Методы обучения рисунку

Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков (1832—1919).

Главную роль в системе обучения Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим, помогала сверять изображение с натурой – "система проверочного рисования". При обучении рисованию с натуры нужна строгая система и методическая последовательность выполнения учебных задач. Обучая рисованию, педагог должен в ясной и понятной форме разъяснить основные положения академического рисунка, активизировать познавательную деятельность ученика.

Имя Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943) в истории становления и развития советской методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлением в нашей стране специальных художественно-педагогических учебных заведений, готовящих учителей рисования с высшим образованием (художественно-графических факультетов при пединститутах) для средней общеобразовательной школы.

Д.Н. Кардовский прошел хорошую академическую школу рисунка у прославленного П.П. Чистякова и, кроме того, занимался в Мюнхене в школе у А. Ашбе и сложился как художник у Репина. Таким образом, Кардовский хорошо ознакомился с западноевропейской школой рисунка и сформировался в крупнейшего специалиста учебного рисунка. Как педагог Д.Н. Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Все ученики Кардовского вспоминают его с большой благодарностью, любовью и уважением. Кардовский старался не только "поставить глаз и руку" ученика, но и стремился повысить художественную культуру учащегося.

В основу своего метода преподавания Кардовский положил "обруб", то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм. Особенно большое значение придавал Кардовский конструктивной связи между частями формы предмета. Правильно рассматривает Кардовский и задачи учебного рисунка, отделяя творческое рисование от учебного. Рассматривая учебный рисунок как строгую учебную дисциплину, Кардовский всегда помнил и об индивидуальности особенностях ученика.

Кардовский воспитал целую плеяду замечательных художников-педагогов.

В академической системе преподавания рисунка: рисунок ученика всегда резко отличается от работы взрослого художника, и каждый может это легко заметить. Это сказывается и в уровне мастерства, и в глубине знаний перспективы, анатомии, теории теней. Если же сравнить работы учеников средней общеобразовательной школы с произведениями художников-профессионалов, получивших художественное образование, то даже неискушенному в искусстве человеку будут видны большие различия.

Отход от академических традиций учебного рисунка и методов его преподавания начался под влиянием импрессионизма. С появлением импрессионизма нарушается четкая система обучения, теряется конкретность учебных задач и дидактических принципов. На все замечания педагога ученики отвечали одно – «А я так вижу!» Молодежь стала увлекаться выразительной линией, сочным штрихом, рисунок начал приобретать характер эмоционального наброска; законченность и проработка деталей вытеснялась «живописной», «экспрессивной» манерой.

При геометральном методе обучение рисунку основывалось на геометрии. По мнению сторонников этого метода, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а также позволяет проверять изображение измерением.

Все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. Например, рисуя бабочку, ученик видит, что ее общая форма напоминает трапецию, поэтому вначале он намечает трапецию, а затем уточняет форму по натуре; рисуя ведро, ученик вначале изображает усеченный конус, а затем уточняет форму по натуре и т. д.Безусловно, такая методика преподавания облегчает овладение рисунком, помогает понять основы реалистического изображения.

Представители геометрального метода считают: чтобы изобразить предмет правильно (реалистически), его нужно хорошо изучить — познать характер формы, пропорции, особенности строения и т. д.

Одновременно с этим ученик должен усвоить правила и законы построения реалистического изображения. Все это открывает богатые возможности для общего образования и эстетического воспитания. Понимая педагогическую ценность академического направления в обучении рисованию, они утверждают, что и в общеобразовательной школе обучение должно проходить по всем правилам искусства.

Натуральный метод обучения заключается в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Такой метод рисования сложен не только для начинающего, но и для опытного рисовальщика. Представители этого метода доказывали, что их метод, в отличие от геометрального, приближает ученика к жизни, к природе. По их мнению, геометральный метод (в частности, Дюпюи) пригоден только для профессионального обучения рисунку и совершенно неприемлем для общеобразовательной школы, так как он якобы не учитывает возрастные особенности детей и их интересы.

Метод обучения рисунку Либерти Тэдда. По его системе обучения учащиеся должны вначале учиться рисовать попеременно то правой, то левой рукой, а затем выполнять симметричные фигуры одновременно обеими руками (рис. 117).

 

Рис. 117. Метод рисования Л. Тэдда.

 

Исследуя методы преподавания рисования в общеобразовательных школах в конце XIX – начале XX века надо учитывать, что в этот период учебный предмет рисование включал уже четыре вида занятий: рисование с натуры где занимались рисунком и живописью, декоративное рисование (занятия декоративно-прикладным искусством) тематическое рисование и беседы об искусстве.

 

Прием показа способов изображения (способов действия) - один из важных в обучении школьников. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может бытъ общим и индивидуальным. Причем индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка. Кроме того, различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком. Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения. Показ технических приемов сов падает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора. Применение показа на первом и последующих занятиях принципиально отличается. Когда предмет данной формы изображается впервые, показ осуществляет педагог (после соответствующего обследования). Непременным условием являет ся пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании. На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются ученики.

Таким образом, прием показа может входить в структуру как словестного, так и репродуктивного метода. Если же организовать поисковую деятельность и дети могут демонстрировать найденные ими варианты изображения, то показ своих находок детьми входит в структуру эвристического метода, так как в ситуацию поиска ставятся все дети, а показ - как бы публичная демонстрация одного из вариантов изображения.

Какой бы метод мы ни применяли, практически невозможно обойтись без учительского рисунка на доске, без показа приемов работы.

В последнее время обычный рисунок мелом на доске все больше и больше уступает место рисунку на больших листах бумаги или на матированном пластике. Это дает возможность не только, показать приемы, но и продемонстрировать возможности художественных материалов.

При выполнении таких рисунков необходимо соблюдать элементарные требования:

- рисовать и объяснять надо одновременно: нельзя рисовать молча, а затем уже объяснять;

- нельзя во время рисования загораживать рисунок, надо стоять боком и так, чтобы рисунок был хорошо виден всему классу;

- после демонстрации и объяснения учебный рисунок необходимо убрать, чтобы учащиеся не копировали его.

 

Обучение живописи

Живопись с натуры как метод предполагает целенаправленное наблюдение, изучение натуры, что дает возможность лучше понять и изобразить предметы, объекты окружающего мира, а также правдоподобно передать их форму и цвет.

Метод развития художественного восприятия основывается на восприятии детьми творчества различных художников и помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус.

 

Практический метод - тренировочные упражнения. Главный их смысл - не только выработать технические навыки в работе с различными художественными материалами, но и стимул к дальнейшей творческой деятельности, подготовительный этап в создании художественного образа.

Обучении композиции

Занятия композицией по системе Чистякова включали два основных раздела. Первый преследовал цель выработать понимание картинной плоскости как определенного целого, в котором размещение предметов создает то или иное «напряжение». Если это «напряжение» не уравновешивалось в самой картинной плоскости, то нарушалась необходимая для правдивой передачи натуры замкнутость изображения и возникало ощущение искусственности. Известные чистяковские упражнения на различное размещение точек в рамках, постановку натюрмортов и предметов в интерьере, определение зрительного центра среди многих вещей предполагали поиски наилучшего композиционного построения и достижения целостности рисунка, этюда, наброска. Основной задачей этих упражнений являлось ознакомление с конструктивными особенностями организации картинной плоскости. Молодому художнику необходимо было понять, как строятся пространственные планы и заполняется пространство в картинной плоскости, какими средствами достигается наиболее строгое целостное решение.

Второй раздел в системе обучения Чистякова работа над композициями с ясно выраженным жанровым содержанием. Они представляли собой скорее этюды с натуры, в которых художник мог что-то добавить, а что-то опустить. Сюжетная композиция здесь использовалась прежде всего для верного построения действия, поиска соответствующего типажа и т. п. Эти задания могут быть названы композицией в прямом смысле слова. В них присутствовал момент если и не сочинения, то во всяком случае составления сюжета молодой художник учился подыскивать необходимые атрибуты, строить сцену, трактовать сюжет как действия людей, развитие их поступков и т. д. Благодаря этому ее свойству ни один из учеников его не походил на другого. Учитель бережно сохранил зерна самобытности в них и не только сохранил, но, как мудрый садовод, приумножил и облагородил в этом великая жизненная, правда, педагогики Чистякова, его особая заслуга перед русским искусством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: