МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО ВЯТСКАЯ ГСХА
Экономический факультет
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Ю.П. Попов, И.Ю. Бешкарева, В.В. Грецков
Философия
Часть
Учебное пособие для студентов и бакалавров Вятской ГСХА
Киров 2016
УДК 1(07)
ББК 87.я7
П87(07)
Попов Ю.П., Бешкарева И.Ю., Грецков В.В. Философия: Учебное пособие. Ч.2. - Киров: Вятская ГСХА, 2016. - 91 с.
Рецензенты:
к.ф.н., доцент кафедры истории и философии Вятской ГСХА Казакова О.А.;
д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии Вятского государственного университета Останина О.А.
Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии (протокол № от 2016 г.).
Учебное пособие содержит не только теоретический материал, но и хрестоматийные тексты по истории философии, концептуальным проблемам современной науки, культуры и научной картины мира, методические советы по работе с научными текстами, тесты и задания по подготовке к семинарским занятиям.
|
|
Цель пособия – изложить в системном виде связь теоретического материала с текстами первоисточников; создать методические основы организации самостоятельной работы; способствовать формированию навыков самостоятельного прочтения текстов первоисточников.
© Попов Ю.П., Бешкарева И.Ю., Грецков В.В., 2016
© ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2016
Оглавление
Тема 5. Единство мира и научная картина мира 4
п.1. Понятие и структура НКМ.. 5
п.2. Содержание и основания НКМ.. 7
п.3. Принципы НКМ.. 8
Тема 6. Теория познания 35
п.1. Цель, смысл и сущность познания. 35
п.2. Основы и источники познания. 36
п.3. Уровни научного познания. 37
п.4. Ступени перехода от опыта к теории. Методы построения и обоснования знания 38
Тема 7. Логика и методология научного познания 60
п.1. Диалектика и метафизика. 61
п.2. Основные законы диалектики. 61
п.3. Основные положения критического рационализма К.Поппера. 63
п.4. Концепция научных исследовательских программ И.Лакатоса. 65
п.5. Достоинства и ограниченность постпозитивизма. 66
Тема 5. Единство мира и научная картина мира
В философских системах прошлого преобладал натурфилософский подход. Натурфилософия в буквальном толковании была и есть философия природы. Природу объясняли средствами философского мышления. В многообразии натурфилософских систем начало сущего и единство мира выводили из гипотетических представлений об апейроне, атоме, числе, идеи, матери и т.д.
|
|
Зарождение экспериментального исследования природы связано с эпохой Г. Галилея и Ф. Бэкона. Оказалось, что бытие, как таковое, реально не существует. Как понятие оно относится к сфере натурфилософских категорий. Реально же существует мир природы.
На основе опыта и эксперимента к веку ХIХ в разных областях естествознания был собран обширный эмпирический материал и появились теории для его объяснения.
В мышлении ученых и философов ХIХ века сохранилось стремление найти в многообразии данных физики, биологии, геологии некую общую основу. Но как рационально выразить представления и об этой основе и о единстве мира.
В плане натурфилософском это стремление выражалось в концепциях «тождества бытия и мышления», полемике Ф. Энгельса и Е. Дюринга и т.д. Е. Дюринг был не одинок в позиции «единство мира выражается в мышлении», «мир един, потому что мы мыслим его единым» и т.д. Далеко не одиноким был и Ф. Энгельс («единство мира в его материальности»).
Какое – то время позиции натурфилософии и реальной практики естествознания не «пересекались». Но к началу ХХ века научное знание вышло на новый уровень размышлений Г. Герца, М. Планка, В. И. Вернадского. Размышления были связаны с поиском ответов на вопросы о появлении в научном знании, теориях утверждений, которые не вытекают из опыта. Как к ним относиться? Г. Герц и М. Планк обратились к научной картине мира как к понятию и факту науки, В.И. Вернадский к научному мировоззрению («О научном мировоззрении», 1902 г.). Итог их размышлений сводился к тому, что в научном знании помимо его опытного происхождения есть мировоззренческие и философские истоки.
Случилось так, что явление и понятие «научная картина мира» в ХХ веке не стало предметом западной философии науки. Причина в том, что в ней преобладали вариации неопозитивизма, для которого предметом философии является «язык» науки, на котором ученый объясняет мир. В традициях отечественной философии науки сохранился интерес к тематике НКМ. Разработка проблем научной картины мира отчетливо проявилась в работах. М.В. Мостепаненко, В.С. Степина, В.А. Михайловского, Г. Хона, Ю.П. Попова и др.
Понятие и структура научной картины мира (НКМ)
Знания о мире можно выражать в разных формах: понятия, принципы, законы, теории, концепции (система идей), система знаний, научная картина мира.
НКМ – система оснований, идеалов и принципов, которые влияют на содержание знания, определяют выбор целей, путей и методов, а также способ интерпретации результата.
Структурно НКМ содержит в себе содержание, основания, идеалы и принципы. В общепринятых толкованиях НКМ сводят к разным вариациям системности знания о мире. Безусловно, что НКМ есть форма знания, но эту форму можно и нужно выразить через структурные элементы.
Содержание НКМ определяют базовые теории и эмпирический базис. Например, механика И. Ньютона и опытные данные, которые сделали возможным её признание.
Основания НКМ – система идей, на которые опирается теория, но в формах конкретно – научного знания их не выражает. Можно различать собственные, философские и социокультурные основания. Например, в собственных основаниях биологического знания на протяжении веков была идея неизменности (Аристотель, христианство) в природе. Сложнее обстоит дело с философскими основаниями. Как известно, в истории философии есть два направления: материализм и идеализм. Существование мира признается и материализмом и идеализмом. Но есть различия. Они проявляются в признании тех сущностей, от которых зависит состояние реального мира. Идеализм в его разнообразных исторических формах принимает воздействие каких-то внешних сущностей (Бог, абсолютная идея и т.д.), от которых зависит материальное начало. Согласно материализму таких сущностей в природе нет, все изменяется по её внутренним законам. Классические примеры связаны с идеями Ф. Аквинского и признанием И. Ньютоном первопричины движения («Бог завел мировые часы»), ибо бесконечная цепочка причин движения не приводила к её началу.
|
|
В идеализме выделяют два направления: субъективный идеализм и объективный идеализм.
В пределах материализма в ясном виде проявили себя материализм метафизический и материализм диалектический. Принципиальное различие между ними выражается в отношении к идее развития. Есть различия и по методам познания.
Идеалы – познавательные ценности, от которых зависит выбор цели, путей и методов.
Принципы – утверждения научного знания, которые принимаются без доказательства.
В истории философии науки выделяют глобальные и локальные НКМ.
Глобальные НКМ охватывают все области научного знания. К ним относятся натурфилософия, классическая (XYII – XIXв. в.), неоклассическая (ХХ в.) и современная (постнеклассическая). Последняя из них находится в стадии формирования.
Локальные НКМ различаются по областям знания: физическая НКМ, биологическая НКМ и т.д. В свою очередь, в каждой из них также принято выделять своеобразие картины мира. Это отчетливо проявляется в области физического знания, в котором выделяют этапы механистической НКМ, электродинамической НКМ, релятивистской и квантово – полевой НКМ.
Каждая из НКМ содержит в себе определенное содержание, основания, принципы, образы мира (мир как «часовой механизм» периода классической НКМ), тип рациональности (В.С. Степин) и представления человека о своем месте в мире («Я и мир»).