Детерминизм Лапласа и статистический детерминизм

Детерминизм – учение о том, что в мире все взаимосвязано.

Основные положения детерминизма П. Лапласа (1749 — 1827).

а) все в мире происходит согласно необходимости;

б) в основе необходимости – закономерность;

в) закономерность проявляются в формах причинных отношений.

Уязвимым местом этой формы детерминизма выразилось в отношение к случайности. Реально она была, а в мировоззрении и НКМ её не принимали, ибо признание случайности противоречило модели мира как «часового механизма». Случайность - это непредсказуемость и неопределенность изменения состояний любых систем. Выражали факт её признания следующим: случайность – форма проявления необходимости, или случайность – форма дополнения необходимости, или случайность – результат незнания или несовершенства прибора.

В ХХ веке решающую роль в становлении новых взглядов на детерминизм сыграли открытия в квантовой физике, молекулярной биологии, генетике и т.д. В квантовой физике непосредственной базовой основой пересмотра отношения к детерминизму в его прежних формах стал принцип неопределенности В. Гейзенберга (1901 - 1976). Соотношение неопределенностей (1927г.) Гейзенберг выразил в формуле отношений координаты и импульса частицы Δx х Δv> h/m, (где Δx — неопределенность пространственной координаты микрочастицы, Δv — неопределенность скорости частицы, m — масса частицы, а h — постоянная Планка).

Но еще чуть раньше Луи де Бройль (1892-1987) в 1924 г. выдвинул идею о волновых свойствах материи. В своей работе «Свет и материя» он писал о необходимости использовать волновые и корпускулярные представления не только в теории света, но также и в теории материи. Гипотеза Луи де Бройль получила название корпускулярно – волновой дуализм (λ = h/p).

В этой формуле выражена зависимость длины волны (λ) частицы вещества, от импульса частицы (p).

Это положило начало признания вероятностных представлений в учении о свете и веществе. Итогом исследований и дискуссий к середины ХХ века стало признание новых форм детерминизма. Наряду с причинными формами детерминации есть функциональные связи и отношения, структурные связи и отношения, кондициональные связи и отношения (зависимость протекания процесса от условий). Отношение к признанию случайности остается проблемным. Слишком высоким был авторитет классических представлений о детерминизме, ибо с ним были связаны физические законы сохранения. Известна горечь фразы А. Эйнштейна: «Бог не играет в кости!». Горечь в том, что признание случайности может поставить под сомнение гармоничную предсказуемость устройства мира и способности человека её осознать.

В современной НКМ признание случайности становится фактом научного знания и это, в свою очередь, приводит к изменению базовых положений мировоззрения.

Принцип непрерывности – прерывности. В их названии сохраняется физический смысл квантовой концепции и биологии. В мировоззренческом плане классической НКМ непрерывность означала неисчерпаемость энергии и вещества. В плане экономическом – неисчерпаемость ресурсов природы. В 1885 году физик Р. Клаузиус («О запасах энергии в природе и их оценка с точки зрения использования человечеством») с точки зрения второго начала термодинамики доказывал, что природа не способна возобновлять свои ресурсы. Признание подобной гипотезы стало фактом второй половины ХХ века. И это вызывает ревизию экономических и экологических позиций человека.

В этом принципе утверждается признание двойственности основ бытия, вещества и энергии как структурных форм его организации. В пределах линейной модели эволюции непрерывность как принцип отношения к миру неизбежно приводит к противоречиям. В пределах цикличной модели эволюции непрерывность – прерывность не вызывает противоречий.

Принцип соответствия объясняет связь между теориями. Известны разные варианты выяснения связей между теориями в их генетическом и актуальном проявлениях.

Например, связь между механикой Ньютона (Н) и релятивистской механикой А. Эйнштейна (Э) можно выражать схемой:

1.                                         2.                                     3.

 

                                                                              старая теория

                                                                         не отбрасывается,

                                                                         а становится частью новой.

 

 

Принцип системности. Любое многообразие можно рассматривать как систему элементов. Системность в организации явлений любой природы является областью общей теория систем, областью системных исследований, системного подхода и системного метода.

Признание принципа системности связано с фактом появления «системного (синергетического) эффекта». В системе появляется качество, которого нет у её отдельных элементов. Каковы истоки появления «системного эффекта»? Это является предметом и целью принципа системности.

Принцип эволюционизма. Эволюция есть учение о развитии в определенных его формах. Идеи эволюции в истории науки формировались в пределах философии, биологии, термодинамики, социологии и др. областей знания. В каждой из этих областей акценты на несколько разных областях и аспектах эволюции. Утверждение этой идеи нередко проходило в драматических формах, ибо она затрагивала основы мировоззренческих позиций.

 Итогом драмы и дискуссий стало признание «универсального эволюционизма» (Н. Моисеев), «глобального эволюционизма» (Э. Колчинский), «коэволяции» (Р.Карпинская). Нас не должны смущать различия в названиях, ибо в каждом из них выражен общий смысл толкования процесса эволюции. Он состоит в том, что эволюция природы, общества и человека есть единый и взаимосвязанный процесс, а состояние и будущее эволюции связано с деятельностью человека.

Принцип самоорганизации утверждает способность систем любой природы к самоорганизации. В истории философии было достаточно много вариаций этой темы. Но, как правило, они сводились к логическим размышлениям. В современной НКМ идеи самоорганизации утверждаются под воздействием синергетики.

Синергетика ("энергия совместного действия" от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие») – это наука о самоорганизации сложных систем, о взаимосвязи хаоса и порядка. Развитие синергетики идет по нескольким направлениям: синергетика (Г. Хакен), неравновесная термодинамика (И.Р. Пригожин) и др.

Одна из общенаучных задач синергетики — выяснение законов взаимодействия хаоса и порядка, в результате которого в системах возникает упорядоченность структуры и связей элементов.

В исходных положениях синергетического подхода мы выделяем идею нелинейности (многовариантности) изменений, идеи цикличности и необратимости времени (темпоральный аспект). Нелинейность допускает альтернативность вариантов динамики. Цикличность предполагает чередование (повторяемость) устойчивого динамического состояния замкнутых систем.

Современная НКМ формируется под воздействием новых принципов и в этом процессе концепции универсального эволюционизма и самоорганизации занимают ключевые позиции, ибо они затрагивают не только общенаучные, но и глубинные основания мировоззрения человека.

Смена НКМ всегда происходила в форме «научной революции». В ней выражалось не только и не столько коренное изменение знаний человека об окружающем мире, сколько изменение НКМ. Историю науки можно представить как процесс смены НКМ и драмы ученых в этом процессе.

Что же происходит в результате «научной революции»? Её результатом становится смена оснований, идеалов и принципов, типов рациональности. Разумеется, что все это происходит на основе изменения содержания знаний. Но не это самое главное. Приращение знаний может проявлять себя в линейной бесконечности. А «революция научная» - это некий «скачок» в перерыве постепенности. «Научная революция» неизбежно сопровождается «драмой» мышления и сознания. Менять устойчивые представлений прежней картины мира - это всегда сложный процесс сознания. Его «драму» в свое время выразил М. Планк (новые идеи еще никогда не побеждали, просто уходили сторонники старых идей). В наше время это выразил Н. Моисеев в своем расставании с простотой.

 «Научные революции» прошлого вызревали под влиянием открытий в науке и их последующим осмыслением. В особенностях современной «научной революции» проявляется своеобразная обратная связь. Она не сводится только к изменению знаний о мире, а происходит в сфере осмысления оснований, идеалов и принципов. А это является областью сознания, мышления и методологии выбора ученого.

В целях любой философской системы прошлого было заложено стремление к осознанию и формам описания единства мира. К этой цели стремиться и современная философия. В возможностях современной философии складывается и уточняется представление о научной картине мира (НКМ). Очевидно, что идея единства мира есть некая идеализация знаний человека на определенном этапе развития науки, но, тем не менее, она позволяет выразить знания о мире в целостной виде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: