Раздел 3. Стратегия управления проектами: функциональные и глобальные аспекты стратегического управления

Тема 3.1. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Цель: изучить методы стратегического управления на разных этапах проектного цикла и в процессе управления проектом.

Понятия «проект» и «проектный цикл». Управление проектами в организациях.

Цели, содержание и cтратегии разработки проектов. Формулирование проекта (идентификация). Подготовка проекта. Проектный цикл. Управление внешней средой проекта. Управление устойчивостью проекта (в условиях стратегических изменений). Построение логической структуры проекта.

Анализ проекта. Маркетинговый и коммерческий анализ в бизнес-плане. 

Институциональный (организационно-управленческий) анализ. Проектирование организационной структуры управления проектом. Социальный анализ проекта. 

Управляющие проектами (проект-менеджеры и их команды). Управление процессом выполнения проектов. Переговоры и представление проекта банку. Управление материально-техническим обеспечением проекта. Торги. Оценка после завершения проекта.

Тема 3.2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЬЮ И РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Цель: изучить особенности стратегического управления в отрасли.

Объекты и субъекты стратегического управления в отрасли в условиях глобализации. Стратегическое управление отраслью на разных уровнях (глобальный, федеральный, региональный).

Особенности стратегического управления в отрасли. Региональные особенности стратегического управления в отрасли. Стратегия и вертикальные маркетинговые системы в отрасли. Стратегический контроль и оценка в отрасли. Ситуационный контроль положения предприятия: рынки; товары; новые товары (общая рыночная и производственная характеристики, рыночный тест товара); покупатели; внутренняя среда, внешняя среда, конкуренция и конкуренты; цели маркетинга; программа маркетинга; организация маркетинга; цены; товародвижение; организация торговли; формирование спроса и стимулирование сбыта (реклама, стимулирование сбыта, формирование общественного мнения, агенты); упаковка; сервис.

 

Тема 3.3. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА И УПРАВЛЕНИЕ
ПОРТФЕЛЕМ ПРОДУКЦИИ

Цель: овладеть методами выполнения стратегии и проектирования организационной структуры в условиях реализации стратегии предприятия.

Роль и место маркетинга в определении стратегии организации. Роли маркетинга в стратегическом управлении. Средство сбора и обработки информации для разработки и определения стратегий предприятия. Средство выполнения стратегий предприятия. Концепция социально-этичного маркетинга – управление организацией по-новому, ориентируясь на окружение (внешнюю среду), и лишь в частности на запросы потребителей. Инструментальный аспект включения маркетинга в стратегическое управление предприятием.

Определение стратегии маркетинга. Установление цели маркетинга. Проведение ситуационного анализа. Применение маркетинг-микс (комплекса маркетинга). Целевые рынки и достижение целей организации.

Стратегия и маркетинговый контроль. Маркетинговый контроль. Подсистемы предварительного (стратегического), текущего и последующего контроля. Практика маркетингового управления: стратегический маркетинг - менеджмент.

Стратегия продукта и анализ портфеля продукции. Концепция продуктавстратегическом управлении. Динамика продукта. Стратегия продукта.

Анализ портфеля продукции. Анализ портфеля продукции как один из важнейших инструментов стратегического управления и как основа стратегического планирования. Анализ хозяйственной ситуации и определение портфеля продукции.

Матрица «Бостон консалтинг групп». Четыре типа стратегических хозяйственных подразделений: «звезды», «дойные коровы», «вопросительные знаки» и «собаки» и стратегии для каждого из них. Другие инструменты стратегического управления портфелем продукции.

Тема 3.4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Цель: овладеть методами проектирования и реализации функциональных стратегий фирмы.

Стратегии и управление производством. Интеграция стратегий глобального маркетинга и глобального производства (японский опыт).

История стратегических концепций управления производством. Фокусирование на производстве Скиннера. Концепция производительности мирового уровня Хайеса. Концепция кривой обучения. Гибкие системы производства (ГСП). Автоматизированное проектирование (АП). Система оперативной поставки узлов («Точно вовремя»). Управление тотальным качеством. Интеграция производственной и маркетинговой стратегий в современных компаниях.

Стратегия управления финансами. Задачи финансовой стратегии. Анализ рисков. Прогнозирование денежных потоков. Увязка бюджетов со стратегией. Финансовая политика. Оборотный капитал. Дивиденды. Налогообложение. Основной капитал и амортизация. Проблема избытка ликвидных средств. Финансирование проектов. Проблемы оценки капиталовложений. Финансовая стратегия и связи с общественностью.

Стратегия управления персоналом. Стратегическое планирование человеческих ресурсов с ориентацией на результат. Стратегия персонала и бизнес-план. Управление персоналом в условиях централизации и децентрализации. Стратегия управления человеческими ресурсами и особенности бизнеса. Административное планирование. Стратегия персонала и управление развитием менеджмента организации.

Тема 3.5. КОММУНИКАЦИИ КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Цель: овладеть методами коммуникации в стратегическом планировании и управлении изменениями.

Концепции управления в условиях стратегических изменений. Приобретение навыков и умений [2] как главных элементов организационной культуры в условиях обновления фирмы. Сумма навыков (компетентностей) – конкурентное преимущество фирмы.  

Планирование или стратегия как коммуникация. Задача планирования как коммуникации. Коммуникации и планирование заданий. Планирование как коммуникация – мощный фактор интеграции. Ценность планирования как коммуникации для предприятий малого бизнеса.

Планирование как коммуникация для выявления кризисных точек. Планирование как коммуникация и система информации. Информация как главное стратегическое преимущество.

Коммуникации и контроль «по отклонениям». Коммуникации и координация функциональных стратегий. Коммуникации и контроль бюджета в стратегическом плане.

Новые средства коммуникации в стратегическом управлении.

Проведение анализа хозяйственной ситуации и определение концепции и методов управления стратегическими изменениями. Контрольный перечень мероприятий по управлению изменениями.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ курсовой РАБОТЫ

 

Письменные курсовые работы подводят итоги углубленного изучения дисциплины. Объем не должен превышать 25 страниц текста (не считая приложений). Письменная работа пишется на одну из рекомендуемых тем.

Оформление работы. На титульномлисте обязательно указывается: наименование института, факультета и дисциплины; фамилия, имя отчество и номер группы студента; ученое звание, фамилия и инициалы руководителя.

Исходные материалы (копии отчетов, справки, инструкции ит.п.) подшиваются к работе после списка литературы в качестве приложений.

В концеработы ставится дата и подпись студента.



Содержание работы.

Каждая работа должна содержать теоретический раздел, краткую характеристику организации (коммерческой, государственной или муниципальной), материалы которой используются в работе, аналитическую часть и выводы.

В работе необходимо привести графический материал – схемы, диаграммы, рисунки, фотографии, иллюстрирующие изложение (2-3 иллюстрации). В конце работы обязательно указывается библиографический список, включая ведомственные материалы, публикуемые в печати.

Примерный план работы (по любой из тем) должен состоять из следующих частей:

1. Теоретический аспект: основные положения избранной те­мы, их значение в процессе стратегического управления организацией.

2. Краткая характеристика и стратегический анализ организации (коммерческой, государственной или муниципальной) и аналитическая часть.

3. Характеристика и анализ проекта или предложений по совершенствованию и повышению результативности организации.

4. Выводы (оценка состояния исследуемого вопроса, предложения, ожидаемый эффект от реализациипредложений или проекта).

План конкретизируется каждым студентом в зависимости от избранной темы и приводится в начале письменной работы.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Процесс стратегического управления организацией.

2. Стратегия и политика в управлении организацией.

3. Контроль в рыночно-ориентированной системе управления фирмой.

4. Формирование стратегических целей управления фирмой.

5. Стратегия управления продуктом.

6. Стратегия управления проектами.

7. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью фирмы.

8. Роль руководителя и его функции в стратегическом управлении фирмой.

9. Выбор и оценка стратегии организации.

10. Анализ среды в стратегическом управлении фирмой.

11. Выбор стратегии коммуникаций фирмы.

12. Проектирование организационной структуры фирмы.

13. Стратегия и управленческий потенциал организации.

14. Управление в условиях стратегических изменений.

15. Стратегия и управление производительностью.

16. Управление коммерческими проектами фирмы.

17. Управление маркетинговыми проектами (на примере коммерческих, государственных и муниципальных организаций).

18. Управление экологическими проектами (на примере коммерческих, государственных и муниципальных организаций).

19. Управление портфелем продукции фирмы.

20. Стратегия управления персоналом фирмы.

21. Стратегия маркетинга фирмы.

22. Стратегия управления производством.

23. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью.

24. Стратегия и конкурентоспособность фирмы.

25. Стратегия экономической безопасности фирмы.

 

 

ПРИМЕРНые планы курсовых РАБОТ

ТЕМА 1. Процесс стратегического управления организацией

План

1. Формирование концепции стратегического управления.

2. Стратегическое и традиционное (оперативное) управление.

3. Проект системы стратегического управления организацией (коммерческой, государственной, муниципальной или общественной).

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 2. Стратегия и политика в управлении организацией

План

1. Стратегия и политика (организационный механизм управления)  как факторы направления развития организации.

2. Типы стратегий и политика в различных областях деятельности делового предприятия.

3. Проектирование эффективной реализации стратегии и политики фирмы.

 

 

ТЕМА 3. Контроль в рыночно-ориентированной системе управления фирмой

План

1. Рыночно-ориентированная система управления фирмой.

2. Виды контроля в рыночно-ориентированной системе управления фирмой.

3. Проект системы контроллинга фирмы.

4. Оценка результативности проекта.

 

 

ТЕМА 4. Формирование стратегических целей управления фирмой

План

1. Миссия и цели фирмы.

2. Построение дерева целей фирмы.

3. Проектирование системы управления «по целям».

4. Оценка результативности проекта.

 

 

ТЕМА 5. Стратегия управления продуктом

План

1. Стратегическая сегментация.

2. Анализ и выбор стратегических позиций.

3. Выбор стратегии управления продуктом.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 6. Стратегия управления проектами

План

1. Стратегическое и традиционное (оперативное) управление.

2. Анализ существующей системы управления проектом.

3. Выбор стратегии управления проектом.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 7. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью фирмы

План

1. Анализ внешней среды и направления инвестиционной деятельности по повышению конкурентного статуса фирмы.

2. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров.

3. Выбор стратегии развития и технического перевооружения предприятия.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 8. Роль руководителя и его функции в стратегическом управлении фирмой

План

1. Концепция управленческого потенциала и определение возможностей руководства фирмы.

2. Анализ стратегической позиции.

3. Характеристика главного руководителя фирмы и выбор системы управления.

 

 

ТЕМА 9. Выбор и оценка стратегии организации

План

1. Выбор стратегии организации.

2. Методы выбора и оценки стратегии организации.

3. Ситуационный анализ выбора стратегии организации.

4. Оценка результативности проекта.

 

 

ТЕМА 10. Анализ среды в стратегическом управлении фирмой

План

1. Методы анализа среды фирмы.

2. Анализвнешней и внутренней среды. Определение стратегического потенциала фирмы. Цели, задачи, кадры, структура, технология.

3. Проект системы стратегического контроля фирмы.

4. Оценка результативности проекта.

 

 

ТЕМА 11. Выбор стратегии коммуникаций фирмы

План

1. Место и роль системы коммуникаций в стратегическом управлении фирмой.

2. Анализ сложившейся коммуникационной стратегии.

3. Стратегия применения современных информационных технологий массовой, групповой и межличностной коммуникации.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

ТЕМА 12. Проектирование организационной структуры фирмы

План

1. Стратегия и организационная структура фирмы.

2. Анализ сложившейся организационной структуры фирмы.

3. Проект развития организационной структуры фирмы.

4. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 13. Стратегия и управленческий потенциал организации

План

1. Концепция организационного потенциала фирмы.

2. Институциональный анализ возможностей и проектов фирмы.

3. Проект организационного развития фирмы.

4. Оценка результативности проекта.

 

 

ТЕМА 14. Управление в условиях стратегических изменений

План

1. Стратегическое управление в реальном режиме времени и в условиях стратегических изменений.

2. Институциональный анализ стратегии фирмы.

3. Управление стратегическими задачами фирмы.

4. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 15. Стратегия и управление производительностью

План

1. Стратегия фирмы и контроль производительности.

2. Анализ управления производительностью фирмы при решении стратегических задач фирмы.

3. Проектирование системы управления повышением производительности в фирме.

4. Оценка результативности проекта.

 

 

ТЕМА 16. Управление коммерческими проектами фирмы

План

1. Коммерческие проекты в развитии фирмы. Проектный цикл коммерческого проекта.

2. Стратегия управления коммерческими проектами фирмы.

3. Разработка механизмов реализации стратегии.

4. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 17. Стратегическое управление маркетинговыми проектами
(на примере коммерческих, государственных и муниципальных организаций)

План

1. Маркетинговые проекты в развитии организации (региона).

2. Анализ системы управления маркетингового проекта.

3. Стратегия управления маркетинговым проектом.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 18. Стратегическое управление экологическими проектами
(на примере коммерческих, государственных или муниципальных организаций)

План

1. Экологические проекты в развитии организации (региона).

2. Анализ системы управления экологическим проектом.

3. Ситуационный анализ выбора стратегии экологического проекта.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 19. Управление портфелем продукции фирмы

План

1. Анализ портфеля продукции.

2. План исследования портфеля продукции

3. Определение желаемого портфеля продукции и выбор стратегии фирмы.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 20. Стратегия управления персоналом фирмы

План

1. Анализ среды и кадрового потенциала фирмы.

2. Проблемы формирования мотивации работников фирмы в её высокой результативности.

3. Стратегия управления персоналом фирмы.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 21. Стратегия маркетинга фирмы

План

1. Определение маркетинговых сегментов, выбор целевых рынков и позиционирования на рынке.

2. Маркетинговые стратегии в различных рыночных ситуациях.

3. Стратегия и маркетинговая программа фирмы.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 22. Стратегия управления производством

План

1. Анализ внешней среды и прогнозирование развития производства на фирме.

2. Стратегия достижения конкурентных преимуществ за счет лидерства в снижении затрат.

3. Стратегическое управление производством при выборе стратегии лидерства в снижении затрат.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 23. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью

План

1. Анализ среды внешнеэкономической деятельности и прогнозирование спроса.

2. Анализ внутрифирменных факторов.

3. 3. Стратегия проекта выхода фирмы на внешний рынок.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 24. Стратегия и конкурентоспособность фирмы

План

1. Основные факторы и силы, влияющие на конкурентную позицию фирмы.

2. Конкурентное преимущество и конкурентный статус фирмы.

3. Оценка уровня конкурентного статуса фирмы и разработка стратегии фирмы.

4. Разработка механизмов реализации стратегии.

5. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на фирме решений избранной стратегии.

 

 

ТЕМА 25. Стратегия экономической безопасности фирмы

План

1. Стратегия фирмы и понятие антикризисного управления.

2. Разработка стратегии предотвращения банкротства фирмы.

3. Разработка механизмов реализации стратегии.

4. Разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: