Глава4. Женщина-руководитель. Особенности управления коллективом. Восприятие. Классификация

Бытует мнение (его, кстати, разделяют и мужчины, и женщины), что работать под началом женщины - задача не из легких. Речь не о том, конечно, что женщине недостает ума быть стратегом или политиком. Множество примеров (Екатерина II, Маргарет Тэтчер, Индира Ганди) говорит об обратном. И все же руководителей различают прежде всего по половому признаку, деловые качества в этом раскладе остаются "за кадром".

Функция руководителя - объединять людей в коллектив, планировать и координировать их действия и осуществлять контроль над исполнением своих распоряжений, Для этого мало быть профессионалом - здесь нужно качество, именуемое "лидерством". Подчиненные должны признавать бесспорный авторитет начальника-лидера, который: способен видеть дальше и быть проницательнее любого из них; умеет брать на себя инициативу; признанный арбитр в межличностных отношениях; не боится риска.

Разве психологический портрет женщины - мягкой, пассивной, загадочной - не полная противоположность нарисованному выше.

Лидерство - понятие многоплановое. Первый план - профессиональные качества: второй - степень информированности (и умения добывать информацию) и третий - эмоциональная сфера. Что касается профессионализма и информированности, здесь на высоте оба пола. С эмоциями сложнее. Слабый пол опережает в этом отношении мужчин. Женщины более непредсказуемы (пресловутая "женская логика"), чаще подвержены смене настроений, предпочитают оценивать сотрудников по принципу "нравится - не нравится", не могут сосредоточиться на одной проблеме, отрешившись от всего остального, и т.д.                         

Сегодня все чаще на руководящие должности назначают женщин, тем не менее, такое назначение – это всегда тема для обсуждений. Исключение составляют, пожалуй, только традиционно «женские» отрасли, где мужчин крайне мало или вовсе нет: детские сады, аптеки, библиотеки, турагентства, магазины тканей, книг, косметики и т.д.

В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты управления, построенные на внимании к личности. Иными словами, в терминах социологии женщины управляют при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины - на основе инструментов власти (принуждение и иерархия).

Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи.

Многие мужчины, привыкшие к иерархическим отношениям власти «начальник - подчиненный», считают проявлением слабости попытку руководителя-женщины управлять в системе партнерского взаимодействия. Что касается управления женщинами, привыкшими к мужскому стилю начальствования, то появление женщины-руководителя часто влечет за собою расцвет интриг и подсиживания.

Женщина не способна качественно управлять в иерархической системе, она будет делать это хуже мужчины-руководителя. Но условия бизнеса в наши дни меняются все чаще и чаще, компании вынуждены делать организационные структуры все более адаптивными и руководить сотрудниками приходится с помощью не властных, а мотивационных инструментов, поэтому будет расти востребованность женщин-руководителей.

Психологически женщина скорее “марафонец”, а большинству мужчин привычнее и комфортнее работать в спринтерском ритме. У женщины от природы больше терпения, выдержки, она спокойнее переносит трудности и способна гораздо дольше выдерживать психологический гнет. С другой стороны, мужчины легче мобилизуются, способны полностью сконцентрироваться и направить все свои силы на достижение конкретной цели или решение сложного вопроса.

У каждого человека своё индивидуальное восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме создают обобщенный образ руководителя того и другого пола со своим набором качеств.

На первое место мужчины в женщине-руководителе ставят женственность, хорошую внешность, обаяние. Мужчинам не нравится в женщине вообще и в женщине-руководителе неряшливость, неопрятность, безвкусица в одежде, безмерная косметика и украшения.

Вторая группа наиболее ценимых качеств у женщины-руководителя - компетентность (знание дела) и деловитость. Женский стиль руководства выступает как сочетание таких неоднородных качеств, как доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля.

Третья группа качеств - умение общаться с людьми. Представители сильного пола терпеть не могут, когда руководитель-женщина, копируя далеко не лучшие "образчики", грубит, кричит, стучит кулаком по столу, бранится. Самое приемлемое - оставаться собой, не терять то хорошее, что дано природой. Особое качество руководителей-женщин - эмоциональность. Мужчины понимают, что без эмоций нет женщины. Но чисто эмоциональные методы руководства они не воспринимают или "воспринимают" с резкими оценками. Следует отметить, что оценки женщин применительно к руководителю-женщине имеют свою женскую специфику, окраску.

Психологи отдают предпочтение руководителям-женщинам, обосновывая это тем, что:

А) из женщин получаются лучшие руководители, потому - что они умеют думать сразу о нескольких делах и, одновременно, составлять планы на будущее, тогда как мужчины способны сконцентрироваться на одном вопросе, предпочитая решать вопросы последовательно;

Б) женщины по своей природе более организованы и способны действовать эффективно, потому что они матери, брать на себя ответственность - это в природе женщины;

В) женщины целеустремленней и последовательнее мужчины, лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе;

Г) женщины - менеджеры превышают своих коллег мужчин практически во всем показателям, они более коммуникабельны, лучше используют возможности решать вопросы обратной связи, им свойственно доверительное поведение, они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий, четче осуществляют человекоориентированный менеджмент и, считаясь с подчиненными, способствует этим повышению производительности труда.

Проводя исследование, выявили два типа начинающих женщин-руководителей в зависимости от их отношения к власти – «наседка» и «хищница». Конечно, такая типологизация весьма условна: в жизни все более разнообразно.

 

«НАСЕДКА»

Как курице-наседке не свойственно стремиться к власти в курятнике (на это есть петух), так и женщине-руководителю этого типа власть ради власти не нужна. Власть не является для нее самоцелью. Известие о назначении воспринимается ею с тревогой, а иногда и со слезами. Вышестоящему руководству приходится уговаривать женщину занять должность, убеждать в том, что она как никто другой способна сплотить коллектив и качественно выполнять работу.

Женщины-«наседки», как правило, любимы коллегами: их ценят в коллективе, к ним обращаются за помощью и советом. Как это принято говорить, у них качественно налажены горизонтальные связи. Отчасти это объясняется отсутствием властных черт в характере, а также деликатностью и умением находить общий язык со всеми. Руководителю-наседке приходится решать по меньшей мере три важные задачи.

Задача № 1: помогать выстраивать субординацию так, чтобы не испортить отношений

1. Предупредить женщину-руководителя о том, что на первых порах ее ждет эмоциональная изоляция: скорее всего, коллеги уже не станут обсуждать с ней последние новости, приглашать на чаепитие, при ней будут более сдержанными в оценках и т.п.

2. Ставить задачи и осуществлять контроль не индивидуально, а, по возможности, на планерках.

3. Желательно, чтобы при постановке задач и контроле на первых порах присутствовал внешний руководитель – это позволит приятельницам быть сдержаннее.

4. Использовать прием «разделения ответственности»: «А что бы вы сделали на моем месте?»

Задача № 2: избавиться от желания наделить своих коллег благами и отказаться от профсоюзной деятельности

После того как Н. назначили руководителем группы бренд-менеджеров фармацевтической компании, первым ее шагом стало изучение ситуации в коллективе. Затем она подготовила документы о необходимости повысить зарплату нескольким подчиненным, а одному из ключевых бренд-менеджеров существенно увеличить оклад

1. Объяснять, что у начинающих руководителей часто возникает желание заняться «благотворительностью» за счет компании. Подсознательная цель такой деятельности – понравиться, удовлетворив потребности коллектива. Осознание помогает отделить интересы компании от желания всем нравиться и принимать более взвешенные решения.

2. Разъяснять, что такое поведение может привести к «эффекту тягловой лошади» – взваливанию на себя непосильных обязанностей, выполнению работы вместо подчиненных. Следствие – усталость, стрессы, обиды и, как итог, перерождение в «хищницу».

3. Вводить строгое бюджетирование, требовать утверждения дополнительных трат у вышестоящего руководства.

Задача № 3: ставить задачи, требовать их выполнения и перестать рефлексировать по поводу принятых решений.

1. Разъяснять, что вместо вопросов нужно высказывать четкие просьбы и задания, обязательно оговорив сроки их выполнения.

2. Ввести обязательные планерки с ведением протокола для упрощения процедуры постановки задач.

3. Ни в коем случае не бросать одну в надежде на то, что она сама «выплавет». В этой ситуации ее нужно поддерживать, хвалить, ободрять, помогать и регулярно интересоваться, есть ли проблемы, нужна ли помощь. Желательно на первом этапе прикрепить доброжелательного наставника.

4. Вводить инструкции, процедуры, облегчающие начинающему руководителю процесс принятия решений, распределения заданий, постановку задач.

«ХИЩНИЦА»

Для женщины-хищницы власть нужна как признание ее заслуг, статуса, квалификации, лучших способностей. Назначение на новую должность воспринимается ею как закономерный шаг, лишний раз доказывающий правоту ее принципов и действий. Женщина-хищница в большинстве случаев карьеристка. Такая женщина демонстрирует успех и умеет грамотно преподнести его как личную заслугу. Правда, ее профессионализм специфичен: это средство достижения заветной цели – признания и успеха.

Задача № 1: не стать нападающей и преодолеть желание «ровнять» и «строить».

1. До назначения провести разъяснительную работу о том, что у некоторых женщин, получивших назначение, нередко возникает желание самоутвердиться за счет коллег. «Эффект звезды» может проявляться в желании дописать к готовым техническим заданиям и инструкциям свои «избранные» пункты и потребовать их выполнения.

2. На начальных этапах присутствовать при постановке задач и при осуществлении контроля. Следить за соблюдением процедур по выстраиванию обратной связи.

3. Назначать заместителем мужчину – по оценкам экспертов, это сглаживает ситуацию.

4. Обязательно отмечать статус сотрудницы.

5. Объяснять, что стремление всех «подровнять» может закончиться «эффектом огруппления мышления», когда ради желания сохранить хорошие отношения в коллективе, избежать конфликта, подчиненные поддержат любые решения руководителя и не выскажут конструктивной критики.

Задача № 2: отказаться от того, чтобы взять завышенную планку.

1. Разъяснять, что большинство целеустремленных людей могут преодолевать трудности, но не все. Поэтому важно оценить возможности всего коллектива не по собственным силам, а по средним показателям работы.

2. Контролировать количество взятых на отдел/подразделение задач, проектов, учитывая, что такой руководитель в целях самоутверждения может завышать планку требований, увеличивать нагрузку на подчиненных (или поручать им свою работу), чтобы достичь результата и оправдать ожидания.

3. Регулярно проводить аттестацию, во время проведения которой предоставлять сотрудникам возможность высказаться.

4. Вводить систему подготовки преемников.

5. Предоставлять «хищнице» возможность получать признание посредством публичных презентаций результатов, увеличивать нагрузку, а не полномочия, поручать реализацию новых проектов.

Стоит отметить, что описанные выше примеры – это, скорее, крайности, в жизни мы почти всегда имеем место с женщинами-руководителями смешанного типа.

Женщин-руководителей можно классифицировать и следующим образом.

"Мужчина в юбке". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными.

Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке" ведет своих подчиненных по производственной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах". Свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне. В таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры - склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке" сотрудничают, как правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего делать.

"Добрая мама". Эта категория женщин-руководителей - прямая противоположность описанной выше. Здесь все строится на эмоциях. Личное обаяние - один из главных рабочих "инструментов".Стиль ее обращения к подчиненным - "мальчики", "девочки", "давайте жить дружно".

«Добрая мама» сверхлиберальна, и потому в коллективах, возглавляемых ею, мало-помалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому.

"Ситуативный " тип женщины-руководителя вплотную примыкает к предыдущему типу, только лозунг "Давайте жить дружно" сменяется лозунгом "Все для победы!" Женщина-руководитель этого типа -энтузиаст. Она буквально горит на работе: приходит раньше всех и уходит последней. Рабочий стол ее завален бумагами, где "важные" перемешаны с "неважными", а "срочные" - с "долгоиграющими". Столь же хаотичны ее отношения с подчиненными: начальница "ситуативного" типа может вдруг запамятовать, кто за что отвечает, к какому сроку должен быть исполнен тот или иной проект и т.д. Для людей, привыкших к размеренному, неспешному ведению дел, это сущее наказание. Но если вы твердо знаете свои служебные обязанности и в состоянии спокойно разъяснить их - все не так уж скверно.

 

Заключение.

Сферы приложения активности женщин исторически были весьма ограничены, вековой опыт руководства домашними делами укрепил понимание «женщины-менеджера» только на уровне семейной экономики. Поэтому проблемы женского руководства до недавнего времени не привлекали должного внимания со стороны науки - управления, социальной психологии, социологии и др. В последние десятилетия влияние тендерных различий на трудовую деятельность и карьеру, прежде всего особенности поведения женщин в организации, стало объектом специальных исследований. Проблемы труда женщин, в том числе и руководителей, периодически освещаются в работах российских и зарубежных ученых.

Всегда будут женщины, успешные в бизнесе. Но успешных мужчин, прежде всего на руководящих постах, всегда больше. Это связано с гендерными различиями. Женщины ориентированы на стабильность, а природа бизнеса требует склонности к риску, к инновациям, в чем гораздо сильнее мужчины. Есть профессии, где требуется умение не столько рисковать, сколько выстраивать систему, поддерживать ее стабильность, предвидеть заранее грядущие изменения. На этих полянах в качестве более эффективных управленцев, вполне возможно, будут преобладать женщины.

На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

Сейчас всё большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

 

 

Список литературы.

1. Гейл Эванс. Играй как мужчина, выигрывай как женщина; М, ЭКСМО, 2010;

2. Шон Берн. Гендерная психология; СПб, 2001;

3. Управление персоналом: учеб. пособие/под ред. Г.И. Михайлиной.-2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИТК "Дашков и К", 2007;

4. Галенко В.П. Как эффективно управлять организацией?/В.П. Галенко, О.А.Страхова, С.И.Файбушевич.-М.:Бератор-Пресс, 2003;

5. Психологический практикум("Секретарь-референт" №10 2008)

6. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент: учебник/В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Высшая школа, 2004

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: