ТЕМА 4: Виды макроэкономических стратегий и опыт их реализации в странах с различным уровнем развития экономики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

 

Факультет экономический

 

Кафедра «Экономика и предпринимательство»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.э.н., проф. Н.Г.Новикова

__________________________

«____» _____________ 2008 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Дисциплина  «Стратегическое планирование»

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Специализация ________________________

 

 

 

М О С К В А

2008 год


Методические рекомендации разработаны на основании рабочей программы дисциплины «Стратегическое планирование»

 

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика и предпринимательство»

 

Протокол №                                                   «____» ______________ 2008г.

Зам. зав. кафедрой                                   к.э.н., доцент Кривошеева Т.М.

 

 

Методические рекомендации  одобрены Учебно-методическим Советом ФГОУВПО «РГУТиС»

 

Протокол №                                                   «____» ______________ 2008г.

 

 

Методические рекомендации разработал:

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»        Е.Ш.Танеева

 

 

Согласовано:

Зам.проректора-начальник Учебно-методического управления к.э.н., доцент     Дуборкина И.А.

 

 

Начальник методического отдела   Рыженок Н.В.



Цели и задачи дисциплины

 

    В условиях современной экономики одной из наиболее актуальных проблем прикладного характера с точки зрения ее управления на всех уровнях становится стратегическое планирование.

Стратегическое планирование как новая форма планирования получило широкую популярность за рубежом сравнительно недавно. Главными причинами стали обострение международной конкуренции, усложнение механизмов управления, возрастающая безработица, сокращение занятости и возникающие в связи с этим социальные противоречия в обществе.

В России возможность и потребность применения стратегического подхода в планировании, как отмечают специалисты, определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в настоящее время набирают вес гуманистические принципы управления экономикой, ставящие основной целью устойчивое развитие всех субъектов экономических отношений, создание благоприятной среды жизнедеятельности человека, в том числе и предпринимательской среды. Во-вторых, возрастает реальная конкуренция во всех областях национальной экономики. В-третьих, выбор направления развития любого элемента национальной экономики требует согласования интересов различных групп населения, предпринимателей, органов управления.

В связи с этим цель курса «Стратегическое планирование» состоит в том, чтобы дать студентам ясное представление о сущности стратегического планирования на всех уровнях управления национальной экономикой и на уровне предприятия, а также в формировании и углублении у студентов опыта практического планирования, в частности составления стратегического плана и отдельных его элементов.

В содержании курса выделены три основные раздела: общие подходы с стратегическому планированию; особенности стратегического планирования на макро и мезоуровнях; стратегическое планирование на уровне фирм и корпораций.

В целях приобретения студентами необходимых знаний и навыков программой предусмотрены следующие виды занятий:

· проведение лекционных, семинарских и практических занятий;

· выполнение контрольных аудиторных заданий, в том числе в форме тестов;

· индивидуальные консультации преподавателя;

· самостоятельная работа студентов.

 

Объем и содержание дисциплины

 

Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля

Виды занятий и контроля

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Полная программа Сокращ. программа Полная программа Сокращ. программа
Всего часов по учебным планам 125 125 125 125
Лекции 26 18 12 10
Практические занятия 26 18 8 6
Семинарские занятия        
Лабораторные работы        
Консультации по курсу        
Всего аудиторных занятий 52 36 20 16
Самостоятельная работа студента по спец. 080504 «Государственное и муниципальное управление»   73   89   105   109
Курсовой проект или работа        
Реферат        
Контрольная работа     10 6
Зачет 8 5 10 6
Экзамен        

 

Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий

№ п/п

 

Наименование тем

Очная форма

Заочная форма

Полная программа

Сокращенная программа

Полная программа

Сокращенная программа

Л П Л П Л П Л П
  Раздел 1. Стратегическое планирование как особая форма планирования 8 8 4 4 4 2 4 2
1. Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макро и микроуровнях 2 2

 

2

 

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

2. Этапы стратегического планирования. Система стратегических планов и программ 2 2
3. Методическое и информационное обеспечение стратегического планирования 4 4 2 2 2 2
  Раздел 2. Стратегическое планирование на макро и мезоуровнях 8 8 6 6 4 2 2 2
4. Виды макроэкономических стратегий и опыт их реализации в странах с различным уровнем развития экономики 2 2 2 2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

5. Стратегическое планирование развития страны 2 2 2 2
6. Стратегическое планирование регионального развития 2 2

 

2

 

 

2

 

 

2

 7. Стратегическое планирование развития городов 2 2
  Раздел 3. Стратегическое планирование на микроуровне 10 10 8 8 4 4 4 2
 8. Стратегический анализ развития организации 4 4 2 2

 

2

 

2

 

2

 

 

2

 9. Планирование миссии и целей организации 2 2 2 2
10. Разработка и выбор стратегий развития организации 2 2 2 2

 

2

 

2

 

2

11. Стратегии развития крупных и средних корпораций в России и за рубежом 2 2 2 2
  Итого 26 26 18 18 12 8 10 6

 

Методические рекомендации для преподавателя по проведению лекции по курсу «Стратегическое планирование»

Раздел 1. Стратегическое планирование как особая форма планирования

ТЕМА 1: Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макро и микроуровнях.

ЦЕЛЬ: изучение теоретических подходов к стратегическому планированию.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования.

2. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования.

3. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне.

4. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Роль и значение планирования в экономике. Предпосылки возникновения стратегического планирования. Стратегическое планирование как специфическая форма планирования. Цели, задачи и функции стратегического планирования. Особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне. Особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите основные предпосылки возникновения и развития стратегического планирования.

2. Дайте определение стратегического планирования как сравнительно новой специфической формы планирования.

3. В чем заключаются особенности стратегического планирования на макроэкономическом уровне?

4. В чем заключаются особенности стратегического планирования на микроэкономическом уровне?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

2. Основы стратегического планирования: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Знание, 1998.

ТЕМА 2: Этапы стратегического планирования. Система стратегических планов и программ

ЦЕЛЬ: изучение трех этапов стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Этапы разработки стратегического плана: стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор.

2. Модели формирования стратегического плана: модель Гарвардской группы, модель Ансоффа, модель Стейнера, обобщенная модель.

3. Процесс формирования стратегического плана на макроэкономическом уровне. Этапы государственного стратегического плана.

4. Особенности разработки стратегического плана на микроэкономическом уровне.

5. Процедуры стратегического программирования и проектирования как часть процесса стратегического планирования.

6. Классификация стратегических программ по различным признакам.

7. Структура стратегических программ.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Особенности формирования стратегического плана. Процесс формирования стратегического плана на макро- и мезоуровнях. Особенности разработки стратегического плана на микроуровне. Процедуры стратегического программирования и проектирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризовать основные этапы разработки стратегического плана.

2. Представить обобщенную модель стратегического плана или составить собственную модель.

3. Что представляет собой процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана?

4. Что представляет собой процесс обоснования и разработки стратегического плана организации?

5. Что представляют собой процессы стратегического программирования и проектирования?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Мельничук Д. Методологические аспекты подготовки корпоративного стратегического плана. // Маркетинг. Выпуск № 6, 2000.

2. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

ТЕМА 3: Методическое и информационное обеспечение стратегического планирования.

ЦЕЛЬ: изучение методического и информационного обеспечения стратегического планирования.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Основные методические подходы к проведению стратегического анализа: PEST-анализ, SWOT-анализ, SNW-анализ.

2. Процесс целеполагания (целеформирования): определение миссии и целей объекта планирования. Количественные и качественные характеристики цели: целевой ориентир, целевой индикатор, целевой норматив.

3. Стратегический выбор как третий этап стратегического планирования:

· формирование альтернативных вариантов стратегии;

· оценка альтернативных вариантов стратегии;

· выбор предпочтительного варианта стратегии.

4. Информационное обеспечение стратегического планирования.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Методика стратегического анализа. Методические подходы к процессу целеполагания. Методические подходы к формированию стратегий. Информационное обеспечение процесса стратегического планирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие методы используются в стратегическом анализе для оценки внешней окружающей среды? Ресурсного потенциала организации?

2. Какие общие характеристики необходимо принимать в расчет при построении полной иерархии целей объекта планирования?

3. Какие основные принципы используются в процессе формирования целей?

4. Какие основные принципы используются в процессе формирования стратегий?

5. Какие этапы составляют процесс стратегического выбора?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Дашевская Г.М., Китникова В.Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). – М., 1992.

2. Коротков А. Статистическая методология матричного метода стратегического планирования продукта. // Маркетинг. Выпуск № 3, 2001.

3. Лобанова Е.Н., Соколова О.В. Стратегическое планирование на предприятиях: Методические разработки. – М., 1990.

4. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

5. Читипаховян П. Методологические проблемы стратегического планирования развития интегрированных корпоративных структур. // Российский экономический журнал. Выпуск № 9, 2000.

 

Раздел 2. Стратегическое планирование на макро и мезоуровнях

ТЕМА 4: Виды макроэкономических стратегий и опыт их реализации в странах с различным уровнем развития экономики.

ЦЕЛЬ: изучение макроэкономических стратегий и практического опыта их реализации в странах с различным уровнем развития экономики.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Определение политической и экономической стратегии государства и экономической политики государства.

2. Классификация макроэкономических стратегий по различным признакам.

3. Критерии качества макроэкономических стратегий: экономические индикаторы, социальные индикаторы, финансовые индикаторы.

4. Стратегии промышленно развитых стран.

5. Стратегии развивающихся стран.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Классификация макроэкономических стратегий по различным признакам. Критерии качества макроэкономических стратегий: экономические индикаторы, социальные индикаторы, финансовые индикаторы. Стратегии промышленно развитых стран. Стратегии развивающихся стран.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Приведите основные критерии качества макроэкономических стратегий.

2. Какие макроэкономические стратегии в настоящее время реализуются США, Японией, странами Западной Европы?

3. Какие макроэкономические стратегии в настоящее время реализуются странами Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Россией?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

2. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Стерлин А.Н., Тумин И.В. Стратегическое планирование в США. – М.: «Наука», 1990.

 

 

ТЕМА 5: Стратегическое планирование развития страны.

ЦЕЛЬ: изучение стратегического анализа развития национальной экономики в целом и отдельных ее составляющих.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Стратегический анализ развития национальной экономики. Основные этапы проведения стратегического анализа: ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны; разработка прогнозов развития национальной экономики.

2. Концепция социально-экономического развития страны: главная цель формирования концепции, структура концепции, оценка стартового социально-экономического потенциала страны, стратегические цели развития страны, выбор стратегии развития страны (государственный стратегический план).

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Стратегический анализ развития национальной экономики. Основные этапы проведения стратегического анализа: ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны; разработка прогнозов развития национальной экономики. Концепция социально-экономического развития страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем заключаются особенности проведения стратегического анализа развития национальной экономики?

2. Охарактеризуйте основные разделы Концепции социально-экономического развития страны.

3. Какими показателями характеризуется стартовый социально-экономический потенциал страны?

4. В чем состоят основные цели социально-экономического развития страны?

5. Что представляет собой государственный стратегический план?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. Выпуск № 8, 2001.

2. Хальфин Р. Некоторые подходы к стратегическому планированию в здравоохранении // Экономика здравоохранения. Выпуск № 4-5, 2001.

 

 

ТЕМА 6: Стратегическое планирование регионального развития.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей стратегического планирования на региональном уровне.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Особенности стратегического планирования развития регионов: индикаторы региональных интересов, субъекты и объекты регионального планирования, цели социально-экономического развития региона.

2. Концепция комплексного социально-экономического развития региона: структура концепции, процесс формирования концепции, анализ и оценка исходной социально-экономической ситуации в регионе, обоснование и выбор целей социально-экономического развития региона, выбор стратегии развития региона (региональный стратегический план).

3. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона: региональная политика (институциональная, инвестиционная, финансовая социальная и т.п.).

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Особенности стратегического планирования на региональном уровне. Концепция комплексного социально-экономического развития региона. Механизм реализации концепции социально-экономического развития региона: региональная политика (институциональная, инвестиционная, финансовая социальная и т.п.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем заключаются особенности стратегического планирования регионального развития?

2. Охарактеризуйте основные разделы концепции социально-экономического развития региона.

3. Какими показателями используются для анализа и оценки исходной социально-экономической ситуации в регионе?

4. В чем состоят основные цели социально-экономического развития региона?

5. В чем заключается механизм реализации концепции регионального развития?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. – М.: Пресс-сервис, 1997.

 

ТЕМА 7: Стратегическое планирование развития городов.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей стратегического планирования развития городов.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Особенности стратегического планирования развития городов.

2. Организация процесса стратегического планирования развития городов.

3. Процесс разработки стратегического плана социально-экономического развития городов.

4. Механизм реализации стратегического плана: использование системных регуляторов социально-экономического развития городов.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Особенности стратегического планирования развития городов. Организация процесса стратегического планирования развития городов. Процесс разработки стратегического плана социально-экономического развития городов. Механизм реализации стратегического плана: использование системных регуляторов социально-экономического развития городов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем состоят особенности стратегического планирования развития городов?

2. Какие основные элементы должен включать в себя стратегический план социально-экономического развития городов?

3. Какие на сегодняшний день существуют проблемы в отечественной системе стратегического планирования и управления развитием городов?

4. Приведите примеры стратегического планирования и управления развитием городов за рубежом.

5. Что представляют собой системные регуляторы социально-экономического развития города?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Основная литература:

1. Харитонова Т.В. Стратегическое планирование: учебное пособие, ФГОУВПО «РГУТиС». – М.: 2007.

Дополнительная литература по теме:

1. Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. – М.: Пресс-сервис, 1997.

 

Раздел 3. Стратегическое планирование на микроуровне


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: