания получает определенный рычаг воздействия на дистрибьюторов и розничных продавцов, поскольку покупатели ждут от них продукцию под конкретными торговыми марками. Компания может устанавливать более высокие цены по сравнению с конкурентами, так как торговая марка – синоним высокого качества. Компании легче проводить расширение товарной линии, поскольку потребители доверяют торговой марке. Торговые марки обеспечивают компании определенную защиту в случае жесткой ценовой конкуренции.

Некоторые аналитики полагают, что отпущенный маркам срок жизни значительно превышает жизненный цикл товаров и предприятий компании, и относятся к торговым маркам как к основным фирменным активам. Любая сильная торговая марка есть воплощение лояльности определенной группы покупателей. Следовательно, главный актив, лежащий в основе марочного капитала, – потребительский капитал. Из этого можно сделать вывод, что истинный фокус маркетингового планирования – увеличение долгосрочной стоимости покупательской лояльности, а его важнейший маркетинговый инструмент – управление торговой маркой.

ТОРГОВО-ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – вероятность совершения обмена в заданном объеме посредством возможно меньшего числа сделок.

ТОРГОВЫЙ ПЕРСОНАЛ совокупность сотрудников организации, специализирующихся на реализации продуктов, например осуществляющих поиск потенциальных покупателей, поставку продуктов, презентацию и/или их продажу потребителям, установку и монтаж, консультации потребителей, сбор рыночной информации и т.д. Торговый персонал подразделяется на внутренний торговый персонал, осуществляющий свою деятельность из своих контор, и полевой торговый персонал, осуществляющий визиты к потребителям. Кроме того, организация может использовать торговый персонал, работающий на контрактной основе и получающий комиссионные от реализации. К такому персоналу относятся представители производителей, агенты по сбыту, брокеры, дилеры и т.д. При этом организация может использовать разные структуры торгового персонала: территориальную, продуктовую и ори­ентированную на потребителя.

ТОЧКА НАСЫЩЕНИЯ – теоретически обусловленная точка на гипотетической кривой жизненного цикла продукта. Верхняя граница суммарной кривой на стадии появления товара на рынке. Отличается от точки, где кончается подъем и начинается спад.

 

 

У

 

УБЕЖДЕНИЕ – мысленная характеристика индивидом чего-либо.

УДОБСТВО ВРЕМЕНИ – экспонирование и обеспечение наличия товара в то время, когда потребители хотят купить его.

УДОБСТВО ПРОЦЕДУРЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРА – обеспечение доступности товаров для потребителей, когда у них появляется желание воспользоваться этими товарами.

УДОБСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (МЕСТА) – размещение товара в местах, доступных для клиентов.

УЗКОЕ МЕСТО – КРИТИЧЕСКИЙ СЕКТОР – сектор в производстве, маркетинге, финансах, управлении персоналом или руководстве, являющийся узким местом.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ (МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ) – анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации.

УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ (ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ) – наука и искусство управления разработкой, внедрением, распространением, адаптацией новых продуктов, процессов, идей.

УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ МАРКОЙ – успешный имидж торговой марки есть единство трех элементов: качественного товара (Р), четкой идентичности (D) и добавленной ценности (AV):

Bs = P x D x AV.

Данная взаимозависимость имеет мультипликативный характер, так как для создания успешной марки необходимы все три элемента. Создание марки обычно начинается с наличия хорошего товара. Чаще всего восприятие товара потребителями исследуется с помощью слепых тестов. Далее, продукт должен иметь достаточно четкую идентичность (покупатели узнают его и запоминают название). Степень идентичности обычно оценивается на основе показателей направленности. И последнее, самое главное: успешная марка должна иметь добавленную ценность, внушающую покупателям ощущение, что марка и товар отличаются от конкурентов-аналогов более высоким качеством или являются наиболее предпочтительными. Измерение добавленной ценности производится в форме исследований отношений и предпочтений. Для получения экономической прибыли одного эффективного продукта недостаточно. Эффект достигается посредством брэндинга (см..) – процесса создания и развития торговых марок.

УПРАВЛЯЮЩИЙ ПО МАРКЕТИНГУ – сотрудник фирмы, занимающийся анализом, планированием, претворением в жизнь намеченного плана или функциями контроля маркетинга.

УСВОЕНИЕ – определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

Ф

 

ФАКТОРИНГ (ФАКТОРСКИЕ ОПЕРАЦИИ) – форма финансирования, при которой предприятие предоставляет товарный капитал в распоряжение другого предприятия (банка), используя кредит, векселя и др. средства платежа. Выставляя счет - фактуру, банк обеспечивает продвижение товара на рынок.

ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ (ДЕЛОВАЯ ФИЛОСОФИЯ) – часть системы организационных коммуникаций. Философия управления – это определенная идеология организации, выработка у работников отношения к коллективу, в котором он трудится, как к единой семье. В Японии этому направлению развития коммуникаций на предприятии уделяется большое внимание и подкрепляется массой крупных и малых мероприятий, множеством специальных мер поощрения и наказания, введением всевозможных ритуальных процедур и знаков фирменного отличия.

Вторым аспектом философии управления является воспитание у работников чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за нее. Если организация очень маленькая, состоит из нескольких человек и в ней нет ничего выдающегося, тогда символом может стать то дело, которое организация осуществляет. Привитие чувства патриотизма по отношению к своей организации совсем не подразумевает патриотизма по отношению к специальности или профессии. В Японии индивида воспринимают не по профессии или профилю его работы, а по тому, в какой организации он работает.

Еще одним направлением философии управления (идеологии организации) является формирование у работников чувства причастности к общему делу, выработка и поддержание такого отношения к труду, при котором труд рассматривается как средство решения в первую очередь общегрупповых задач, развития организации в целом, а потом уже как средство решения личных проблем. Для этого различными приемами прививается идея, что работники все вместе делают общее дело и что роль каждого из них, независимо от того, какую работу он выполняет, одинаково велика.

Причастность работников к общему делу в значительной мере достигается за счет того, что практически все участники трудового процесса в той или иной мере привлечены к принятию решений, например, путем внесения рационализаторских предложений (информация о принятых решениях сообщается всем практически в тот же день). Хорошо известными формами участия работников в решении общих проблем являются кружки качества, а также система принятия решений, известная под названием ринги.

Ученые выделяют две модели организации: организация общинного типа и организация экономического типа.[4].

В организации общинного типа миссия, цели и политика выражены в явном виде и сотрудник фирмы отождествляет себя с этой миссией, а тем самым с организацией. Работник жаждет выполнять любую нужную работу, предлагать новые идеи, производить высококачественную во всех заметных и незаметных деталях продукцию. Совсем не обязательно иметь подробные должностные инструкции. Это модель идеологизированной японской организации.

В США политика фирмы часто бывает гласной, но деловое кредо не всегда формулируется в явном виде, здесь используется гораздо меньше возможностей для широкого ознакомления с деловой философией фирмы. Чувство самоотождествления у работников значительно слабее. Они стимулируются экономическими выгодами. Они выполняют только предписанную работу, и, поскольку текучесть кадров велика, необходимо иметь подробные должностные инструкции. План фирмы должен быть доведен до каждого работника посредством, например, управления по целям.

Философия фирмы не только дает мотивацию работнику, но и придает предприятию направление стратегии. Приблизительным отражением стратегии является кредо. Его содержание включает изложение миссии, цели основного направления стратегии и структуры и кодекса поведения. Например, японская фирма «Мацусита» в своем кредо имеет маркетинговую ориентацию и получила прозвище «купец». Уважение к людям является целью фирмы, а в кредо кратко сказано, как эти цели достигаются.

ФИРМЕННАЯ (ТОРГОВАЯ) МАРКА – торговая марка – словесный или образный символ, используемый для того, чтобы отличать один продукт (или продукты одного предприятия) от других продуктов, возможно, с помощью регистрации и защиты законом.

ФРАНЧАЙЗИНГ, ТОРГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ – соглашение, представляющее исключительное право, заключенное между франчайз-дателем (франчайзер) и франчайз-получателем (франчайзи), когда первый за плату предоставляет второму определенные права, например, на производство, маркетинг, распределение и использование названия марки продукта.

ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА – виды деятельности, составляющие маркетинг: сбор информации и исследование рынка, планирование ассортимента продукции, сбыт и распределение, реклама и стимулирование сбыта и др.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА – тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями. Функциональная организация службы маркетинга – это структура, в которой разные специалисты по маркетингу руководят разными видами маркетинговой деятельности и подчиняются вице-президенту по маркетингу.

 

 

Ц

 

ЦЕЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ – разграничение сегментов рынка, выбор одного или нескольких из этих сегментов и разработка товаров и комплексов маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов.

ЦЕЛЬ КОМПАНИИ – ОБЩАЯ ЦЕЛЬ – ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – самая главная из нескольких целей, к которым стремится предприятие. Отличается от частичных целей, которые ставятся перед отделами или группами сотрудников или на короткие отрезки времени.

ЦЕНА – стоимость товара, измеряемая в деньгах на единицу продукции на основании предложения продавца и/или спроса покупателя или на основании фактического сбыта в данном месте в данное время.

ЦЕНА ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ТОВАРА НА РЫНКЕ – низкая цена, установленная специально, чтобы способствовать проникновению товара на новый рынок.

ЦЕНА «СНЯТИЯ СЛИВОК» – высокая цена при появлении на рынке нового товара, который нельзя сразу скопировать. Целью является получение максимальной прибыли до возникновения конкуренции.

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – конкуренция цен как основное средство конкурентной борьбы.

Ш

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ – первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным.

ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК – концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения (сложился после второй мировой войны; основан на передовых концепциях психологии и социологии).

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ – исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы

 

Э

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ – период времени между двумя наивысшими или самыми низшими пунктами деловой активности.

ЭКСПЛЕРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ – конкурентная стратегия, ориентированная на радикальные нововведения. Фирмы, занятые этим рискованным первопроходческим бизнесом, часто называют «первыми ласточками».

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – величина, указывающая на ожидаемое изменение спроса в связи с изменением цены (или других средств конкуренции) или доходов.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ – система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарика, 2001.

2. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб: Питер, 2000.

3. Панов А.И. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.

5. Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. Под ред. Л.А.Трофимовой – СПб: Питер, 2001.

6. David, Fred R. Concepts of strategic management.7th ed. Prentice hall Upper Saddle River, New Jersey, 1999.

7. Чернов С.Е., Абаимова М.Б. Менеджмент: концепции и методы стратегического управления. – М, ИНЭП, 2002.

 

Дополнительная

1. Абаимова М.Б., Чернов С.Е. Управление персоналом. – М.: ИНЭП. 1998.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.: Прогресс, 1985.

3. Ансофф Игорь Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.

4. Ансофф Игорь Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер. 1999.

5. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. С нем. – М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2002.

7. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998.

8. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. – М.: ЭКСМО, 2001.

9. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. № 1-2. – М.: МНИИПУ, 1997.

10. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. – мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.

11. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2001. – 208 с.

12. Дойль Питер Менеджмент: стратегия и тактика. – С.-Пб: Питер, 1999.

13. Дойль Питер Маркетинг, ориентированный на стоимость – СПб: Питер, 2001 

14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб: Питер, 2000.

15. Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. – Санкт-Петербург: Наука, 1996.

16. Маккей Х., Карлоф Б. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1993.

17. Мазур И.И. и др. Управление проектами. – М.: Экономика, 2001.

18. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Прогресс, 1999

19. Кунц Г., 0’Доннел С. Управления: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. 1 Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981.

20. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

21. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина – М.: Междунар. отношения, 1993.

22. Райан Боб Стратегический учет для руководителя. – М.: ЮНИТИ, 1998.

23. Хасси Д. Стратегия и планирование. – СПб: Питер, 2001.

24. Чернов С.Е., Ягуткин С.М. Теория организации. – М.: ИНЭП, 1997.

25. Чернов С.Е. Стратегическое управление. – М.: ИНЭП, 1997.

26. Чернов С.Е. управление проектами. – М.: ИНЭП, 1996.

27. Чернов С.Е. Коммуникации в управлении – М.: ИНЭП, 1997.

28. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие. под ред. А.П. Градова. – Санкт-Петербург: «Специальная литература»,1999.

29. Эванс Д. Берман Б. Маркетинг. – М.: 1993.

30. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

31. Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1999

32. Lester A. Digman. Strategic management: concepts, decisions, cases. 2nd ed.Boston: IRWIN, 1990.

33. Н. Igor Ansoff. Strategic Management. New York: Wiley, 1979.

34. Jain S.C., Marketing Planning and Strategy. 3rd ed. Cincinnati: South-Western Publishing Co.,1990.

35. Wilson Richard M.S. Gilligan Colin Strategic Marketing Management. 2nd ed. Butterworth-Heinemann, 1999.

 

 


[1]Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995,с.106.

[2] Уотермен Р. Фактор обновления: Пер. с англ./Общ. ред. В.Т. Рысина. - М.: Прогресс, 1988.

Эта книга о первостепенном значении человеческого фактора и коммуникации в перестройке организации.

 

 

[3] Словарь наиболее употребительных терминов по управлению составлен на основе следующих источников Мескон М. и др. Основы менеджмента Пер. с англ. М.: Дело, 1992.681-699; Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1989; Виханский 0.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высш. шк., 1994 и др. Виханский О.С. Вступительная статья к книге Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. - М.: Прогресс, 1987, Голубков Е.П. Маркетинг: словарь-справочник. – М.: Дело, 2001., Marschall Sashkin. A Manager's Guide to Participative Management. (N.Y.: McGraw-Hill. 1982)., Дойль Питер Маркетинг, ориентированный на стоимость. – Спб: Питер, 2001, Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001, Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1998, Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001, Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.- мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000.

[4] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. Ст. О.С.Виханского. - М.: Прогресс, 1987. с.99



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: