Экономическая природа конкуренции

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине  «Экономическая теория»

Тема: «Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме»

                                         

                                                                    

                                                                                              Выполнил:

Студент гр. М-51з

Качесова А.В.

 

Проверил:

Касаткина Е.В.

 

 

                                                                          

                                                                  

                                                                2006 год

Содержание

Введение.........................................................................................2

I. Конкуренция

1. Экономическая природа конкуренции.................................4

2. Виды конкурентной борьбы.................................................5

1.1 Совершенная конкуренция.........................................5

1.2 Несовершенная конкуренция......................................9

  2.2.1Монополистическая конкуренция.......................10

2.2.2 Олигополия...........................................................14

2.2.3 Монополия............................................................16

3. Виды конкурентного поведения...........................................19

4. Современные виды монополизма........................................22

II.Конкуренция в России

1. Малый бизнес в России и совершенная конкуренция......23

2. Дифференциация продукта как способ

рыночной адаптации российской промышленности.........24

2.1.Слабая дифференциация российских товаров...........24

  2.2.Ценовая и неценовая конкуренция............................25

  2.3.Преимущества неценовой конкуренции...................25

3.Олигополии в России.............................................................28

3.1Крупные предприятия как ядро экономики в России.28

4.Легальные барьеры защиты монополии в России..............30

5.Конкуренция и ценообразование в России...........................31

Заключение.........................................................................39

Список используемой литературы....................................41

Введение

Центральной фигурой процесса, осуществляющей в потоках обмена поиск и отбор необходимой информации, является пред­приниматель. Прежде всего его интересуют возможности получения дохода, не замеченные другими участниками процесса производства и обмена товаров. Предприниматель — это организатор производ­ственного процесса, действующий на свой страх и риск. Его дея­тельность нацелена на поиск новых товаров или технологий, позво­ляющих реализовать обнаруженное им расхождение между нынеш­ними ценами факторов производства и будущими ценами продукта, который может быть произведен с их помощью.

С предпринимательством связан и такой аспект рыночной ор­ганизации экономики, как конкуренция.

Р. Кантильон рассматривал предпринимателя в рамках механиз­ма рыночного равновесия, где цены формируются под воздействием спроса и предложения и где предприниматель обнаруживает воз­можность покупать дешево — продавать дорого. Такая возможность существует из-за временно возникающих несоответствий спроса и предложения, "играя" на которых предприниматель способствует установлению рыночного равновесия. Согласно теории Кантильона, предпринимательство — это умение предвидеть и рисковать, покупая по известной цене и продавая по неизвестной. Вознаграж­дение предпринимателя выступает в виде дохода за принятые на себя риск и обязательства, которые из-за непредсказуемости собы­тий могут быть невозмещены.

Ф. Хайек считает конкуренцию прорывом в будущее, контуры которого сегодня лишь слабо обозначены. Неизбежные для такого "прорыва" потери Хайек связывает не с разрушительным характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью поступков людей. Более того, он полагает, что "конкуренция ценна лишь постольку, поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, которые кто-либо мог запланировать".

Рыночная организация экономики — это система рынков, важ­нейшими из которых являются рынки факторов производства, рынки потребительских товаров, денежные и валютные рынки, рынки ценных бумаг. Кроме того, на каждом из них, сохраняя известную обособленность, взаимодействуют отдельные сегменты, специализированные товарные рынки. Например, относительно самостоятельно функционируют такие сегменты рынка факторов производства, как рынок труда, рынок земли, рынок сырья и т.д. На потребительском рынке такими сегментами выступают рынки отдельных товаров: автомобильные рынки, рынки кофе, обуви, одежды, жилья и т.д. На денежном рынке существуют рынки ссудных капиталов и рынки движения наличных денег, обслужива­ющих индивидуальное потребление.

Соответствует ли эта система высокой идее классиков-эконо­мистов о том, что рынок — "очевидная и простая система естест­венной свободы", к которой стремился и во многом уже пришел весь мир?

Отвечая на этот вопрос, трудно оспаривать плодотворность их идеи о том, что при определенных общественных условиях, которые в наши дни экономисты обозначают термином "работающая кон­куренция", частные интересы, несомненно, могут быть сочетаемы с интересами роста богатства всего общества. Современная экономи­ка может в большей или меньшей мере быть управляема коллектив­ной волей, подчиняться единому замыслу, однако если это дейст­вительно рыночная экономика, то в ней строго объективны прин­ципы и правила поведения людей. Действия отдельного человека на рыночную ситуацию повлиять не могут, во всяком случае, они неощутимы, в том числе если речь идет о формировании цен. В этой системе любой человек платит по тем ценам, которые в данный текущий момент существуют на рынке и в рамках которых он может делать выбор лишь в количестве товара, покупаемого по этим ценам. Однако нельзя отрицать и тот факт, что формирование цен — это результат совокупности действий отдельных людей, цены подчиня­ются в своем окончательном установлении совокупности индиви­дуальных реакций и со стороны покупателей, и со стороны продав­цов. Именно в этом смысле принцип "невидимой руки" А. Смита означает способность рынка обеспечивать рациональный эффект, не зависящий от воли и намерений отдельного индивида.

Со времен появления классических трудов экономистов о рынке существует идея неприятия этой системы. "Естественная свобода" в экономике, как и любое действие в интересах отдельного, частного индивида, сторонниками идеи неприятия рынка рассматривалась как вредная для общества в целом. Основа подобных утверждений проста: поскольку рыночной экономикой движет мотив частного интереса, а не общественные цели, значит, она не может служить совокупным интересам общества и даже вредна для него. Подобные утверждения существовали и во времена А. Смита, в ответ на которые он сформулировал лишь один постулат о децентрализован­ной, атомистической конкуренции, обеспечивающей "максималь­ное удовлетворение потребностей".

Каким же образом это происходит? Ответ, по А. Смиту, прост: в условиях полной экономической свободы каждый добивается полного удовлетворения своих потребностей, тогда богатое общество способно стать обществом богатых индивидов. Однако это лишь общая схема, предусмотрен и экономический механизм. Отмечается, что свободная конкуренция способна приравнивать цены к издержкам производства, оптимизируя распределение ресурсов внутри каждой отрасли производства. Смит развивает эту идею: свободная конкуренция на рынках факторов производства способ­на уравнивать "чистые преимущества" этих факторов во всех отраслях, оптимизируя распределение ресурсов между отраслями. Подчеркиваем, что даже в таком варианте рассмотренный Смитом механизм не объясняет исчерпывающе проблему оптимального распределения ресурсов в децентрализованной экономике при свободной конкуренции. В теории рынка А. Смита эта проблема затронута постольку, поскольку, по его мнению, децентрализован­ная система цен дает результаты в динамике: увеличивает емкость рынка, расширяет преимущества, связанные с разделением труда, т.е. является механизмом, обслуживающим накопление капитала и рост богатства общества.

В данной работе представлена на рассмотрение тема о понятии конкуренции. Даны виды конкурентной борьбы в современной экономической науке. Широко раскрыт каждый вид конкуренции, приведены примеры из российской экономики и практики.

 

Экономическая природа конкуренции.

Необходимым условием успешного развития производительных сил является постоянный рост уровня их обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к непрерывной и все увеличивающейся концентрации и централизации капитала, монополизации производства. Масштабы явления красноречиво характеризуют следующие цифры: в Великобритании, например, одна компания производит свыше 90% продукции черной металлургии и две-75% компьютеров; во Франции два концерна контролируют почти 100% выпуска автомобилей, а два других-70% выплавки стали; в Японии пять компаний практически монополизировали все производство компьютеров; в Италии одна компания производит более 90% автомобилей, а другая-94% чугуна.

Сегодня для прогрессивного развития промышленности, внедрения новейших технологических достижений нужна централизация ресурсов. Отдельное же предприятие не имеет ни ресурсов, ни интеллектуальных сил, чтобы уверенно держать сегмент рынка. Его технологический уровень может поддерживаться только в рамках группы предприятий, консолидирующих свои усилия и ресурсы в общем технологическом комплексе.

Послевоенное развитие мировой экономики характеризуется активизацией процессов концентрации и централизации капитала производства за рамками национальных границ отдельных государств, подъемом их на национальный уровень. Большинство рынков занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией. В то же время необходимо сказать, что образование монополий не только следствие процессов концентрации и централизации, а результат научно-технического процесса.

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособлено и выступают по отношению друг друга как конкуренты.

Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в разных рыночных ситуациях неодинаковы.

В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.

Конкуренция хотя и связана с определенными издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: